Образовательные: продолжить работу над умением образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать множественное число существительных, умением согласовывать существительные с местоимениями, подбирать глаголы, противоположные по смыслу.
Развивающие: создавать условия для развития понимания речи, развития внимания, памяти, правильного речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: способствовать воспитанию доброго отношения к окружающим людям, умение оказывать помощь.
№ | Этапы занятия/ Время | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационный (2 мин) Цель: создание эмоционального настроя. | Звучит песня «Маленькие куколки». Логопед выводит двух кукол (большую и маленькую). – Ребята, кто к нам пришел? Правильно, куклы. Большую куклу зовут Катя, а маленькую куколку зовут Аня. Как зовут, ребята, кукол? | Радуются веселой песне и появлению кукол. Отвечают на вопросы взрослого. | Положительный эмоциональный настрой. |
2. | Постановка задачи (1 мин) Цель: определение проблемного момента и предложения варианта его решения. | – Катя вернулась с прогулки. Посмотрите, сколько на ней теплой осенней одежды. Ей жарко дома. Как помочь Кате? – Аня тоже хочет гулять. На ней надето только платье. Как помочь Ане? – Давайте поможем Кате раздеться, а Ане одеться для прогулки. | Отвечают на вопросы взрослого. | Самостоятельная постановка задачи и выражение ее в речевой форме (ответ распространенным предложением). |
3. | Активизация словарного запаса (10 мин) Цель: создание условий для активизации словаря детей, развития лексико-грамматических категорий. | 1) Игра «Это чье?» – Это чья шапка? Это чей шарф? Логопед раскладывает одежду и рядом кладет картинку с изображением этого же предмета одежды. Словарь: шапка, шарф, варежка, куртка, штаны, носок. 2) Игра «Назови ласково» – У Кати шапка большая, а у Ани маленькая – шапочка. Назовите одежду Ани. Логопед раскладывает рядом одежду поменьше. Словарь: шапочка, шарфик, варежка, курточка, штанишки, носочек. 3) Игра «Один – много» – У Кати и Ани много одежды. Что это? Логопед показывает на одежду одного вида разного размера. Словарь: шапки, шарфы, варежки, куртки, штаны, носки. | Все дети по-очереди помогают снять с куклы один предмет одежды, отвечая на вопрос (Это Катина шапка). Рассматривают одежду и составляют предложения (У Кати шарф, а у Ани шарфик). Рассматривают одежду, разложенную по парам и отвечают на вопрос (Это шапки). | Совместная деятельность детей и педагога, речевая активность детей. |
4. | Динамическая пауза (2 мин) Цель: развитие мелкой моторики. | Повторяют текст 2 раза. Я перчатку надеваю, Я в нее не попадаю. Сосчитайте-ка, ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Один, два, три, четыре, пять. | Дети потирают ладони друг о друга, затем загибают пальцы. | Координация речи и движения пальцев рук. |
5. | Работа по теме (5 мин) Цель: воспитание умения оказывать помощь, отвечать предложениями. | – Аня идет гулять. Помогите ей одеться. Логопед помогает каждому ребенку надеть на куклу предмет одежды и составить предложение. Словарь: надеваю шапку, завязываю шарф, надеваю варежки, застегиваю куртку, надеваю штаны, надеваю носки. | Берут по одному предмету одежды и надевают на куклу, сопровождая речью (Я надеваю шапку). | Совместная деятельность детей и педагога, взаимопомощь, речевая активность детей. |
6. | Работа по теме (продолжение) (4 мин) Цель: развитие мелкой моторики, воспитание умения оказывать помощь. | – Одежда Кати промокла под дождем. Что нужно сделать с одеждой? Взрослый помогает детям развесить на веревку одежду куклы, закрепляя прищепками. | Развешивают одежду куклы на веревку, закрепляя прищепками. | Решение проблемной ситуации, совместная деятельность детей и педагога, взаимопомощь, развитие мелкой моторики. |
7. | Итог занятия (1 мин) | – Ребята, Кате и Ане очень понравилось сегодня с вами. Катя остается дома. А Аню вы одели, она пойдет гулять. Попрощайтесь с Аней. | Машут руками и прощаются (Аня, пока. Аня, до свидания). | Положительный эмоциональный настрой по окончании занятия. |
Кожекина Т. В., Степанова О.А., Рогачева М.В. Инклюзивное образование. Учебно-методическое пособие. – Перспектива, 2017. – 220с.
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – С.50-52.
Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. Библиотека журнала «Управление ДОУ», 2016. – 128 с.
Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – с.20-21.
Солнцева В. А., Белова Т. В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы – М.: ООО «Центр новых технологий», 2015. – С. 97–99.