СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки-русские и кумыкские.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель работы: изучить общие и отличительные черты   русских    и кумыкских народных сказок. изучить общие и отличительные черты   русских    и кумыкских народных сказок.

Задачи;

  1. Отобрать для исследования несколько кумыкских сказок и прочитать их в оригинале,
  2. Сравнить сказки русские и кумыкские, выявить общее, единичное, частное.
  3. Рассказать о своих находках ребятам.
  4. Заинтересовать учащихся читать русские и кумыкские сказки.

Просмотр содержимого документа
«Сказки-русские и кумыкские.»

Сказки-русские и кумыкские. Учитель МБОУ «СОШ№60» г.Махачкала Мирзаева П.М.

Сказки-русские и кумыкские.

Учитель МБОУ «СОШ№60»

г.Махачкала Мирзаева П.М.

 Цели и задачи Цель проекта Изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских народных сказок. Задачи проекта 1. Отобрать для исследования несколько кумыкских сказок и прочитать их в оригинале. 2.Сравнить сказки русские и кумыкские. 3.Выявить общее, единичное, частное. Возраст обучающихся, для которых может быть использован проект 4.Рассказать о своих находках ребятам. 4-6 кл 5.Заинтересовать уч-ся читать русские и кумыкские сказки.

Цели и задачи

Цель проекта

Изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских народных сказок.

Задачи проекта

1. Отобрать для исследования несколько кумыкских сказок и прочитать их в оригинале.

2.Сравнить сказки русские и кумыкские.

3.Выявить общее, единичное, частное.

Возраст обучающихся, для которых может быть использован проект

4.Рассказать о своих находках ребятам.

4-6 кл

5.Заинтересовать уч-ся читать русские и кумыкские сказки.

Предмет исследования. 1.Тексты русских народных сказок . 2. Тексты кумыкских народных сказок.

Предмет исследования.

1.Тексты русских народных сказок .

2. Тексты кумыкских народных сказок.

Гипотеза: сказки -мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, – значит, у разных народов есть сказки, схожие между собой.

Гипотеза: сказки -мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, – значит, у разных народов есть сказки, схожие между собой.

Введение.  Я люблю сказки. Сначала мне рассказывали сказки мама и бабушка. Мама-на русском языке, а бабушка-на кумыкском. Уже тогда я стала понимать, что в русских и кумыкских народных сказках есть и сходства, и различия. И мне стало интересно, насколько много в них общего и различного, были ли у русского и кумыкского народов схожие герои?  В начале каждого учебного года на уроках русской литературы и родной литературы мы изучаем народные сказки. Разберемся сначала, что же такое народная сказка.

Введение.

  • Я люблю сказки. Сначала мне рассказывали сказки мама и бабушка. Мама-на русском языке, а бабушка-на кумыкском. Уже тогда я стала понимать, что в русских и кумыкских народных сказках есть и сходства, и различия. И мне стало интересно, насколько много в них общего и различного, были ли у русского и кумыкского народов схожие герои?
  • В начале каждого учебного года на уроках русской литературы и родной литературы мы изучаем народные сказки. Разберемся сначала, что же такое народная сказка.
.

.

Приятного просмотра .

Приятного просмотра .

Глава I. Общая характеристика сказки как вида народного творчества .

Глава I. Общая характеристика сказки как вида народного творчества .

 Сравнительная характеристика сказочных персонажей.  Для сравнительной характеристики русских и кумыкских народных сказок я выбрала  I. Волшебные сказки:  1.Русскую народную сказку «Мальчик с пальчик».  2.Кумыкскую народную сказку «Проданный мальчик».   Сходства. Различия. «Мальчик с пальчик». Помогают родителям Народился из мизинчика Умны Вышел победителем, благодаря своей смекалке и хитрости Находчивы Семья бедная Возвращается домой Предлагают продать себя богачу Хитрят и освобождаются  Различия. «Проданный  мальчик». Обычный мальчик Вышел победителем, благодаря знаниям коня, камня и человека. Стал ханом

Сравнительная характеристика сказочных персонажей. Для сравнительной характеристики русских и кумыкских народных сказок я выбрала I. Волшебные сказки: 1.Русскую народную сказку «Мальчик с пальчик». 2.Кумыкскую народную сказку «Проданный мальчик».

Сходства.

Различия.

«Мальчик с пальчик».

Помогают родителям

Народился из мизинчика

Умны

Вышел победителем, благодаря своей смекалке и хитрости

Находчивы

Семья бедная

Возвращается домой

Предлагают продать себя богачу

Хитрят и освобождаются

Различия.

«Проданный

мальчик».

Обычный мальчик

Вышел победителем, благодаря

знаниям коня, камня и человека.

