СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия-важнейший этап развития детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка помогает формировать у детей с ОВЗ духовно-нравственное воспитание, эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими людьми.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия-важнейший этап развития детей с ОВЗ»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образование

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Лаборатория инклюзивного образования




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


Сказкотерапия – важнейший этап развития детей

с ограниченными возможностями здоровья.



Автор проекта:

Яруллина Асия Вячеславовна

Сурдопедагог-учитель индивидуальной

слуховой работы

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат

Е. Г. Ласточкиной» для детей с ОВЗ

Научный

Руководитель__________________________
______________________________________

Куратор:

Морозова Алла Наилевна

Проект допущен к защите

«16» февраля 2017 года



Казань 2017

Оглавление



Введение 3

1.Анализ ситуации 5

2.Актуальность проекта 7

3.Цель и задачи проекта 9

4.Проектное решение 10

5.Жизненный цикл и этапы развития проекта 13

6.Ожидаемые результаты реализации проекта 16

7.Прогнозируеиые социальные эффекты 17

Заключение 18

Список литературы 19





























Введение

Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним относятся дети – инвалиды с особыми образовательными потребностями. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории детей относятся дети с нарушением слуха, а также дети со сложными дефектами (ДСД), комплексными нарушениями. У этих детей встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, речевые, интеллектуальные, а также комплексные дефекты: тугоухость в сочетании с ЗПР, и слабое зрение или слух, ДЦП и интеллектуальная недостаточность и т.п. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе.  Поэтому коррекционная работа в группе для детей с ОВЗ ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых его лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учиться звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становиться, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка.

В.А. Сухомлинский говорил: «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» .

Сопереживая, ребёнок интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств-самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей  с неизменными во все времена эталонами  добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо.  С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки. Именно на примерах сказочных героев воспитываются такие важные качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.  Кроме того , сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии-необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми. Сказки легко внедряются в любые образовательные  программы, не меняя их содержания. Поэтому я считаю, что сказкотерапия наиболее эффективна в обучении детей с ОВЗ. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР), с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам. Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.




1. Анализ ситуации

Для лучшей адаптации, ощущения счастья и способности преодолевать трудности, ребенку необходимо иметь положительно высокую самооценку. У детей с ОВЗ значительно занижена самооценка , они быстро сдаются, видят непреодолимые преграды там, где их нет. Они с трудом находят себе друзей, хуже адаптируются в социуме. Им свойственна хандра, чувство тревоги, пассивность, обидчивость, повышенная чувствительность к негативизму. Они непринимают участия в играх, требующих группового участия, т.к. бояться оказаться обузой для остальных и стать предметом насмешек.Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей .Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон рассматривал сказки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфлик­тов и снятию эмоционального напряжения.

Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным. Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии . Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе. .Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма. Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении является одним из главных и в тоже время ненавязчивым этапом обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ. Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.







2.Актуальность проекта

Сказкотерапия является наиболее благоприятной, доступной и интересной технологией в работе с детьми с ОВЗ, так как она:

-снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стрессов, восстановить силы

-создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний

-способствует развитию речевой активности детей с ОВЗ

-подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Система коррекционно-педагогической помощи детям данных категорий базируется на положении Л.С. Выготского о принципиальной роли обучения, опережающего развития и являющегося источником возникновения нового. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с нарушением слуха,ДЦП, и ДСД наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех и др.

Дети со сложными дефектами испытывают чувство незащищенности в силу ограничения движения, они не могут охватить взглядом то, что происходит за их спиной, и это способствует возникновению тревоги и страхов. Эти дети неадекватно реагируют на незначительные изменения в окружающем их мире: появление нового взрослого, громкая речь, неожиданные звуки, изменения в привычной для них обстановке, новая игрушка и т.п. У них отмечается частая смена настроения, аффективные вспышки, как обоснованные, так и необоснованные.


Особенности коррекционно-развивающей работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения рядом специалистов и педагогов. Чтобы составить индивидуальный маршрут, каждый ребенок обследуется при поступлении в ДОУ педагогом-психологом, учителем-дефектологом , которую посещает ребенок, учителем-логопедом, инструктором по физкультуре, музыкальным работником, медсестрой. Затем собирается ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум). На заседании ПМПК обсуждаются особенности возможностей каждого ребенка. И на основании вынесенного решения ПМПК составляется индивидуальные маршруты сопровождения.

