Внеурочное интегрированное мероприятие
«Сказки Пушкина в музыке»
Цель продолжить формирование основ духовно-нравственного воспитания младших школьников через приобщение к творчеству А.С.Пушкина и музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности
Задачи:
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование чувства сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительного отношения к истории и культуре.
Метапредметные результаты
- умение строить логические умозаключения, делать выводы
- смысловое чтение
Предметные результаты
- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической музыке
- развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.
Оборудование урока: магнитная доска, музыкальные инструменты, музыкальные фрагменты, магнитофон, медиапроектор, компьютер, экран.
Ход мероприятия
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Учитель: Добрый день дорогие друзья! Я очень рады встрече с вами! Давайте поздороваемся!
Музыкальное приветствие
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
На экране транслируется фрагмент из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» «Лукоморье».
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? О ком?
Ответы.
О Пушкине, о его сказках.
Учитель: Как вы думаете, кто первый придумал сказку?
Рассуждения учащихся.
Были в деревнях такие люди, сказочники и сказочницы, которые больше всех знали сказок и хорошо их рассказывали. Но и они не могли сказать, кто это сочинил. Дело давнее, текст не записали, автору своё имя поставить было не на чем, да и писать никто ещё не умел. Сказки были ничьи - и в то же время общие. Так и назвали их - народные.
Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина.

Учитель: Любовь к сказкам привила мальчику Саше его няня – Арина Родионовна.

А верите ли вы в сказки? Как вы думаете, существует Лукоморье?
Ответы. Рассуждения
Учитель: Да, вопрос сложный и чтобы ответить на него мы отправимся в путешествие по сказкам этого Великого русского писателя
А знаете ли вы сказки Александра Сергеевича?
Соглашайтесь без опаски. Вспомним пушкинские сказки.

Из какой сказки эти строки?
Царь с востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Ответы

Учитель: Узнали, молодцы. Конечно, это «Сказка о золотом петушке». Вам нравится эта сказка? Она очень понравилась еще одному человеку.
На экране появляется портрет Н.А. Римского-Корсакова

Учитель: Вы узнали, кто это? Чей портрет?
Ответы.
Учитель: В прошлом году, на уроках, мы знакомились с творчеством Н.А. Римского-Корсакова. Эта прекрасная сказка Александра Сергеевича вдохновила композитора к написанию одноименной оперы. Сейчас вам предлагается послушать маленький отрывок из оперы и ответить на вопрос: кто изображен в этом фрагменте?
Звучит музыка из оперы Римского-Корсакова « Золотой петушок»
Учащиеся отвечают.
Учитель: Почему вы решили, что это петушок?
Ответы.

Учитель: Вспомните, какие слова кричал петушок в сказке у Пушкина?
Учащиеся: «Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку!»
Учитель: Вновь слова из знакомой сказки. Какой?
Жил был поп,
Толоконный лоб
Ответы

Учитель: На базаре есть доска объявлений. Я предлагаю узнать, кто их дал и в какую сказку нужно обратиться. Найти в объявлениях ошибки, если они есть.
Дети читают объявления на слайде и говорят, из каких они сказок.
Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
Мой адрес….. (Царица-мачеха из «Сказка о мертвой царевне»)
Школа целителей и экстрасенсов проводят ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:
Начало ближайших занятий в («Сказке о золотом петушке»).
Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к …. (Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»).
Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес….(«Сказка о царе Салтане…»)
Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к (Балда. «Сказка о попе…»)
Учитель – Молодцы! Справились с заданием.
Учитель: Спасибо. Их какой сказки следующие слова?
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
А царица у окна
Села ждать его одна
Ответы

Учитель: - А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех милее?
Игра: «Повторяй за мной»
Один из учащихся показывает движения, остальные повторяют за ним.
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Учитель: А теперь музыкальная загадка. Чей образ нарисовал композитор в этом произведении?
Звучит «Полет шмеля» Н.А. Римского – Корсакова.
Учащиеся узнают произведение.
Учитель: Молодцы, узнали.
- Какие чувства и настроение передает музыка «Полета шмеля»?
- Какие еще чудеса происходят в этой сказке?
Ответы.
Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане»
«Три чуда»

Учитель: Вы помните, какую мелодию напевала белочка? Я предлагаю взять музыкальные инструменты и исполнить ее.
Импровизация на музыкальных инструментах.
Учитель: Мы слышали как изобразил Царевну-Лебедь композитор. А теперь я предлагаю посмотреть, какой образ Царевны - Лебедь был создан русским художником Врубелем.

На экране появляется портрет М.И. Глинки

Учитель: Вспомните, с каким произведением этого композитора вы знакомы?
Ответы.
Учитель: Музыкальный отрывок напомнит нам об одном из героев этой оперы.
Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки в исполнении оркестра
Учитель: Вы узнали?
Ответы
Какие картины возникают перед вами?
А каким представляете его вы?

Что слышится в «Марше Черномора»? Это сохраняется на протяжении всего произведения?
Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки в исполнении фортепиано
Учитель: А сейчас, что изменилось?
Ответы.
Сравнение тембрового звучания марша Черномора М. Глинки в исполнении
симфонического оркестра и фортепиано.

Учитель: Наше путешествие подходит к завершению, но мы так и не решили, есть ли Лукоморье. Я предлагаю исполнить «Песню-спор».
Инсценировка песни.
Учитель: Каждый из вас ответит на этот вопрос сам. Но самое главное, что я сегодня поняла, вы любите и знаете сказки Пушкина. Я надеюсь, что эту любовь вы пронесете через всю жизнь.
