СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказочные эстафеты, зоологические забеги и водно-сухопутные соревнования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник разработан на основе различных сказочных произведений, для обобщения и расширения знаний воспитанников об окружающем мире, взаимопонимании и сплоченности воспитанников путем проведения различных эстафет.

Просмотр содержимого документа
«Сказочные эстафеты, зоологические забеги и водно-сухопутные соревнования»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Аленушка» с.Шабаново»








СБОРНИК


Сказочные эстафеты, зоологические забеги и водно-сухопутные соревнования







2023 г.

Сказочные эстафеты

Во время проведения игр с детьми стоит напоминать детям сюжет сказок. Таким образом им будет более понятно, как играть в игру, и это сделает ее более эмоциональной. Погружаясь в атмосферу сказки, и, являясь непосредственными участниками сказочного действия, дети выполняют упражнения и задания, которые лежат в основе НОД в области физического воспитания.

  1. КОНЕК – ГОРБУНОК.

По названию ясно, что каждому участнику этой эстафеты предстоит изобразить конька – горбунка, который прекрасно описан в сказке П.П.Ершова. для этого вам потребуется лишь волейбольный мяч или воздушный шарик. Участник сгибается в поясе, берет мяч и кладет себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать руками, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии. Но это не все. Как известно, что Конек – Горбунок мог прыгать так высоко, что преодолевал любые препятствия. В этой эстафете «конькам – горбункам» также придется во время скачки преодолевать препятствия, например, поставленные на линии эстафеты три табуретки. На каждую табуретку необходимо будет взобраться, затем соскочить с нее, и все это быстро и не теряя при этом «горб» - мяч за спиной. Победят те горбунки, которые окажутся более ловкими и стремительными.


  1. ЯДРО БАРОНА МЮНХАУЗЕНА.

Помните, барон Мюнхаузен передвигался однажды, оседлав пушечное ядро. Предложите ребятам освоить этот необычный вид «транспорта». Ядром у вас может быть обычный воздушный шарик или мяч с боку написано «ядро». Участники должны оседлать ядро, зажав его между коленками и придерживая руками. По сигналу в таком положении они должны проделать путь до поворотного флажка и обратно. Затем ядро передается следующему игроку и так далее, пока не выяснится, какая команда быстрее освоила «полеты на ядре».

Не забывайте, что при неосторожном обращение с ядро имеет свойство взрываться. Предупредите об этом ребят. Если шарик-ядро лопнет, команда проигрывает.


  1. КОТ В САПОГАХ.

С этим Котом знакомы все дети, поэтому суть эстафеты будет ясна им по названию. Для ее проведения вам понадобится найти сапоги очень большого размера. Сапоги устанавливают на линии старта. Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и также быстро добежать до финиша. Но это ему будет очень тяжело сделать, и не только потому, что сапоги очень тяжелые и неудобные. Как вы помните, Кот в сапогах обладал очень хорошими манерами. Поэтому, чтобы усложнить эстафету, вы можете поставить на пути следования кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный. Итак, добежав до финиша, сделав при этом три поклона, участник возвращается и отдает сапоги следующему. И так вся команда. Команда, выигравшая может выразить свою радость громким мяуканьем.


  1. КАНАТОХОДЕЦ ТИБУЛ.

В сказке Юрия Олеши «Три толстяка» смелый Тибул ходил по канату не только в цирке. Однажды он прошел по натянутой проволоке над площадью прямо над головами стреляющих в него гвардейцев. В этой эстафете канатоходцам придется намного проще: в них никто не будет стрелять, и опасность – упасть с огромной высоты и разбиться им не грозит. Канат, то есть обыкновенную веревку, можно просто протянуть по земле от старта до финиша. Все игроки по очереди пробегут по нему до поворота, а на обратном пути попробуют пропрыгать всю дистанцию на одной ноге. При этом нужно быть все-таки аккуратными: каждый раз ногу ставим на веревку, а не мимо. Иначе раздастся «выстрел» - хлопок судьи, которым он предупредит о «грозной опасности». Самые ловкие «Тибулы» принесут победу своей команде.


  1. ЛИСА АЛИСА И КОТ БАЗИЛИО.

