СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия как способ социализации старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия как способ социализации старших дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия как способ социализации старших дошкольников»

Сказкотерапия как способ социализации

старших дошкольников


(Рабочая программа по формированию личности ребенка)


Дети - это самое ценное, что есть в жизни любящих родителей. Родители готовы предоставить им максимальное количество внимания и заботы, пытаются достойно обеспечить - дать качественное образование и мечтают, чтобы их чадо ни в чем не нуждалось. И это, конечно, верно. Кроме теплых родительских чувств ребенок с пеленок окружен вещным миром, в который входят и различные игрушки, и игры, и сказочные истории, в т. ч. мультипликационные. При этом родители редко задаются вопросом: насколько качественна содержательная часть, т. е. тот посыл, которые несут игрушечная продукция и современные анимационные фильмы для детей?


Актуальность проблемы

Почти для каждого современного ребенка телевидение стало чем-то вроде книги. Из-за чрезмерной занятости работой и домашними делами родители нашли не совсем достойную альтернативу чтению - показ мультфильмов. При этом в основном главным критерием при выборе мультфильма является проявляемый интерес ребенка, увлеченность данной сказочной историей. Однако родителям и педагогам следует помнить, что не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие из них, как и игрушки, создаваемые на основе определенных героев анимационных историй, даже опасны и способны пагубно влиять на становление личности ребенка. Это касается таких мультипликационных фильмов, как «Винкс», «Губка Боб», «Симпсоны» и др. На первый взгляд это обычные веселые и забавные истории, только есть одно но - они не предназначены для просмотра детьми и созданы скорее для взрослой аудитории.

Например, анимационный фильм «Шрек» содержит эпизоды, противопоказанные детям. Многие помнят сцену, в которой принцесса Фиона начинает петь прекрасным тоненьким голоском, ей весело вторит птичка. Голос девушки делается все тоньше и тоньше, переходя на писк, птичка не выдерживает и разрывается на куски (обычно при просмотре этих кадров дети очень смеются). А затем Шрек и Фиона жарят на костре яйца (будущее потомство) той птички, которую Фиона только что убила.

Сказка близка детям, они воспринимают ее по-другому, не так легко и иронично, как взрослые. Сказка учит детей жизни, воспитывает доброту, любовь к миру и близким. Так чему же может научить приведенная выше история? Взрослым следует задуматься над этим вопросом!

При подборе мультипликационных фильмов следует обращать внимание не столько на красочность картинки, сколько на мораль, смысл данной сказки. Обращаться к мультфильму необходимо как к одному из инструментов развития и воспитания наших детей.

За последние годы появилось большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства, которые наводят на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Новые технологии: компьютерная графика, различные спецэффекты, например 3D и т. д., - оказывают дополнительную нагрузку как

на нервную систему ребенка, так и на его зрение. Современные мультфильмы очень продолжительны и на просмотр одной истории уходит иногда по 1,5 часа. А ведь внимание дошкольника еще не настолько устойчиво, ребенку в раннем возрасте сложно воспринимать поток информации столь длительное время.

Старые кукольные и рисованные мультфильмы, созданные в 70-80-х гг. крупнейшей в СССР студией мультипликационных фильмов

«Союзмультфильм», естественны, как по способу производства, так и по восприятию. Их сюжеты имеют глубокий смысл и наделены моралью. Они благоприятно влияют на развитие ребенка и не нанесут вреда его психике.

Занятия которые мы планируем проводить с детьми среднего возраста направлены на формирование личности ребенка посредством советского мультиматогрофа.

При изучении межличностных внутрисемейных отношений на базе детского сада была выявлена следующая закономерность - современные родители из-за чрезмерной занятости работой и домашними делами все меньше времени уделяют своему ребенку. Непосредственное общение с ребенком, чтение литературы и развивающие игры они часто заменяют показом мультипликационных фильмов низкого качества, интернет- и компьютерными играми. При выборе сказочной истории (компьютерной игры) основное внимание уделяется тому, проявляет ли ребенок интерес к данным развлечениям, а вот глубокого анализа содержания, поиска смысла, морали, скрытых подтекстов, представленных в мультфильмах, не происходит. Считается, что мультипликационный фильм носит лишь развлекательный характер, сказка - это что-то несерьезное. Однако сказочные истории являются средством нравственного развития ребенка. Поэтому важно чтобы родители научились грамотно и осознанно выбирать мультфильмы, задавались вопросами: «Что полезного или вредного несет в себе сказочная история? Чему научит она моего ребенка?».

Для решения выявленной проблемы был составлен цикл развивающих занятий «Сказочный мир» для детей среднего возраста (4-5 лет).

Цель: ориентировать детей на выбор мультипликационных фильмов и сказок, которые будут способствовать нравственному развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

формировать нравственное развитие личности ребенка;

развивать личности ребенка посредством просмотра мультфильмов; формировать интереса к отечественной культуре и искусству.

