Просмотр содержимого документа
«Сказки народов Приамурья внеклассное занятие»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Джуен.
Внеклассное занятие по теме:
Сказки народов Приамурья».
Гаер И.В.
Цель занятия:
Познакомить со своеобразием нанайского фольклора.
Познакомить детей со сказителями и слушателями сказки.
Рассказать о назначении сказки.
Учить выразительному чтению сказки с элементами подражания животному миру.
Прививать любовь к своей культуре.
Ход занятия:
Вступительная беседа «О назначении сказки».
_ Пять тысяч лет назад народы Дальнего Востока создали свой неповторимый художественный мир. По древним поверьям нанайцев, жизнь протекает в трёх мирах:
«нижний» (подземный) – это корни дерева, пресмыкающиеся, рыбы;
«средний» (земля) – сухопутные животные и люди;
«верхний» (небо) - птицы, солнце, луна.
Своеобразие быта дальневосточников, их наблюдения над жизнью и древние поверья отражены в сказках.
«Ка-а, ка-а, ка-а» - так всегда нанайцы начинают рассказывать сказку. Это междометие-заклинание. Оно подводит слушателей к восприятию сказки, а также разгоняет злых духов.
Дети, кто знает как по-нанайски сказка?
Нингман.
Что такое нингман?
Нингман – туй би произведениесэл, художественнай вымыселку.
Нингмансо – человек, который рассказывает сказку, сказитель.
Дяринсо - сказитель-певец.
Сказку должны рассказывать только взрослые и только ночью. Днём сказку может услышать ветер и сорока, разнесут по земле, и её услышат злые духи.
Существовали даже запреты:
- Нельзя сказку рассказывать перед рыбной ловлей – по земле далеко слух разносится, а по воде – ещё быстрее и дальше.
* Когда сказку рассказывали, всем действующим лицам подражали: за птицу – пели как птица, конь ржёт и речь становится как ржание.
* Кому же предназначалось слово сказки?
* Нанайский сказитель нингмансо имел перед собой 2 категории слушателей:
1. Духи природы, к которым была обращена акустика сказки.
2. Соплеменники, которых сказка посвятила во многие таинства общения человека с миром.
_Сегодня, ребята, мы будет слушателями и сказителями.
- Андрей прочитает нам сказку «Жестокий Мудур-Мэргэн».
* Почему сказка названа «Жестокий Мудур-Мэргэн»?
* Какие качества проявила сиротка Теринга, Побеждая Мудур-Мэргэна?
* В чем причина превращения Мэргэна в человека, а Теринги – в красавицу?
Доброта даже зло превратит во благо. Такова мораль этой сказки.
В основе сказки – противостояние человека (в данном случае – это Теринги) дракону. Бедная Теринга имеет веселый нрав, храброе сердце. Она очень трудолюбива. Она отважно отправляется «Победить» дракона Мудур.
Мудур – жестокий, глаза как два блюдца горят. Он погубил множество девушек. Однако, он не только жесток, но и справедлив, он может покарать человека смертью, но может и воскресить. И этот акт милосердия совершается в сказке после того, как Теринга выдерживает все испытания. Жестокость сказочного дракона условна о совершается во благо. Испытания, которые выдержала Теринга, превратили её в красавицу, а Мэргэна в человека.
Такой финал традиционен в нанайских сказках: мужество, смекалка, добро может преобразить любого человека.
Ребята, давайте сейчас мы нарисуем наших героев. Практическая работа.
- А теперь мы будем сказителями, но сказителями необычными. Разделимся на две группы. Каждая группа готовит свою сказку.для инсценирования. Мы должны догадаться из какой сказки эти отрывки.
- Показ сказок.
1 группа – сказка «Айога».
2 группа – сказка «Хэрэ и то».
- Обсуждение содержания сказок.
- Дети, скажите пожалуйста
- Итог занятия.
Просмотр содержимого презентации
«Сказки народов Приамурья»