Что отличает этих персонажей сказки А.Толстого «Приключения буратино»? они притворялись. Лиса притворялась, что она, хромая, а кот, что он слепой. Участникам эстафеты придется изобразить этих мошенников. Эстафета парная, так как персонажи сказки тоже не разлучные. На старте команды делятся на пары. Один в каждой паре – лиса Алиса, а другой – кот Базилио. Тот, кого изображает лису, сгибает в колене одну ногу и придерживает ее рукой, оставаясь, таким образом на одной ноге. Участнику, изображающего кота Базилио, завязывают глаза. «Лиса» кладет свободную руку на плечи «коту», и по сигналу эта «парочка» преодолевает эстафетное расстояние, возвращается и передает эстафету следующим участникам.


  1. ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕНИЦА.

Помните, каким способом в этой сказке путешествовала лягушка? Она заставила уток взять в клювы палку, а сама, зацепившись за нее лапками, взлетела вместе со стаей. В этой эстафете участникам придется проделать почти что тоже самое. Два самых сильных участника берут гимнастическую палку и кладут ее на плечи. В это время третий берется за палку руками, ноги отрывает от земли и оказывается таким образом, «лягушкой – путешественницей». Теперь по сигналу все трое начинают движение. Тому игроку, который висит на палке, категорически нельзя касаться ногами пола. Когда «утки с лягушкой2 добегают до финиша. Участник, висевший на палке, отцепляется, а два других его товарища возвращаются на старт, чтобы взять нового путешественника. И так вся команда должна оказаться на финише.


  1. БАЛДА И ЛОШАДЬ.

Помните, как в сказке А.С.Пушкина Балда тоже участвовал почти в спортивных соревнованиях? Его противники были черти. Используя ловкость и хитрость, выиграл Балда. Во время одного из заданий, которые придумывал старый черт, надо было унести лошадь. Но Балда вскочил на коня и крикнул черту: «Смотри, я несу меж ног!». В нашей эстафете мы попробуем показать именно этот эпизод из сказки. Для организации эстафет все участники делятся на тройки. Двое из них будут изображать лошадь, ну а третий участник, естественно, Балду. «Лошадь» делается просто. Первый участник сгибается в поясе, берет первого за талию. Вот и все. Осталось «Балде» оседлать «лошадь», и можно трогаться в путь. После того, как Балда на коне достигает финиша, он должен развернуться и, «пришпоривая своего коня», проделать обратный путь, чтобы передать эстафету следующей тройке. Ну, а какой именно Балда, подобно пушкинскому, принесет победу команде, покажут итоги соревнований.


  1. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ.

Кому незнакомо это сказочное существо, у которого три головы, четыре лапы и два крыла! Давайте тоже сделаем Змея Горыныча, это несложно. Трое участников встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу, ноги участника, стоявшего в середине, связываются с ногами партнеров, стоящих по бокам. Получается, как бы по четыре ноги в общей сложности. По сигналу «Змей – Горыныч» начинает движение, причем участники, стоящие по бокам, должны, выполнять движение руками, напоминающие размах крыльев. Добежав (доскакав, долетев) до финиша, тройка разворачивается и передает эстафету следующим участникам. Ноги всем тройкам лучше связать до начала эстафеты. После этой эстафеты ребята, наверное, подумают: «Хорошо, что «Змей – Горынычи» только в сказках».


  1. НЕЗНАЙКА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ.

Вы помните героя Николая Носова Незнайку, который летал со всеми друзьями в цветочный город на воздушном шаре? И как устроен воздушный шар, вы, наверное, тоже знаете? По мере охлаждения воздуха в шаре из гондолы (корзины под шаром) выбрасывается балласт. У нас в эстафете корзиной послужит ведро. В него положим балласт: мячи, кегли, кубики и т.д., количество предметов должно быть равно количеству участников. Не забудьте, нам еще нужен воздушный шар, чтобы все было точно, как в сказке. На эту роль великолепно подойдет воздушный шарик, он даже называется также. Если инвентарь готов, можно начинать эстафету. Первый участник берет в одну руку ведро, в другой у него воздушный шарик. Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где находится заранее положенный обруч. Игрок, добежав, выкладывает в обруч один предмет из ведра, т.е. «облегчает корзину». Вернувшись к команде, он передает ведро и шар следующему участнику. Тот в свою очередь проделывает тоже самое. Таким образом к концу эстафеты все предметы из ведра должны быть выложены в обруч. А последний участник должен снова их собрать в ведро и вернуть команде.

