СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки о животных. Н.Д. Телешов «Покровитель мышей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сказки о животных. Н.Д. Телешов «Покровитель мышей»»

Тема урока: Сказки о животных. Н.Д. Телешов «Покровитель мышей»

Тип (форма проведения): урок открытия новых знаний; индивидуальная, фронтальная

Задачи: Развивать речь учащихся, развивать умение анализировать текст, выделять главное, сравнивать, делать обобщение, воспитывать честность, требовательность к себе и другим.




Планируемые результаты

Предметные:

Сформировать умение понимать авторский замысел, расскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.







Метапредметные:

Сформировать общеучебное умение осознанного, правильного, выразительного чтения.

Личностные:

Сформировать представление о таком качестве, как «лицемерие»

Межпредметные связи: русский язык.

Ресурсы урока: учебник, доска, видеофильм, музыка для заставки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Примечание

1.Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. О чем мы будем говорить вы узнаете совсем скоро.

Ребята приветствуют учителя, садятся, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Дети в хорошем настроение, заинтригованы словами учителя.

2.Актуализация знаний

- Прошу внимание на интерактивную доску.

- Итак, вы, наверно, догадались, о чем пойдет речь?!

Какие сказки вы любите?!




А что за литературный жанр сказка?









- А какие бывают сказки?

Приведите примеры.


- Ребята, а кто сочиняет сказки?

Как называются сказки, которые сочиняют люди?

А какие народные сказки вы знаете?

А авторские?


-Предлагаю вам отправится в волшебный мир сказок. Закройте глаза.

Просмотр видеофильма о сказках. Дальнейшее обсуждение.




- О сказках!

- Про принцесс!

- Про животных!

- Со счастливым концом!

- Там, где всякие чудеса происходят!

- Про добрых фей!

- Это художественное произведение. В котором есть вымысел, чудо, волшебство, фантастика.

- Сказки обязательно чему-то учат.


- Бытовые (про жизнь)

- О животных (в главной роли)

- Волшебные.


- Авторы.

-Люди.


- Народные!


- Три медведя, курочка ряба…

- Платье короля (Х.К Андерсен и др.)

Звучит мелодия «шкатулка», дети закрывают глазки.


Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать свои знания, полученные на прошлом занятии; контроль и оценка правильности выполнения действий одноклассников, отвечающих у доски.

Детям очень нравится такое нестандартное начало урока.



«Лес рук». Ученики очень активны. Знают много сказок.





Ученики знают определения литературных жанров и их отличия между собой.





Учащиеся знают виды сказок и их характеристики.






Такой прием перехода на следующий этап очень понравился ученикам, и еще больше заинтересовал и побудил детей к дальнейшей деятельности.

3.Сообщение темы урока

Учитель читает стихотворение: «…по комнатам ходят сказки…»

- Мы оказались в мире сказок.

- С каким видом сказок, мы познакомимся сегодня?

Молодцы! Какие сказки, где кот является главным героем вы знаете?

Ребята, закрыв глаза, слушают стихотворение на фоне мелодии.

Дети слушают загадку про кота: «знает каждый такое животное…»

- Сказка о животных.

- Кот Леопольд, кот в сапогах!

- Кот Матросскин!


Познавательные:

Логические: анализ, синтез.

Регулятивные: прогнозирование.

В классе стояла полная тишина. Ученики, с нетерпением ждали, а что будет дальше?



4.Постановка учебной задачи. Первичное восприятие текста.

- Мы с вами познакомимся со сказкой Николая Дмитриевича Телешова «Кот покровитель» Но для начала Юля нам расскажет краткую биографию автора.

- Прочитайте название сказки.

-Кого мы называем покровителем?

- Давайте прочтем вслух эту сказку. Открыли учебники на стр. 86.

Просмотр презентации. Сообщение ученицы Юли: « Н.Д. Телешов - русский поэт, родился…» Далее добавление учеников.



- Кот покровитель!

Работа со словарем. Ксюша читает определение вслух: …-лицо, которое создает благоприятные условия тем, над кем покровительствует, управляет, оберегает.

Чтение сказки по цепочки.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи;

Познавательные:

умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы.

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.



Ученики ответственно подходят к дополнительному заданию. Больше половины класса нашли сведенья о жизни поэта.


У ребят развито умение работы со словарем.

5. Анализ сказки, характеристика главных героев.

-Назовите главных героев.

Каким вы увидели кота в первой части?

Дадим характеристику мышкам.




Почему кот согласился быть покровителем?



- Ребят, когда вы читали сказку вы встретили много непонятных вам слов, давайте их разберем. Внимание на доску.



Какова главная мысль сказки, что пытается донести нам автор?


- Кот.

- И мыши.

- Ласковым, добрым, ленивым.

- Обходительным, толстым, умным.

- Они глупые, маленькие.

- Всего боятся, трусливые, доверчивые.


-Он искал выгоду.

-Только потому что их было много, а он один.

Работа у доски. Работа со словарем.

Дети находят определение, выписывают его на доску под данным словом.

Повторное чтение остальных частей сказки и их анализ по аналогичной схеме.

- Что не нужно доверять коту.

- Что на самом деле покровителем он не является.

Регулятивные: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Познавательные:

Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.



Нельзя не обратить внимание на то, что учащиеся любят работать у доски. Умеют оценивать себя и принимают помощь, в случае затруднения, остальных учеников.

6.Рефлексия

Учитель проводит беседу по вопросам:

- Понравилась ли вам сказка? Хотите прочитать другие произведения Телешова.

- Домашнее задание: чтение сказки по ролям. Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

Ученики отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение.

- Да

- Хотели бы!

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.




Ученики довольны уроком. Получают домашнее задание, а также необходимые комментарии. Выставляются оценки за урок.