СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сказочные картинки». Программно-изобразительная музыка в творчестве А.К.Лядова.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по музыкальной литературе на тему: "Сказочные картинки". Программно-изобразительная музыка в творчестве А.К. Лядова.

Просмотр содержимого документа
««Сказочные картинки». Программно-изобразительная музыка в творчестве А.К.Лядова.»

Детская школа искусств п.Серебряный Бор
Филиал Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

Детская школа искусств г.Нерюнгри



Конспект открытого урока
предмет:музыкальная литература
класс:4ф/1н

тема:«Сказочные картинки». Программно-изобразительная музыка в творчестве А.К.Лядова.




Работу выполнила:
преподаватель теоретических дисциплин
Горбунова О.Д.








2022

Тема урока: «Сказочные картинки». Программно-изобразительная музыка в творчестве А.К.Лядова»

Класс: 4ф/1н

Цель урока: познакомить с симфоническими миниатюрами А.К.Лядова: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро».

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с программной музыкой;

  • дать представление о таких понятиях, как симфоническая миниатюра, лейтмотив.

Развивающие:

  • формировать познавательный интерес к симфонической музыке;

  • развивать умение слышать музыку, анализировать её.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к музыкальному народному творчеству посредством симфонической музыки.

Музыкальный материал:

  • А. К. Лядов, Симфонические миниатюры: “Кикимора”, «Баба-Яга», «Волшебное озеро»;

  • А.К.Лядов, симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра»;

Наглядный материал:

  • иллюстрации к русским народным сказкам;

  • портреты композиторов;

  • видеоматериал;

Раздаточный материал: музыкальные инструменты

ТСО: интерактивная доска, компьютер.




Слайд «Вход гостей»

Ход урока

    1. Орг. момент

(звучит песня «Приходите в гости к нам поскорее, заходят гости)

Слайд «Тема урока»

Ведущая:Всем добрый день. Тема нашего сегодняшнего необычного урока звучит так: «Сказочные картинки». Программно-изобразительная музыка в творчестве Анатолия Константиновича Лядова».

Слайд «Цели и задачи»

Ведущая:В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) даже не подозревают о том, что она - богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны.Наш великий соотечественник писатель Михаил Афанасьевич Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого».

Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить. Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек - композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И говорить сегодня мы будем о программно-изобразительной музыке.

    1. Повторение пройденного материала (актуализация знаний)

Ведущая:В вокальных произведениях – песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально – театральных жанрах, всегда есть текст, и программа ясна. А если музыка инструментальная, в ней нет текста, то, как понять, что хотел передать композитор?

Дети: Композиторы дают названия своим инструментальным сочинениям.

Ведущая:Верно. Особенно тем, в которых музыка что – то или кого – то изображает. А что же такое программная музыка?

Дети: Программная музыка — музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, эпиграф, название, литературный текст.
Ведущая: Итак, музыка может изобразить различные звуковые явления, пространство, движения, раскрыть характер героев, а мы, слушатели, должны все это представить.

    1. Изучение нового материала

Слайд «Лядов»

Ведущая: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о программно-изобразительной музыке в творчестве Анатолия Константиновича Лядова — русского композитора 19 века, дирижёра и педагога, профессора Петербургской консерватории.

Слайд «Лядов и Римский»

Ведущая: Как ученик Н. А. Римского-Корсакова, творчество которого опиралось на русский музыкальный фольклор, Лядовтакже был увлечен фольклором. Давайте вспомним, что такое фольклор?

Дети: Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. 

Ведущая: Какие жанры входят в фольклор?

Дети: Песни, сказки, колядки, колыбельные, былины.

Слайд «Про старину»

Ведущая: В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса, сказочной фантастики, песенного фольклора. Он оставил богатое наследие в области обработки русских народных песен. Всего им сделано около 200 песенных обработок, среди них «Восемь русских народных песен для оркестра», «Песни русского народа». В летние жаркие дни Лядов оставлял Петербург и отправлялся поближе к народу, который и вдохновил его на создание программных оркестровых произведений сказочного содержания.

Слайд «Сказочные персонажи»

Ведущая: Посмотрите на картинки. Каких сказочных персонажей вы знаете?