Удачных вам полетов, и пусть они не заканчиваются так же плачевно, как в сказке Носова.


  1. БАБА – ЯГА.

Непременными атрибутами Бабы – Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы можно использовать пустое ведро, а в качестве метлы швабру. Участник встает одной ногой в ведро, а другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит швабру. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему. Вперед, «Бабы – Яги».


  1. КОЛОБОК.

Если помните, в сказке Колобок ловко обошел Зайца, Медведя и Волка, но угодил в пасть лисе. В этой эстафете первых трех зверей заменят кегли, а последнего - ведро. Каждый участник – это сказочник, который будет катить (пинать ногами) свой «колобок» (футбольный мяч) между кеглями. Подведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро, то есть отправить мяч «колобок» все же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игрок, чтобы тот тоже смог «рассказать всю сказку», пройти со своим «колобком» все препятствия.


  1. ДОКТОР АЙБОЛИТ.

Что делал в сказке добрый доктор Айболит? Правильно, лечил. И первое, с чего он начал, - это ставил градусники пациентам. Вот и в этой эстафете участникам придется ставить друг другу градусники. Но ненастоящие, их заменят обычные кегли или другие предметы, которые на них похожи. Перед началом эстафеты команда выстраивается в колонну на линии старта. Первый участник стоит с ведром или сумкой, наполненной кеглями. Количество кеглей на две меньше, чем участников. По сигналу первый «Айболит» бежит с ведром до определенной отметки и возвращается. Это он проделал путь в Африку. По возвращении он достает из ведра кегли по одной и по очереди ставит их всем участникам, как градусники, т.е. под мышку каждому участнику. Кроме последнего. Последнему он отдает ведро, сам же отходит в сторону, выбывает из игры. Участник получивший ведро (сумку), быстро собирает кегли у команды и вновь проделывает то, что проделывал первый игрок. Не надо ронять кегли на землю, помните, что градусники – дефицит, а уже если уронили, тут же поднимите. Эстафета заканчивается, когда остается один «Айболит», вернувшийся из «Африки», и ни одного больного.


  1. ЗОЛУШКА.

Помните, как трудолюбива была Золушка? Она не минуты не сидела без дела. Участникам этой эстафеты тоже придется потрудиться. Для этого приготовьте заранее ведро, веник и совок, а также по пять кубиков на каждую команду. Эстафета эта встречная. То есть необходимо разделить команду на две равные половины. Одна встает на линию старта, другая – на финише, лицом друг к другу. С одной стороны, участники будут «Золушками», а с другой «злыми мачехами». Как проходит эстафета? В руках у первой «Золушки» ведро, веник и совок. На линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков – «мусор». Первый участник движется вперед, собирая по дороге кубики в ведро. При этом помогать себе руками нельзя. То есть каждый раз нужно поставить ведро на землю, веником положить кубик на совок, затем с совка в ведро. Когда все кубики собраны, «Золушка» передает ведро с кубиками, веник и совок «мачеха», то есть участнику команды, стоящему, напротив. «Мачеха», как и полагается злой и вредной мачеха, разбрасывает кубики по всей линии движения. Новой «Золушке», которой «мачеха» передает орудия труда, вновь придется собирать мусор. И это безобразие творится до тех пор, пока обе группы не поменяются местами.


  1. ТЕРЕМОК.

Для начала вспомним, кто же жил в теремке: Мышка – норушка, Лягушка – квакушка, Зайка – попрыгайка, Лисичка – сестричка да Комар – пискун. Шестым же пришел Медведь и разрушил теремок. Попробуем разыграть эту в эстафете. В ней будет участвовать только 6 человек – по числу персонажей сказки. А роль теремка выполнит обруч. Эстафету начинает «Мышка». Участник, играющий эту роль, по сигналу двигается к финишу, где лежит обруч – теремок. Добежав, игрок продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником, т.е. за «Лягушкой». Теперь они бегут к теремку вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, они вдвоем пролезают через обруч, не разрывая при этом руки. Когда пятеро, не разжимая рук, продевают через себя обруч и бегут за шестым, - это оказывается «Медведь». Но они все же берут его за руку и ведут с собой к «теремку». Пять человек надевают обручи удерживают его на уровне пояса. «Медведь» в это время берет обруч рукой и тянет его вместе со всеми участниками, находящимися внутри, к старту. Те, кто находятся внутри обруча бегут, помогая «Медведю».


