«Русские сказки – зашифрованное послание наших предков.»
Аллаярова Эльза Халимовна
учитель русского языка и литературы
«Сказка ложь, да в ней намёк, кто познает – тем урок»
Цель исследования
изучить особенности, зашифрованный смысл и символизм русских народных сказок на примере сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»
Задачи исследования
1.Выявить особенности сказок.
2.Изучить тайный смысл сказок.
3. Рассмотреть вопрос о символизме на примере сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
4. Провести анкетирование учащихся школы.
Чем проще сказка на первый взгляд — тем загадочнее ее истинное содержание .
Сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции , могут выполнять и ряд других – более сложных, например:
- Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания;
- Указывать на цикличность бытия;
- Быть хранилищем истории;
- Связывать с предками»
Служить астрономическим или природным календарём
- Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость;
- Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста
Сказка — это средство формирования мировоззрения человека. Сказки несут свое послание в символической, образной форме. Они способны затронуть наши самые глубокие чувства.
Репка
Сказка «Репка»
Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим. Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат ; а мышка – достаток.
Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказы. Ключами к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки.
«Курочка Ряба»
Сказка «Курочка Ряба».
Русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объёма информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях и прошлом.
Сказка «Колобок»
Вполне возможно, что история о Колобке содержит иллюстрацию движения Луны по небосводу – в каждом из созвездий Луна убывает, пока не исчезает вовсе в созвездии Лисы. Можно предположить, что сказка о Колобке – это пособие по изучению астрологии, которое зашифровано в простые детские образы для лучшего запоминания. Это типичный приём, известный нам ещё со школы – чтобы эффективно чему-либо обучить ребёнка, процесс обучения следует проводить в игровой форме.
Сказка«Колобок».
Некоторые ученые предполагают , что речь о последнем сыне в семье. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой.
Сказка«Колобок».
Последовательное развитие ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости.
Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией народного быта и всей жизни наших предков.
Сказки – это послания предков, которые способны открыть нам многие тайны и изменить судьбу целых народов.
.
Сказка — гигантский источник древнейших сведений о событиях нашего прошлого. В ней нет ни одного случайного образа, слова, имени, названия, как нам иногда может показаться. Как в русской матрёшке, один смысловой уровень сказки гармонично нанизывается на другой, создавая целостную многослойность бытия.
Обычно, основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же. Это позволяет сказке не терять привлекательность и актуальность и в наши дни. Такая преемственность позволяет сказке, вытекая из прошлого, находиться в настоящем и перебрасывать мост в будущее.
Каждый уровень сказки – вход в особый мир сведений об устройстве пространства, человека, общества, основах жизненных процессов целой Вселенной. Раскрывать их можно очень долго… Какие-то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами – и для многих из нас навсегда останутся тайной за семью печатями. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература и интернет-источники
1. Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
2. Бидерманн Г. М. Энциклопедия символов, М: «Просвещение» 2007г.
3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка современная версия.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: «Просвещение», 2006г.
5. Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
6. Тексты различных русских народных сказок («Колобок»)
7. Лулудова Е.М. Русские народные сказки и их архетипические составляющие // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 803-807;
8. Аникин В.П. «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.
9. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г.
10. В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г.
Интернет-источники:
Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm
История и культура. http://rusprogram.ru/ http://readr.ru/