Эффективность психолого-педагогического воздействия зависит от комплексного подхода, совместной деятельности коллектива специалистов и педагогов. Каждый этап в работе обсуждается с педагогическим коллективом не только на ПМПК, но и на педсоветах, индивидуальных консультациях для сотрудников. В классах ведутся тетради связи всех специалистов с воспитателями, в которых даются рекомендации от каждого специалиста, как индивидуально, так и для всех детей группы (развивающие игры сказки, релаксационная музыка перед сном, спокойная музыка для фонового сопровождения режимных моментов, игр, физкультурные упражнения, тексты песен и мелодий на музыкальных занятиях и др.).

Принципы реализации игровой деятельности с использованием метода: «Сказкотерапия»

-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

-принцип доступности обучения;

-принцип связи обучения с жизнью и практикой;

-принцип педагогической поддержки;

-принцип социально-адаптирующей направленности образования






3. Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта: формировать у детей с ОВЗ духовно-нравственное воспитание, эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими людьми, расширение возможностей социальной адаптации детей, снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воспитания.

3.2. Задачи проекта:

Образовательные задачи:

-развивать активный, пассивный, эмоциональный словарь учащихся

-развивать общую и мелкую моторику рук

-закрепить умение детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Здоровье сберегающие задачи:

-совершенствовать детей в координации и согласовании разных частей тела

-формировать навык сохранения правильной осанки.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение понимать и изображать эмоциональное состояние героев сказки, посредством мимики, речи, пантомимики(радость, грусть, удивление, обида)

-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу

3.3 Целевая группа проекта:

Ученики 4 коррекционного класса Казанской школы-интерната

Им .Е.Г. Ласточкиной для учащихся с ОВЗ

3.4 Объект исследования:

Развитие эмоциональной саморегуляции у детей с ОВЗ

3.5.Предмет исследования:

Снижение эмоционального напряжения посредством использования средств художественно-эстетического воспитания.

4. Проектное решение ( основные идеи проекта, отражающие его новизну).

В начале года была проведена первичная диагностика эмоциональной сформированности и несформированности учащихся. На основе полученных данных был составлен план проекта мероприятий по изучаемой теме и подготовлена система взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Важными звеньями в этой работе являются:

-взаимодействие всех специалистов ДОУ

-использование различных видов деятельности

-сотрудничество с родителями (информировние их об успехах детей, правильной организации учебного процесса).

Коррекция нарушений мелкой и общей моторики включает направления:

Пальчиковая гимнастика(игра с пальчиками)

Использование различных декораций и костюмов для иллюстрирования сказки

Игры с мелкими предметами (бусы, скрепки разных цветов, камешки, каштаны, тесто).

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Работа с бумагой(складывание, вырезание, выкладывание узоров).

Коррекция эмоциональной сферы включает в себя:

◾ Снижение тревожности.

◾ Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.

◾ Развитие вербальных и невербальных средств общения.

◾ Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.

◾ Развитие дружеских чувств.

◾ Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).

Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, арт-терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.


Материалы к занятию:

Таблички, аудиозаписи для передачи настроений, магнитная доска, буквы, ноутбук, костюмы, декорации к сказке: самодельная печь, листья, бочка, пироги, игрушки;

раздаточный материал: тесто для лепки пирожков, очки….


Предшествующая работа:

- Ознакомление детей со сказками: «Колобок», «Теремок»;

- разбор и распределение по ролям сказки: «Старуха, дверь закрой!».

- подбор декораций к сказке.


Оснащение занятий

◾ Книги с иллюстрациями

◾ Игрушки, изображающие сказочных героев

◾ Стихи, загадки

◾ Кукольный театр

◾ Диски (музыка, сказки, звуки природы)

◾ Альбомы

◾ Карандаши, фломастеры, мелки

◾ Сказочные атрибуты (волшебное перышко, шляпы, диадемы, волшебная палочка)

Алгоритм занятий (для детей с ОВЗ)

◾ Ритуал – приветствие

◾ Прослушивание сказки (сочинение, изменение окончания, драматизация, театрализация)