Стал ханом

Вставка рисунка «Мальчик с пальчик»

Вставка рисунка

«Мальчик с пальчик»

3. «Царевна-лягушка» -русская народная сказка.  4. «Друзья пастуха» -кумыкская народная сказка.   Сходства. Различия.   Героям помогают животные «Царевна-лягушка» Героиня-заколдованная царевна. Герои женятся на царевнах «Друзья пастуха»   Героиня-ханская дочь Ищет царевну. Милосердны. Не убивают пойманных животных и отпускают на волю. Животные помогают найти Кощееву смерть По велению дочери хана, герой прячется от нее. (условие: выйдет за него, если не отыщет) Животные прячут сына пастуха от взгляда дочери хана. Герой-сын царя. Герой-сын пастуха.

3. «Царевна-лягушка» -русская народная сказка. 4. «Друзья пастуха» -кумыкская народная сказка.

Сходства.

Различия.

 

Героям помогают животные

«Царевна-лягушка»

Героиня-заколдованная царевна.

Герои женятся на царевнах

«Друзья пастуха»

 

Героиня-ханская дочь

Ищет царевну.

Милосердны. Не убивают пойманных животных и отпускают на волю.

Животные помогают найти Кощееву смерть

По велению дочери хана, герой прячется от нее. (условие: выйдет за него, если не отыщет)

Животные прячут сына пастуха от взгляда дочери хана.

Герой-сын царя.

Герой-сын пастуха.

II. Сказки о животных:  1.Русская народная сказка «Теремок».  2.Кумыкская народная сказка» Лиса».   Сходства. Различия.   «Теремок». Животные решают  жить вместе Мышка, лягушка, заяц, волк, «Лиса» Живут в лесу. медведь-герои сказки.   Медведь, кабан, заяц, волк, петух- герои сказки. Все в тереме живут, песни поют. Лучше прежнего выстроили. У каждого есть своя работа (кроме лисы)   Лиса всех животных съела. Все животные живут дружно. Лиса осталась одна.

II. Сказки о животных: 1.Русская народная сказка «Теремок». 2.Кумыкская народная сказка» Лиса».

Сходства.

Различия.

 

«Теремок».

Животные решают

жить вместе

Мышка, лягушка, заяц, волк,

«Лиса»

Живут в лесу.

медведь-герои сказки.

 

Медведь, кабан, заяц, волк, петух- герои сказки.

Все в тереме живут, песни поют.

Лучше прежнего выстроили.

У каждого есть своя работа (кроме лисы)

 

Лиса всех животных съела.

Все животные живут дружно.

Лиса осталась одна.

3. Русская народная сказка «Бык, баран, гусь, петух и волк».  4. Кумыкская народная сказка» Осел Аракана и козел Маракана».   Сходства. Различия.   « Осел Аракана и козел Маракана». Герои –домашние животные. Оказавшись в лесу зимой. Осел и, козел забрели в пещеру с волками. «Бык, баран, гусь, петух и волк». Антигерои-волки Герои выходят победителями Волки, увидев осла и козу, хотели съесть их. Бык сам построил себе избу, а остальные звери попросились к нему. Осел Аракана, и козел Маракана напугали волков тем, что хотят содрать с них шкуры. Волки хотели узнать, то живет в избе. Действие происходит зимой Животные общими силами выгнали волка из своего жилища. Волки, испугавшись,убежали, оставив пещеру ослу и козе. Животные вынуждены искать себе жилище на зиму Весной осел Аракана, и козел Маракана вернулись к своим хозяевам. Остались жить в своей избе.  

3. Русская народная сказка «Бык, баран, гусь, петух и волк». 4. Кумыкская народная сказка» Осел Аракана и козел Маракана».

Сходства.

Различия.

 

« Осел Аракана и козел Маракана».

Герои –домашние животные.

Оказавшись в лесу зимой. Осел и, козел забрели в пещеру с волками.

«Бык, баран, гусь, петух и волк».

Антигерои-волки

Герои выходят победителями

Волки, увидев осла и козу, хотели съесть их.

Бык сам построил себе избу, а остальные звери попросились к нему.

Осел Аракана, и козел Маракана напугали волков тем, что хотят содрать с них шкуры.

Волки хотели узнать, то живет в избе.

Действие происходит зимой

Животные общими силами выгнали волка из своего жилища.

Волки, испугавшись,убежали, оставив пещеру ослу и козе.

Животные вынуждены искать себе жилище на зиму

Весной осел Аракана, и козел Маракана вернулись к своим хозяевам.

Остались жить в своей избе.

 

 III.Бытовые сказки.  1.Русская народная сказка «Дочь-семилетка».  2.Кумыкская народная сказка» Пейма-ханум». Сходства. Различия.   «Дочь -семилетка». Героини-дочери бедняков. Разгадывает загадки царя Умны, мудры ,не по годам. «Пейма-ханум». Помогает беднякам обхитрить старшину Выходит, замуж за царя. Помогают бедным людям.   Оставляет в дураках старшину. Отгадывают загадки.      