  1. ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ.

По сказке семеро козлят были заперты в доме, но волк обманным путем проник в дом и козлят съел. Домами в этой эстафете будут две половины зала. Одна половина – дом «козлят» одной команды, вторая половина – дом другой команды. В каждой команде нужно выбрать семеро козлят и одного волка. «Козлята» сразу занимают свои дома и располагаются в нем кому как удобно. По сигналу оба Волка входят в дом противоположной команды и начинают ловить козлят. Тот, кого поймали (дотронулись рукой), уходит с площадки (он съеден). Чей волк быстрее съест всех козлят, та команда и побеждает. Козлятам в этой игре – эстафете можно убегать от волка, но нельзя подикать дом, т.е. выскакивать за пределы площадки. Итак, приятного аппетита.


  1. ГОРЯЧИЙ КАРТОФЕЛЬ.

 Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч.

Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.

Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).

Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»

Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры.

Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Зоологические забеги


Цель зоологических забегов, заключается в обобщение и расширении знаний воспитанников об окружающем мире путем вовлечения в спортивные состязания.

  1. ЗАЯЦ ПЕТЛЯЮЩИЙ ПО ЛЕСУ.

Все вы, наверное, вдели зайца, хотя бы по телевизору. Вы, наверное, помните, как он передвигается. Он скачет, опираясь на передние лапы и, отталкиваясь от земли задними. Причем задние у него заходят при прыжке за передние. У зайца есть еще одна особенность. Спасаясь от хищников, он постоянно запутывает следы, то есть бежит не по прямой, а «петляет». Как же будет выглядеть «заячий забег»? на линии движения необходимо установить три – четыре стула, это будут деревья в лесу. Участники команд, должны передвигаться, подражаясь бегу зайца. Для этого участник наклоняется, встает, опираясь на руки (причем руки можно сжать в кулаки). Руки – это «передние лапы», а ноги соответственно – «задние лапы». Продвигаясь вперед, участник должен опираться на руки, отталкиваться от пола ногами и стараться при прыжке занести ноги, как можно дальше вперед. Не забывайте, что нужно «петлять», то есть огибать каждый стул-«дерево». Добравшись до поворотной отметки, «заяц» возвращается обратно тем же способом и передаем эстафету следующему участнику.


  1. КЕНГУРУ С ДЕТЕНЫШЕМ.

Мы надеемся, что вы помните, кенгуру – это сумчатое животное, обитающее Австралии. Отличительная черта кенгуру – отличная прыгучесть. Благодаря своим сильным лапам кенгуру совершает длинные прыжки, при этом бережно несет в своей сумке, которая находится у нее на животе, своего детеныша. Для эстафеты каждой команде потребуется: мешок средних размеров (его может заменить рюкзак или, в крайнем случае, обычная сумка), волейбольный мяч и веревка. Сумка и мешки привязываются участниками, начинающим эстафету, уровне пояса. По сигналу участники кладут в сои мешки по мячу и прыжками кенгуру, преодолевают дистанцию. Держаться при этом руками за «сумку с детенышем» категорически запрещается». Важно, чтобы «малыш» не выпал из «мешка». Возвратившись к линии старта, первый участник передает все атрибуты следующему, и тот начинает преодолевать тем же способом тот же путь. Эстафета достаточно сложна, поэтому дайте возможность ребятам «вжиться в образ» заранее.


  1. ПИНГВИН.

Пингвины живут в Антарктиде. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их грациозную походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с боку на бок. Есть у них еще одна интересная особенность. Они умудряются носить своих только что вылупившихся детенышей между лапок.

Для эстафеты вам потребуется лишь два теннисных мяча. Задача участника, зажав теннисный мяч ногами на уровне колен или лодыжки, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать. Надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее. Смотрите не уроните мяч.