Дети:Русалка, Леший, Водяной…

Слайд «Хороводная»

Ведущая:Русские народные сказки многим знакомы с детства. Веками люди рассказывали своим детям добрые и нравоучительные истории, наполненные волшебством и фантастикой.

Слайд «Высказывание»

Ведущая: «Сказочные картинки» Лядова – это необыкновенно красочные музыкальные образы. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только  тогда я счастлив». Музыка словно отправляет слушателя в неведомые ранее края, где существуют все знаменитые персонажи, такие как Баба-Яга и Кикимора.

Слайд «Картинка №1»

Ведущая: Там у берега Волшебного озера происходят удивительные чудеса. Одним словом, миниатюры возвращают нас в детство. Пока звучат симфонические картинки, в мир возвращается волшебство.







«Кикимора»

«…Отворилась дверь, вошла какая- то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки - и была такова. «Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла». А была та баба — Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено»
А.Н.Толстой. «Кикимора»

Слайд «Высказывание»

Ведущая:Итак, первая сказочная картинка – одночастная симфоническое народное сказание для оркестра под названием «Кикимора».

Слайд «Кикимора»

Ведущая:Произведение представляет собой симфоническую миниатюру, т.е. небольшое произведение для симфонического оркестра. Получило авторское обозначение фантастическое скерцо.

Слайд «Миниатюра»

Ведущая:Что означает слово «скерцо»?

Дети:В переводе с итальянского scherzo означает «шутка».

Ведущая:Мы все знаем, что наши предки были славяне. Так вот, славянская мифология очень разнообразна на нечисть и волшебные существа. Наши предки верили, что в лесу обитает множество злых существ, бесчисленные их помощники и последователи. Всем нам знакомы персонажи, которые оказывали службу главным героям или наоборот, всячески вредили им.

Слайд «Кикимора

Ведущая:Русские леса скрывают непроходимые болота. Существовало поверье, что на болоте живут кикиморы. Кто такая Кикимора? 

Дети: Сказочный персонаж. Кикимора – злая, вертлявая, вредная, относится к отрицательным героям.

Слайд «Кикимора»

Ведущая:Кикиморы как персонажи славянской мифологии имели сильно сутулую спину, кожу зеленоватого оттенка, и были все в лохмотьях. Напоминали Бабу-Ягу, как внешне так и по злодеяниям. Но в некоторых сказках Кикиморы бывали и добрыми, даже помогали по хозяйству, ночью пряли, смотрели за детьми, если ее не злили и не провоцировали. Они дружили с Бабой-Ягой, с Лешим, с Водяным. Но когда их тревожили и обижали, становились злымипакостницами, не давали житья домочадцам, шумели и били посуду.

слайд «Кикимора»

Ведущая:«Живет, растет Кикимора у Кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн – говорит сказки заморские. Кто такой Кот Баюн?

Слайд «Кот Баюн»

Дети: персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказаниями.

Ведущая:«…Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной…»

Слайд «Иван Сахаров»

Ведущая:Эти строки взяты их книги знаменитого этнографа, собирателя песен, народных верований, преданий и обычаев Ивана Петровича Сахарова. НоЛядов не видит в образе Кикиморы опасности, Кикимора кажется ему смешной и безобидной, хотя и имеет зловредный, лукавый характер. Автор использует множество выразительных приемов, чтобы подчеркнуть иронию над злым персонажем. С помощью, каких средств музыкальной выразительности композиторы раскрывают художественный образ героев в музыке?

Дети: мелодия, темп, тембр, ритм, динамика, регистр, лад.

Слайд «Лейтмотив»

Ведущая:Для музыкальной характеристики героев композиторы используют яркие мелодии - лейтмотивы. Это повторяющийся музыкальный мотив для характеристики персонажа, проходящий через все произведение. Итак. Вступление рисует сказочный пейзаж с помощью ломанного движения у низких деревянно-духовых инструментов и контрабасов с виолончелями для изображения каменных гор, потонувших в ночном мраке. Это и будет первый лейтмотив «У Кудесника в горах».

(прослушивание лейтмотива)

Ведущая: Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого звучит ласковая песенка кота Баюна. Она была сочинена композитором в духе народной колыбельной.

