Сказкотерапия как средство развития речи
«Сказкотерапия» - коррекционная здоровьесберегающая технология, посредством которой эффективно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля.
Это один из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности.
Сказкотерапия - один из самых универсальных и доступных способов для детского восприятия. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми, поскольку данный вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка.
Функции сказкотерапии:
Сказкотерапия выполняет несколько функций:
Коммуникативная – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.
Релаксационную – снятие эмоционального напряжения.
Воспитательную – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Развивающая – развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Обучающая - обогащение информацией об окружающем мире, позволяющая усвоению знаний без напряжения и специального заучивания.
Значение сказкотерапии в обучении детей с ОВЗ:
Расширение словарного запаса.
Усвоение лексико-грамматических категорий.
Активизация выразительных средств общения (мимики, движений, жестов, интонации, силы голоса, темпа, ритма, речевого дыхания).
Развивается образная речь, умение правильно строить диалог.
Понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного.
Повышается концентрация зрительного и слухового внимания.
Формируется произвольность, совершенствуются волевые качества.
Формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности), развитие моторики и координации движений.
Повышается гибкость и подвижность нервных процессов.
Снятие физического и психического напряжения, увеличивается работоспособность детей.
Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
Благодаря сказкотерапии у детей расширяется словарный запас, быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, развиваются выразительные средства общения (мимика, движения, жесты, интонация, сила голоса, темп, ритм, речевое дыхание), развивается образная речь, умение правильно строить диалог. На примере сказок дети учатся понимать эмоциональное состояние героев сказок и своего собственного. Повышается концентрация зрительного и слухового внимания, формируется произвольность, умение максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Происходит формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности), развивается моторика и координация движений, повышается гибкость и подвижность нервных процессов. Занятия со сказками снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
В сказкотерапии используются методы:
Рассказывание сказки
Рисование сказки
Изготовление героев из различных материалов и с использованием разнообразных техник
Театрализация
Сочинение своей сказки
Творческое изменение финала сказки
Методы и приемы в сказкотерапии, способствующие развитию речи ребенка:
Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.
Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).
Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а...; Не Золушка, а...; Не Иван- царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...).
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, можете использовать следующий прием. Читая ребенку сказку, «проглатывайте» часть слова или пропускайте целые слова (например, глаголы) и предлагайте игровую ситуацию: «Некоторые части слов обиделись и убежали из сказки.
Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка». Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря» и т. д.
Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.
Во-первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас , а во-вторых, читая книгу каждый раз по-разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей
После того, как вы прочли книгу с выражением пару раз и убедились, что смысл полностью понят ребенком, читайте эту же сказку немного быстрее, затем еще быстрее и т.д., доходя до темпа скороговорки – так вы научите ребенка воспринимать информацию на слух и в разных вариациях. Еще один способ работы с книгой – это периодически останавливаться и спрашивать о том, что будет дальше. Это не только отличный способ отработки практических навыков разговорной речи, но и тренировка памяти.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней,уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть –выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.