◾ Беседа о сказке

◾ Рисование под музыкальное сопровождение

◾ Рассказывание детьми нарисованный эпизод, определение нравственного урока (самостоятельно или с помощью взрослого)

◾ Ритуал – прощание

Подбор сказок в программе от простых к сложным

◾ Бытовые, о животных

◾ Волшебные

◾ Изменение окончаний у сказок

◾ Сочинение общей сказки

◾ Решение сказочных задач

◾ Индивидуальные сказки





















5 . Жизненный цикл и этапы развития проекта

5.1 Сроки реализации проекта сентябрь 2016года- май 2017года

5.2 Этапы реализации проекта

Подготовительный 1.09-1.11

Основной с 2.11-30.04

Заключительный с 1.05-30.05

5.3 План проектных мероприятий

Подготовительный этап

N

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственные

1

Выбор темы проекта и его разработка

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Сентябрь

Учитель-сурдопедагог

2

Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог, дефектолог

3

Подбор методического материала по данной теме

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог

4

Разработка системы работы по снижению эмоционального напряжения

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог

5

Первичная диагностика эмоциональной сформированности у детей с ОВЗ

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог, психолог

6

Разработка консультаций для родителей

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог, психолог



Основной этап

1

С детьми. В специально организованной театральной деятельности .В совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деят-ти детей

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Ноябрь-апрель

Учитель-сурдопедагог, психолог

2

С педагогами посредством проведения методической и организационной работы

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Ноябрь-апрель

Учитель-сурдопедагог

3

С родителями: посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство ( семья-школа).

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Ноябрь-апрель

Учитель-сурдопедагог, психолог


Заключительный этап

1

Итоговая диагностика уровня сформированности эмоциональной саморегуляции

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

май

Учитель-сурдопедагог

2

Разработка дальнейших рекомендаций для педагогов и родителей по развитию эмоциональной саморегуляции и духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ по результатам диагностики

ГБСКОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

май

Учитель-сурдопедагог

























6. Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Формирование у детей с ОВЗ духовно-нравственного воспитания, эмоциональной саморегуляции и позитивного взаимоотношения с другими людьми

- Расширение возможностей социальной адаптации детей,

- Снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воспитания.

- Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования

- Составление сравнительной таблицы индивидуальных особенностей на начало и на конец года нравственной сформированности у детей с ОВЗ

- Приобретение детьми опыта в театральной деятельности, связанной с выполнением игровых инструкций и вживления в роль ,путём инсценирования сказок.
















7. Прогнозируемые социальные эффекты

Учитель

Повышение рейтинга школы. Повышение профессионального мастерства через разнообразие форм и методов работы;

Пополнение развивающей среды в коррекционной школе

Обучающийся

Положительная динамика формирования у детей с ОВЗ духовно-нравственного воспитания, речевого и моторного развития; успешная социальная адаптация в школе и в семье; -выработка интереса к совместным играм, снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воспитания.

Устойчивой мотивации ,речевой самореализации.

Родители

- активация педагогического потенциала; овладение регулярной рефлексией достижений ребёнка, психологический комфорт и снятие эмоционального напряжения.











Заключение

Цель данного проекта заключалась в формироватнии у детей с ОВЗ духовно-нравственного воспитания, эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми, расширение возможностей социальной адаптации детей, снижении эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воспитания. Для реализации данного проекта проведено теоретическое исследование и анализ литературных источников по данной теме. В результате которого определена актуальность данной проблемы на современном этапе. В ходе первичной диагностики выявлено, что у всех детей вспомогательного класса была выявлена эмоциональная несформированность.,что способствовало применению мер коррекционного воздействия путём сказкотерапии. Из данных опроса педагогов, работающих с детьми, после проведения занятий со сказками по воспитанию нравственности, были отмечены у детей повышение коммуникабельности, стабилизация эмоциональной саморегуляции. В поведении появились корректность, доброжелательность по отношению к окружающим их людям, готовность помочь, оказать добрую услугу. Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Так как данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д,.





Список литературы

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2 изд. М., 2009

2. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001

3. БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008

6. Катаева П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М.1977

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2001

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.

9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011

10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М. 1968

11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.,2001Используемая литература:

12.Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.

13.Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.

14.Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

15.Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.

16.Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.

17.Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.

18.Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.

19.Татарицкая Я.В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013 – том 195.

20.Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.

21.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

22.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.