слайд «Духовые и английский рожок»

Ведущая: Лядов предназначил ее для колыбельной Домового. Баюкающий тембр английского рожка поет колыбельную по - домашнему тепло и уютно.

В мелодии звучит нисходящая терция в укачивающем ритме колыбельной.

Второй лейтмотив «Кот Баюн».

(прослушивание лейтмотива)

Ведущая: Соло челесты создает холодное звучание хрустальной колыбели, которая качается с утра до вечера. Как вы думаете, почему автор выбрал челесту?

Дети: У челесты звучание напоминает звон колокольчиков. Третий лейтмотив «Хрустальная колыбелька».

(прослушивание лейтмотива)

Слайд «Флейта-пикколо»

Ведущая: Для лейтмотива Кикиморы композитор использует короткий мотив с солирующей фле́йтой-пи́кколо (или малая флейта). Что это за инструмент?

Дети: Это — самый высокий по звучанию деревянный духовой музыкальный инструмент.

Ведущая: Все верно. Он обладает пронзительным и свистящим тембром, как и сама главная героиня. Лядов изобразительными приемами рисует взвизгивания и капризы, ужимки и прыжки Кикиморы. Для этого автор использует и октавные скачки, и воздушные паузы, и «волшебные» увеличенные трезвучия. Прыжки изображают широкие интервалы. А с помощью увеличенного трезвучия музыка передает «зловещий» образ героини.

(прослушивание лейтмотива Кикиморы)

Ведущая: Заканчивается пьеса мгновенным рассеиванием звучности – исчезновением сказочного образа. «Ай да Кикимора», что о себе возомнила!»






Таблица лейтмотивов в «Кикиморе»

Тема

Средства музыкальной выразительности

Лад

Темп

Регистр

Тембр

Динамика

1

«У Кудесника в горах»

Минор

Медленный

Низкий

Контрабас Виолончель

p

2

«Кот-Баюн»

Минор

Медленный

Средний

Английский рожок

p

3

«Хрустальная колыбелька»

Минор

Медленный

Высокий

Скрипки
Челеста

pp

4

«Кикимора»

Минор

Быстрый

Высокий

Флейта-пикколо

mf


Ведущая: Лядов имел художественный талант. Во время сочинения он создавал эскизы видимых им музыкальных образов. В дальнейшем он часто рисовал для своих детей, и забавные рисунки мифологических существ висели по всей квартире, в которой он проживал со своей семьей.

Слайд «Картинка 2»


«Волшебное озеро»


«Как оно картинно, чисто, со звёздами и таинственностью в глубине.
А главное — без людей, без их просьб и жалоб
— одна мертвая природа — холодная, злая, но фантастичная, как в сказке».

А.К.Лядов

Слайд « Озеро»

Ведущая: «Волшебное озеро» - эта «сказочная картинка для оркестра» напоминает акварель. Те же легкие и прозрачные краски, та же тонкая игра полутонов и бликов. Картинка написана только для деревянных духовых инструментов, они создают тихую, завораживающую атмосферу

Музыкальный пейзаж - так можно описать содержание этого произведения. Лядов оставил такой отзыв о работе над «Волшебным озером»: Знал я одно такое – ну, простое, лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!

Лядов использовал в «Волшебном озере» фрагменты неоконченной оперы «Зорюшка», где присутствует озеро, населенное русалками. Но опера так и осталась незавершенной. Остались лишь эскизы к ней, а музыкальная характеристика сказочного озера стала симфонической миниатюрой.

Слайд «Озеро»

«Глубоко в лесной глуши, где не ступала нога ни зверя, ни человека находится озеро. Но не простые воды текут в нем, а волшебные. Вокруг тишина. Только ночью отражается в нем и луна, и звезды. Еле волны колышутся от дуновения ветра. Все вокруг фантастично и сказочно. Все застывает, время остановилось, чтобы любоваться красотой окружающей природы».

Слайд «Высказывание»

Ведущая: Отказавшись от мелодии, композитор широко использует палитру средств музыкальной выразительности. Это и короткие мелодические мотивы, и приглушённые тембры. Давайте прослушаем начало.