Для определения содержания работы проведена подборка художественной литературы, аудиосказок и мультфильмов, на основе которых разработано тематическое планирование (табл. 1)

План работы по развивающим занятиям

Мероприятие

Цель

Сентябрь

1

Просмотр м/ф «Маша больше не лентяйка» (реж.Л. Мильнин)

Научить помогать близким

2

Просмотр м/ф «Лунтик - Цветок»

Формирование бережного отношения к растениям и уход за ними.

Октябрь

3

Просмотр м/ф «Крошка Енот» (реж. 0.Чуркин)

Формирование

доброжелательного отношения к миру

4

Просмотр зиловский)

м/ф

«Мешок

яблок»

(реж.

В. Борд-

Раскрытие понятий «щедрость» и «доброта»

5

Прсмотр м/ф «Лисичка со скалочкой»

Воспитание честности

6

Просмотр м/ф «Обезьянки. Как обезьянки обедали» (реж.Л. Шварцман, М. Мирошкина)

Формирование поведения за столом

культуры

Ноябрь

7

Просмотр м/ф «Маша и волшебное варенье» (реж.Л. Мильчин)

Воспитание честности

8

Просмотр м/ф «Кот Леопольд» (реж.А. Резников)

Формирование дружеских

отношений в коллективе

9

Просмотр м/ф «Нехочуха» (реж.Ю. Бутырин)

Знакомство с понятием «не хочу, но надо»

Декабрь

10

Чтение рассказа Виталия Бианки «Подкидыш»

Знакомство

«сострадание»

с


понятием

11

Просмотр м/ф «Ох и Ах» (реж. Ю. Прытков)

Формирование

жизненной позиции

активной

12

Просмотр м/ф «Два жадных медвежонка» (реж.В. Дегтярев)

Профилактика жадности

13

Просмотр /ф "Птичка Тари" (реж. Г. Сокольских)

Воспитание дружелюбия

Январь

13

Просмотр Прытков)

м/ф

"Песенка

мышонка"

(реж. Ю.

Воспитание трудолюбия

14

Просмотр м/ф "Мама для мамонтенка" (реж. О. Чуркин)

Формирование отношения к близким

бережного

15

Просмотр м/ф "Дудочка и кувшинчик" (реж. В.

Громов)

Формирование

ориентиров


ценностных


Февраль

16

Просмотр м/ф «Так сойдет» (реж.Ю. Прытков)

Воспитание ответственности

17

Чтение рассказа Виктора Драгунского «Как тайное становится явным»

Профилактика лжи

18

Прослушивание аудиосказки Сергея Михалкова

«Три поросенка» (изд-во «Мелодия», 1968 г.)

Формирование умения планировать свое время

19

Чтение рассказа Николая Носова «Заплатка»

Формирование



самостоятельности и целеустремленности, умение

отвечать за свои поступки

Март

20

Просмотр м/ф «Беги ручеек» (реж.П. Носов)

Профилактика жадности

21

Просмотр м/ф «Палочка-выручалочка» (реж.Л. Амальрик)

Знакомство с понятиями

«сообразительность»,

«находчивость»

22

Просмотр м/ф «Вовка в тридевятом царстве» (реж.Б.

Степанцев)

Профилактика лени

23

Просмотр м/ф «Паровозик из Ромашкова» (реж.В.

Дягтерев)

Формирование умения видеть

прекрасное в обыденном

Апрель

24

Просмотр м/ф «Просто так» (реж. С. Ариста-кесова)

Знакомство с понятием

«бескорыстие»

25

Просмотр м/ф «Королева зубная щетка» (реж.Н.

Федоров)

Привитие навыков гигиены

26

Просмотр м/ф «Вершки-корешки» (реж. Л. Но-

сырев)

Профилактика жадности и лени

Май

27

Просмотр м/ф «Верните Рекса» (реж.В. Попов, В.

Пекарь)

Знакомство с понятиями

«верность», «преданность»

28

Просмотр м/ф «Жихарка» (реж. 0.Ужинов)

Знакомство с неординарными решениями проблемных

ситуаций.


Занятия с детьми ведутся в течении учебного года, один раз в неделю, всего 28 НОД.

Структура НОД включает несколько этапов: 1) подготовительный - педагог- психолог знакомит детей с темой, настраивает их на дальнейшую работу; 2) основной - совместное просматривание мультфильмов, прослушивание аудиосказок или чтение художественной литературы; 3) физминутка, разминка;

  1. заключительный - беседа по проблемной ситуации, выявленной в ходе посмотра или чтения; 5) рефлексия.

Список литературы:

    1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав - М.,2012. - 79 с.

    2. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] - М., 2011. - 176 с.

    3. Ишкова, Е.И. Восприятие дошкольниками содержания мультипликационных фильмов [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 1. - 56 с.

    4. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие младших дошкольников [Текст] / А.Д.Кошелева - М. - 2008. - 176 с.

    5. Соколова, М.В. Персонажи мультфильмов в играх и игрушках детей [Текст]

// Соколова М.В. «Психологическая наука и образование». - 2011. - №2. - 68 с.

    1. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова - М. - 2008. - 291с.