III.Бытовые сказки. 1.Русская народная сказка «Дочь-семилетка». 2.Кумыкская народная сказка» Пейма-ханум».

Сходства.

Различия.

 

«Дочь -семилетка».

Героини-дочери бедняков.

Разгадывает загадки царя

Умны, мудры ,не по годам.

«Пейма-ханум».

Помогает беднякам обхитрить старшину

Выходит, замуж за царя.

Помогают бедным людям.

 

Оставляет в дураках старшину.

Отгадывают загадки.

 

 

 

Сравнительная характеристика сюжета и композиции русских и кумыкских народных сказок .   Сравнивая сюжеты русских и кумыкских народных сказок, можно сказать, что основное их отличие состоит в том, что русские народные сказки основаны на вымысле, неожиданном повороте событий, волшебстве и превращениях. В кумыкских сказках сюжет основан на конкретных ситуациях, близких к реальным событиям.

Сравнительная характеристика сюжета и композиции русских и кумыкских народных сказок .

  • Сравнивая сюжеты русских и кумыкских народных сказок, можно сказать, что основное их отличие состоит в том, что русские народные сказки основаны на вымысле, неожиданном повороте событий, волшебстве и превращениях. В кумыкских сказках сюжет основан на конкретных ситуациях, близких к реальным событиям.
Сравнительная характеристика сюжета и композиции русских и кумыкских народных сказок .   Зачин русских народных сказок, исследованных в данном проекте, начинается словами: 1 «Жил старик со старухою» («Мальчик с пальчик», «Бык, баран, гусь, петух и волк») 2. «Ехали два брата: один бедный, другой богатый». («Дочь-семилетка».) 3. В старые годы у одного царя было три сына. («Царевна-лягушка») 4. Стоит в поле теремок(«Теремок.») Зачин кумыкских народных сказок, исследованных в данном проекте, начинается словами: 1.Жили-были у старика Аракана осел (» Осел Аракана и козел Маракана»). 2. В близком селении, в далёком ханстве жил-был бедняк. («Проданный мальчик»). 3. Жил в одном ауле старшина по имени Токай. («Пейма-ханум»)  4.Однажды медведь, лиса, кабан. («Лиса»). 5. То ли было, то ли не было — жил некогда в одном городе бедный старик («Друзья пастуха»).

Сравнительная характеристика сюжета и композиции русских и кумыкских народных сказок .

  • Зачин русских народных сказок, исследованных в данном проекте, начинается словами:
  • 1 «Жил старик со старухою» («Мальчик с пальчик», «Бык, баран, гусь, петух и волк»)
  • 2. «Ехали два брата: один бедный, другой богатый». («Дочь-семилетка».)
  • 3. В старые годы у одного царя было три сына. («Царевна-лягушка»)
  • 4. Стоит в поле теремок(«Теремок.»)
  • Зачин кумыкских народных сказок, исследованных в данном проекте, начинается словами:
  • 1.Жили-были у старика Аракана осел (» Осел Аракана и козел Маракана»).
  • 2. В близком селении, в далёком ханстве жил-был бедняк. («Проданный мальчик»).
  • 3. Жил в одном ауле старшина по имени Токай. («Пейма-ханум»)
  • 4.Однажды медведь, лиса, кабан. («Лиса»).
  • 5. То ли было, то ли не было — жил некогда в одном городе бедный старик («Друзья пастуха»).
Выводы.

Выводы.

И нам, читателям сказок, можно сделать вывод, что и в русских народных сказках, и в кумыкских народных сказках герои добиваются своих целей, Добро торжествует, а Зло терпит поражение. А это значит, что еще с древних времен, когда создавались сказки как русские, так и кумыкские, у народа (и русских, и кумыков) были схожие ценности, мысли, чаяния, понятие Добра и Зла. Сказка-это отражение народной жизни. Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. Поэтому очень важно прививать детям любовь к чтению сказок. А для того, чтобы понять, откуда мы родом, кто были наши предки, мы должны обращаться к фольклору нашего народа, в котором немаловажную роль играет и кумыкские народные сказки

И нам, читателям сказок, можно сделать вывод, что и в русских народных сказках, и в кумыкских народных сказках герои добиваются своих целей, Добро торжествует, а Зло терпит поражение.

А это значит, что еще с древних времен, когда создавались сказки как русские, так и кумыкские, у народа (и русских, и кумыков) были схожие ценности, мысли, чаяния, понятие Добра и Зла. Сказка-это отражение народной жизни. Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. Поэтому очень важно прививать детям любовь к чтению сказок. А для того, чтобы понять, откуда мы родом, кто были наши предки, мы должны обращаться к фольклору нашего народа, в котором немаловажную роль играет и кумыкские народные сказки

Список литературы.

Список литературы.