СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказочные герои

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сказочные герои»


ДЛК. 05.04.24. ЛЧ/Обучение грамоте/, 1 класс. Тема: Реальность и волшебство в литературных (авторских) сказках. На примере произведений В.Г. Сутеева и других на выбор

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества В.Г.Сутеева. Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения. Воспитание критического мышления. Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

Ход урока

1. Организация класса.

2.Актуализация знаний. Обозначение темы урока .

Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Мы будем читать книги замечательного писателя сказочника Владимира Григорьевича Сутеева.

  1. Выставка книг / Просмотр презентации/

- Рассмотрите выставку книг. Все ли книги на выставке соответствуют теме нашего урока?

  • Дети называют изученные книги других авторов, но иллюстрированные В.Сутеевым – Н.Носов «Фантазёры», К.Чуковский «Айболит».)

Учитель: - На какие группы можно разделить книги на выставке?

Дети: - Книги- сборники и книга – одно произведение.

  1. Рассказ об авторе.

Учитель: Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком: он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине, пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе.

Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым весёлым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку.

Бывает так – работал человек художником: рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и и писать начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал, подумал и стал писателем, решив, что весёлых авторов намного меньше, чем весёлых художников. А может всё было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!

Учитель:

  • Кем же был В.Сутеев, кроме того, что был писателем? (художником-иллюстратором, режиссером и сценаристом мультфильмов). Поэтому книги, которые вы убрали с выставки оказались там не случайно. Все их тоже иллюстрировал В.Сутеев.

  1. В.Сутеев «Дядя Миша».

  • Кто автор этой книги?

  • Одно или несколько произведений в книге?

  • В каком издательстве издана книга? Год издания?

  • О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая книгу?

  • Кто еще является героями книги?

  1. Чтение сказки учителем. Беседа о прочитанном.

Учитель: - Понравилось ли вам произведение? Что вам понравилось?

Дети: - Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму.

- Животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.

Учитель: - Что вам не понравилось?

Дети: - Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.

- Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.

- Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.

Учитель: - Докажите, что это сказка?

Дети: - Животные разговаривают, ведут себя как люди.

Учитель: - Какая это сказка?

Дети: - Сказка о животных.

Составление модели (кластера) Кто главный герой в сказке?

Дети: - Медведь.

Учитель: - С чего начинается сказка?

Дети: - «Зашел как то раз медведь к зайцу в огород…

Учитель: - Почему использовали двустороннюю стрелку?

Дети: - Медведь разговаривает с Зайцем.

Учитель: - Как это явление называется в литературе, в русском языке?

Дети: - Диалог.

Учитель: - Что было дальше?

Дети: - Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.

  • Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

Дети: - Нет.

Учитель: - Кто потом позвал Медведя?

Дети: - Белочка.

Учитель: - Как Медведь собирал орехи?

Дети: - Вырывал кусты с корнем.

Учитель: - С кем произошла встреча дальше?

Дети: - С Котом.

Учитель: - Куда Кот позвал медведя?

Дети: - Рыбу ловить.

Учитель: - Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

Учитель: - Кто встретился потом?

Дети: - Лиса.

Учитель: - Что предложила Лиса Медведю?

Дети: - Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.

Учитель: - О каком еще герое говорится в сказке?

Дети: - О Мышонке.

Учитель: - Что сказал Мышонок Медведю?

Дети: - "Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?"

- А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?

Дети: - Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.

- Да. Это и есть главная мысль сказки.

ФИЗМИНУТКА

IV.В.Сутеев «Ёлка». Чтение сказки учителем.

Учитель: - Какую сказку читали? Кто автор?

Дети: - Сказку В.Сутеева «Ёлка»

Учитель: - А смог бы снеговик в одиночку доставить письмо Деду Морозу? Кто помогал снеговику?

Дети: - Щенок Бобик, зайцы, белки, медведь, Сорока.

- Благодаря своим друзьям, их помощи, снеговик смог выполнить

просьбу детей. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!

V.Сопоставление книг.

Учитель: - Давайте сравним эти две сказки. Что одинакового?

Дети: - Автор, художник, издательство, некоторые герои.

Учитель: Чем отличаются?

Дети: - Разные главные герои, смысл.

  • Мы познакомились с двумя сказками В.Г.Сутеева. Дома читайте другие сказки этого замечательного писателя