  1. «Черепаха - путешественница»

Инвентарь: (пластмассовый таз)

Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз дном вверх. Теперь надо пройти путь до кегли, не потеряв свой панцирь-таз. Назад возвращаются бегом, панцирь в руках.  Проходит вся команда.


  1. РАК СПАСАЮЩИЙСЯ ОТ ОПАСНОСТИ.

К сожалению, сейчас рака встретить в наших водоемах становится все труднее. Для жизни ему нужна чистая, проточная вода. Но мы надеемся, что вы знаете, как внешне выглядит рак, и поэтому мы не будем описывать его подробно. Мы обратим ваше внимание на одно очень интересное обстоятельство в поведение этого животного. Спасаясь от опасности, рак передвигается задом наперед, бежит очень быстро хвостом вперед и держит при этом свои клешни готовыми к обороне. Эта эстафета проста, так как вам не нужен никакой инвентарь, и вместе с тем сложна, так как участникам предстоит передвигаться задом наперед, подражая действиям рака. Участник встает на четвереньки лицом к команде. По сигналу он начинает движение в таком положении, добегает до поворотной отметки и возвращается назад, чтобы «предупредить» следующего «рака» об опасности. Все участники проделывают тоже самое.


  1. ЛЯГУШКА НА ОХОТЕ.

Как известно, лягушки предпочитают на обед комара или муху. Но для того, чтобы охота была успешной, ей необходимо выбраться из воды и проделать определенный путь, чтобы найти добычу. Как же двигается лягушка? Прыжками. Она прыгает, используя силу своих задних лап. Для этой эстафеты вам потребуются ласты и маленькие теннисные мячи. Ласты помогут лучше вжиться в роль лягушки, а теннисный мяч будет «лягушечьей жертвой» - комаром или мухой. Итак, первый участник надевает ласты себе на ноги, садится на корточки и по сигналу начинает движение вперед, прыгая, как лягушка. Добежав, а точнее, доскакав до поворотной отметки, он разворачивается лицом к своей команде. В это время следующий участник, стоящий на линии старта, бросает «лягушке» теннисный мяч - «комара». «Лягушка» должна поймать добычу и вернуться с ней домой, то есть к своей команде, после чего передать ласты второму участнику, а мяч – третьему. Успех во многом зависит от ловкости «лягушки» при поимке «добычи», ну и, конечно, от быстроты передвижения.


  1. ЛОВКИЕ ОБЕЗЬЯНКИ.

Кто же не знает обезьянку? Это милое, забавное, шустрое и ловкое животное. Вы, наверное, видели в фильмах, как обезьяны здорово прыгают и лазают по деревьям. Во время прыжков они пользуются лианами, на которых раскачиваются, как на качелях. За лианы обезьяны цепляются всеми четырьмя конечностями, а иногда даже хвостом.

В эстафете вам потребуется длинная веревка или канат. Они будут лианами. Эти лианы нужно уложить на землю по всей длине трассы от старта до поворотной отметки. Участникам эстафеты придется преодолеть путь туда и обратно на четырех конечностях, то есть наступая на веревку ногами и держась при этом за веревку руками. При этом существует опасность отдавить собственные пальцы, но ведь обезьяны очень ловкие животные и не боятся таких трудностей.


  1. ТАРАКАНЬИ БЕГА.

Такой вид состязаний действительно существует для развлечения публики. Тараканов даже специально готовят к этому. Если вы забыли, напомним, что таракан имеет шесть лапок и бегает очень быстро. Чтобы справиться с этой эстафетой, в каждом забеге должны участвовать по два члена команды. Один из них встает на четвереньки, а второй кладет свои ноги на спину первого и сам будет бежать на руках. Таким образом, его руки будут первой парой тараканьих лапок, а руки и ноги другого участника будут второй и третьей парой. При такой неустойчивой конструкции надо постараться развить большую скорость. Трудно? Но вы все же попробуйте. Чьи тараканы пройдут всю дистанцию быстро и без ошибок, та команда побеждает.


  1. ДВУГОРБЫЙ ВЕРБЛЮД.

