СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки народов Приамурья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с нанайской сказкой, со сказителями. Когда можно рассказывать сказку...

Просмотр содержимого документа
«Сказки народов Приамурья внеклассное занятие»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Джуен.












Внеклассное занятие по теме:

Сказки народов Приамурья».










Гаер И.В.



















Цель занятия:

  • Познакомить со своеобразием нанайского фольклора.

  • Познакомить детей со сказителями и слушателями сказки.

  • Рассказать о назначении сказки.

  • Учить выразительному чтению сказки с элементами подражания животному миру.

  • Прививать любовь к своей культуре.


Ход занятия:

  1. Вступительная беседа «О назначении сказки».


_ Пять тысяч лет назад народы Дальнего Востока создали свой неповторимый художественный мир. По древним поверьям нанайцев, жизнь протекает в трёх мирах:

«нижний» (подземный) – это корни дерева, пресмыкающиеся, рыбы;

«средний» (земля) – сухопутные животные и люди;

«верхний» (небо) - птицы, солнце, луна.


Своеобразие быта дальневосточников, их наблюдения над жизнью и древние поверья отражены в сказках.


«Ка-а, ка-а, ка-а» - так всегда нанайцы начинают рассказывать сказку. Это междометие-заклинание. Оно подводит слушателей к восприятию сказки, а также разгоняет злых духов.

  • Дети, кто знает как по-нанайски сказка?

  • Нингман.

  • Что такое нингман?

  • Нингман – туй би произведениесэл, художественнай вымыселку.

  • Нингмансо – человек, который рассказывает сказку, сказитель.

  • Дяринсо - сказитель-певец.

  • Сказку должны рассказывать только взрослые и только ночью. Днём сказку может услышать ветер и сорока, разнесут по земле, и её услышат злые духи.

  • Существовали даже запреты:


- Нельзя сказку рассказывать перед рыбной ловлей – по земле далеко слух разносится, а по воде – ещё быстрее и дальше.


* Когда сказку рассказывали, всем действующим лицам подражали: за птицу – пели как птица, конь ржёт и речь становится как ржание.





* Кому же предназначалось слово сказки?


* Нанайский сказитель нингмансо имел перед собой 2 категории слушателей:

1. Духи природы, к которым была обращена акустика сказки.

2. Соплеменники, которых сказка посвятила во многие таинства общения человека с миром.


_Сегодня, ребята, мы будет слушателями и сказителями.

- Андрей прочитает нам сказку «Жестокий Мудур-Мэргэн».

* Почему сказка названа «Жестокий Мудур-Мэргэн»?

* Какие качества проявила сиротка Теринга, Побеждая Мудур-Мэргэна?

* В чем причина превращения Мэргэна в человека, а Теринги – в красавицу?


  • Доброта даже зло превратит во благо. Такова мораль этой сказки.

  • В основе сказки – противостояние человека (в данном случае – это Теринги) дракону. Бедная Теринга имеет веселый нрав, храброе сердце. Она очень трудолюбива. Она отважно отправляется «Победить» дракона Мудур.

  • Мудур – жестокий, глаза как два блюдца горят. Он погубил множество девушек. Однако, он не только жесток, но и справедлив, он может покарать человека смертью, но может и воскресить. И этот акт милосердия совершается в сказке после того, как Теринга выдерживает все испытания. Жестокость сказочного дракона условна о совершается во благо. Испытания, которые выдержала Теринга, превратили её в красавицу, а Мэргэна в человека.

  • Такой финал традиционен в нанайских сказках: мужество, смекалка, добро может преобразить любого человека.


Ребята, давайте сейчас мы нарисуем наших героев. Практическая работа.


- А теперь мы будем сказителями, но сказителями необычными. Разделимся на две группы. Каждая группа готовит свою сказку.для инсценирования. Мы должны догадаться из какой сказки эти отрывки.

- Показ сказок.

1 группа – сказка «Айога».

2 группа – сказка «Хэрэ и то».

- Обсуждение содержания сказок.

- Дети, скажите пожалуйста

- Итог занятия.




























Просмотр содержимого презентации
«Сказки народов Приамурья»

Сказки народов Приамурья. Сказки представляют высокую эстетическую ценность, важную для понимания духовной культуры народов Приамурья.

Сказки народов Приамурья.

Сказки представляют высокую эстетическую ценность, важную для понимания духовной культуры народов Приамурья.

    Нингмансо – сказитель; человек, который рассказывает сказку. Дяринсо - певец-сказитель.
    • Нингмансо – сказитель; человек, который рассказывает сказку.
    • Дяринсо - певец-сказитель.
      Духи природы. Соплеменники. Духи природы. Соплеменники. Духи природы. Соплеменники. Духи природы. Соплеменники. Духи природы. Соплеменники.
      • Духи природы. Соплеменники.
      • Духи природы. Соплеменники.
      • Духи природы. Соплеменники.
      • Духи природы. Соплеменники.
      • Духи природы.
      • Соплеменники.
      «Отважная Теринга и жестокий  Мудур-Мэргэн».

      «Отважная Теринга и жестокий Мудур-Мэргэн».


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!