Верблюд – корабль пустыни. Он может долго обходиться без пищи и воды благодаря своим горбам, в котором он хранит запасы влаги. Верблюд, может бегать довольно быстро, но чаще он степенно вышагивает по песку пустыни.

В этой эстафете одновременно бегут два участника. Не забудьте так же приготовить по два волейбольных мяча для каждой команды. Итак, двое участников встают друг за другом, наклоняются, причем второй держится рукой за поя другого. На спину каждому участнику кладется волейбольный мяч оба участника одной рукой придерживают их чтобы мячи «горбы» не упали на землю. Ведь если у верблюда упал горб, значит, запасы иссякли, и он может погибнуть. Придерживая мячи и не расцепляться, участники должны проделать путь до поворота и обратно и передать эстафету следующему кораблю пустыни.


  1. БЕЛОЧКА, НЕСУЩАЯ ОРЕХИ.

Белка – очень шустрый, подвижный и ловкий зверек. Помните, ка она здорово прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, орехи или ягоды. Для этой эстафеты приготовьте для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному волейбольному мячу. Обручи расположите на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Причем они могут лежать не на прямой линии. Задача каждой белочки принести орехи – волейбольные мячи, прыгая с дерева на дерево (обручи), сначала до поворотной стойки, затем обратно. Вернувшись к себе, игрок передает эстафету следующему. Эстафету можно усложнить, если орехов два или три. Удержать их будет сложнее.


  1. ЗМЕЯ.

Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом. Она плавно огибает все препятствия на своем пути.

Для этой эстафеты вам потребуется несколько (5-6) стульев или заменяющих их предметы. Их надо установить на линии движения. Вся команда выстраивается в колонну по одному друг за другом, все кладут руки на плечи впереди стоящему и дружно приседают на корточки. Змея готова отправиться в путь. Задача команды – преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться во время пути и не вставать в полный рост – иначе получится «змея с ногами» или «разорванная змея», а такого, вы понимаете, в природе не бывает.


  1. ПАУК, ПЛЕТУЩИЙ ПАУТИНУ.

Паук ловит свою жертву, плетя для этого замысловатые сети своей паутины. Иногда его паутину сравнивают с кружевом. В отличие от таракана у паука восемь лап. На своих восьми лапах передвигается очень проворно. В этой эстафете одновременно участвуют 4 человека. Они встают спиной друг к другу и сцепляются руками, согнутыми в локтях. В такой сцепке они превращаются в паука, у которого 8 лапок. Теперь пауку необходимо быстро пройти от старта до поворотной отметки и обратно. Но двигаться придется не по прямой линии, а по ниточки паутинки. Пусть это будет положенная на землю веревка или начерченная мелом линия. Линия может иметь неожиданные повороты, зигзаги. В этой эстафете очень важна согласованность всех участников, паук не должен разрываться на две половинки и задние лапки всегда должны двигаться в том же направлении, что передние. Вернувшись назад паук передает эстафету следующей четверке.


  1. ТРУДОЛЮБИВЫЕ МУРАВЬИ.

Проходя в лес, каждый, наверное, встречал на своем пути муравейники. В нем постоянно кипит работа. Недаром муравьи считаются самыми трудолюбивыми насекомыми. Причем, если трудно одному – на помощь приходят другие. Все вместе муравьи могут перетащить на себе в муравейник даже очень тяжелый предмет. Для этой эстафеты нам понадобится по одной гимнастической палки на команду. Сюжет эстафеты очень прост. Первый участник берет гимнастическую палку и бежит с ней до поворотной стойки, а потом возвращается к себе в муравейник, чтобы попросить о помощи. Когда первый муравей вновь вернется к старту, второй берется за гимнастическую палку, и они проделывают тот же путь, но уже вдвоем. Затем они возвращаются и зовут на помощь третьего. И так вся команда в конце концов должна ухватиться за тяжелую ношу и сообща донести ее до своего муравейника. Лодыри, как правило, наказываются тем, что проигрывают.


  1. СОРОКОНОЖКА.

Вы, нет сомнения, наблюдали не раз, как передвигается гусеница сороконожка. Она подтягивает заднюю часть туловища к передней, а затем распрямляется, выбрасывая в перед переднюю часть своего тела. И так много раз. Ее способ передвижения напоминает волну.

Для организации эстафеты вам потребуется 10 веревок чуть больше одного метра, а также стулья и стойки, чтобы закреплять эти веревки. (в качестве веревок можно использовать скакалки). На линии движения установите стойки или стулья с натянутыми веревками на расстоянии 3-4 метров друг от друга. Для каждой команды нужно сделать по пять таких препятствий. В этой эстафете принимает участие сразу вся команда. Участники выстраиваются в колонну друг за другом, кладут руки на пояс или на плечи впереди стоящему. По сигналу гусеница начинает движение. При приближении к препятствию игрок наклоняется, чтобы пройти под натянутой веревкой. Вслед за ним должны будут наклоняться или присесть и все остальные. Пройдя под веревкой, можно снова распрямиться. Так преодолевая все препятствия на прямом и обратном пути, будет совершать волнообразное движение, подражая настоящей гусинице.

























Водно – сухопутные соревнования

  1. ВОДОНОС.

В древние времена, когда еще не изобрели водопровод, была в некоторых странах такая профессия – разносчик воды, или водонос. Этот человек набирал у источника воду (в бурдюк или ведра) и аккуратно нес ее в город чтобы продавать. При этом он стремился не расплескать ни капли воды. В нашей эстафете участникам предстоит стать водоносами и нести наполненную до краев тарелку, стремясь при этом не расплескать ни капли. Участники выстраиваются на линию старта друг за другом. Первый берет в руки тарелку, наполненную водой, и по сигналу начинает движение вперед – до поворотного флажка и обратно. Затем тарелка аккуратно передается следующему игроку. И так все члены команды должны проделать этот путь.

У этой эстафеты могут быть варианты:

- тарелка удерживается одной рукой (так носят официанты);

- тарелка ставится на голову придерживается одной рукой (так носят воду на Востоке);

- тарелка удерживается двумя руками, но участник при этом движется спиной вперед (так воду нигде не носят);

Вариантов может быть много, выбирайте любой и комбинируйте. Не забудьте в конце эстафеты проверить, много ли воды расплескали команды. Кто больше потерял, получает штрафные очки.


  1. ПОЛИВКА ЦВЕТОВ.

Цветы не могут расти без воды. Их обязательно нужно поливать. Каждый, наверное, хоть раз в жизни проделывает эту несложную операцию. Но опытные цветоводы знают, что цветы не любят и излишней влаги, поэтому нужно знать норму. В этой эстафете цветы вам заменят пустые банки, а для полива нужен будет стакан и ведро воды на каждую команду. Пустые литровые банки (4 – 6 штук) устанавливаются друг за другом по всей линии движения. Лучше установить их на табуреты. Команды выстраиваются на старте, рядом с линией старта наполненное ведро воды. Первый участник по сигналу судьи набирает полный стакан воды и бежит «поливать цветы». Он должен так распределить воду в каждой банке, чтобы везде было примерно одинаковое количество. Когда все цветы политы, игрок добегает до поворотной отметки и возвращается назад к команде, чтобы передать стакан очередному «цветоводу». И так вся команда. В заключении жюри оценивает не только то, кто быстрее полил «цветы», но и количество во всех банках. Чем ровнее количество воды, тем лучше. Хуже, когда одна банка – полная, а вторая налита только до половины.


  1. МЕЛИОРАТОРЫ.

Одна из задач людей этой профессии – осушение болот. Они используют для этого тяжелую и сильную технику. Но нам этого не потребуется, так как «болота», которые будут осушать команды не больше тарелки. Так что техники особо и не нужно. Эстафета заключается в следующем. Команда стоит на линии старта, у поворотной отметки стоит табурет, а на нем глубокая тарелка с водой. Это, как вы поняли, и будет наше «болото». Его предстоит осушить. По сигналу судьи первый участник бежит к табурету, останавливается примерно в двадцати сантиметрах от него и сильно дует на тарелку с водой, стараясь выдуть из нее как можно больше воды. Затем бежит обратно, чтобы передать эстафету следующему «мелиоратору». Предупредите ребят, что дуть можно только один раз и не ближе, чем с двадцати сантиметров от тарелки. Чья команда быстрее осушит «болото», та и победит.


  1. КОРОМЫСЛО.

Помните, как раньше на Руси носили воду с колодца. Молодцы и девицы пользовались коромыслом. Очень удобно, однако, без сноровки это сделать достаточно сложно. В этой эстафете «добры молодцы» и «красны девицы» будут носить воду в ведрах на «коромысле». Но так как найти его очень сложно, то роль коромысла может играть обычная палка длиной 2 метра. Вам так же потребуется по два ведра на каждую команду. Чтобы ребятам было не очень тяжело, лучше взять маленькие ведра (можно детские, игрушечные), но если уж таких, то не наливайте ведра полными, хватит и половины. После того, как команда выстроится за линией старта, первый участник возьмет «коромысло» - палку, бережно положит его на плечо, а два других участника помогут ему повесить на палку два ведра с водой. По сигналу начинается движение. Участник должен добежать до поворотной отметки и вернуться назад, чтобы передать «коромысло» с ведрами следующему. Если в процессе эстафеты ведро упадет, игроку придется начать все с начала. Объяснить ребятам, что они должны помогать друг другу на старте.


  1. ХУДОЖНИКИ.

Художник обычно имеет дело с красками, но раз сегодня у нас водные эстафеты, то на этот раз вода заменит нам акварели и масло. Вы знаете, что перед тем, как рисовать картину, художник обязательно грунтует холст, то есть покрывает его равным слоем какой-то краски. И только уж потом на этом фоне начинает писать. Очень важно, чтобы холст был загрунтован очень равномерно и весь. В нашей эстафете кусок холста заменит любая одноцветная материя размером 50*50 см (это может быть носовой платок). Роль кисточки будет играть обычная столовая ложка. Ну а краску, как мы и договорились, заменит вода. Итак, команда на старте. У линии старта - ведро с водой. У поворотной отметки закреплен на планшете (или лежит на земле) «холст», то есть материя, приготовленная вами заранее. В руках первого участника ложка – помните, это кисть. По сигналу он начинает движение, предварительно зачерпну воду ложкой. Он бежит к «холсту» и выливает на него принесенную «грунтовку». Затем возвращается назад и передает «кисть» следующему. И так далее. Побеждает та команда, чей «холст» быстрее «загрунтуется», т.е. будет видно, что он абсолютно мокрый.


  1. РЫБОЛОВ – СПОРТСМЕН.

До чего же увлекательное дело – рыбалка. Рыбаки – любители и спортсмены, могут часами сидеть на берегу в ожидании улова. Но наша эстафета не будет зависеть от клева. Главное в ней – ловкость каждого рыбака. Для эстафеты потребуются следующие вещи для каждой команды: ведро с водой, спички или маленькие палочки по количеству игроков в команде, столовая ложка и тарелка. Команда рыболовов выстраивается на линии старта. В руках у первого участника – ложка и тарелка. У поворотной отметки стоит ведро, в нем на поверхности воды плавает рыба (спички). Задача каждого участника добежать до ведра – «водоема» и с помощью нехитрого приспособления (ложки) выловить одну рыбку и положить ее на тарелку (садок). Затем нужно вернуться к команде и передать улов, пока все рыбки не будут выловлены. Это просто только на первый взгляд. Рыбки очень непослушны, они льнут друг к другу, соскальзывают с удочки (ложки). Поэтому будьте аккуратны. И не уроните улов, а то придется начинать все сначала. Помните, что рыбки не могут жить без воды, поэтому при их ловле надо зачерпывать и немного воды. Ну что ж, удачной рыбалки.


  1. ВОДОПАД.

Первый игрок получает полуторалитровую бу­тылку с водой. Добегает до стула, на котором стоит такая же бутылка, но пустая. Выливает воду из 1-й бутылки во 2-ю и с полной бутылкой возвращает­ся обратно и передаёт её следующему игроку. Та команда, которая быстрее справится с заданием и меньше прольёт воды, и будет победителем.


  1. ВОДОЧЕРПАЛКА.

Цель водочерпалки - вычерпать откуда-нибудь воду. У нас водочерпалка - ложка. Зачерпываете воду из тарел­ки, стоящей у поворотной отметки, бежите к команде и выливаете воду в баночку. Какая команда быстрее пере­несет всю воду в баночку и меньше расплескает?

9