(прослушивание)

Ведущая: Первые такты — одинокий звук у струнных басов на фоне едва заметного тремоло литавр. Какие еще инструменты вы здесь услышали?

Дети: Арфа, скрипка, челеста.

Ведущая: А вы знаете, что в оркестре применяются засурдиненные инструменты.

Слайд «Сурдина»

Ведущая: Сурдина - приспособление, применяемое на некоторых музыкальных инструментах. Как вы думаете, для чего?

Дети: Для ослабления громкости и изменения тембра звучания. Например, засурдиненные скрипки изображают легкую рябь на неподвижной воде.

(прослушивание)

Слайд «Озеро»

Ведущая: Так постепенно разворачивается тончайшая звукопись, создающая картину затерянного в лесной глуши озерного зеркала. Что вы можете сказать о мелодии?

Дети: Мелодия «Волшебного озера» дышит тишиной и покоем.
Ведущая: Добиться невесомой атмосферы композитор смог благодаря использованию множества характерных музыкальных приемов. Основной звуковой материал пьесы – мерно колышущаяся невесомая фактура. Впечатление глубины помогает создать интервал – квинта. Прозрачность оркестровой фактуры связана с использованием широких интервалов (так композитор изображает прозрачность глубины вод). Для ощущения невесомости композитор использовал легкую тональность ре – бемоль мажор. А также легкие тембры деревянно-духовых инструментов, в частности флейты, арфы, челесты. В качестве ритма Лядов использовал ритм баркаролы (четверть и восьмая). «Волшебное озеро» представляет собой одну из вершин оркестрового мастерства композитора.

(прослушивание в исполнении симфонического оркестра)

Ведущая: Расскажите о ваших эмоциях при прослушивании данного произведения. Какое у вас получилось волшебное озеро?

Слайд «Картинка 3»

«Баба Яга»


«…За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!..»

Л.Филатов.
«Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Слайд «Баба Яга»


Ведущая:
Бабушка в лесу живёт, травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт. В ступе по небу летает,
Из кости её нога. Эту бабу звать …
Дети: Яга!

Слайд «Высказываание»

Ведущая: И последняя сказочная музыкальная картинка в жанре картинки к русской народной сказке для большого оркестра.

Слайд «Александр Афанасьев»

Ведущая: Программой к картинке послужила сказка из «Народных сказок» известного русского сказочника, а также исследователя народного фольклора, Александра Афанасьева. При создании этого шедевра Лядова вдохновила красочная живопись русского художника и книжного иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина.

Слайд «Билибин»

Ведущая: Особенно впечатлили Лядова иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», где на первой странице красовалась Баба-Яга, летящая в ступе.


Слайд «Баба Яга в ступе»

Ведущая:Это и был главный прототип образа симфонической миниатюры на фантастическую тематику. А у каких композиторов есть произведения с похожим названием?

Дети: П.И.Чайковский, Детский альбом, «Баба Яга», М.П.Мусоргский, Картинки с выставки «Баба Яга», А.С.Даргомыжский, шутка-фантазия «Баба Яга».

Ведущая:Верно. Для своей «картинки» Лядов выбрал лишь один эпизод из названного выше издания «Василиса Прекрасная»:

Слайд «Высказывание»

Ведущая:«…Баба-Яга вышла во двор, свистнула – перед ней появилась ступа с шестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, шестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…». Композитор озвучил эпиграф, подчеркивая тем самым юмористические черты сказки. Поэтому и произведение написано в жанре скерцо.

По сюжету произведение представляет собой полет Бабы-Яги, в непрерывном ритмическом движении и постепенно набирающим силу, что создает атмосферу напряженности. Быстрый ритм, Presto, в котором выдержано произведение, создает ощущение «предельной» скорости.

Пьеса начинается с посвиста Бабы Яги у флейты-пикколо и валторн. Свист хозяйки словно будит лесное царство.

(прослушивание)

Бабу Ягу характеризует отдельная тема (лейтмотив). А какие инструменты симфонического оркестра могли бы изобразить Бабу Ягу?

Дети: деревянно - духовые (фагот)

Ведущая: А как вы думаете, какой тембр голоса у Бабы Яги?
Дети: Бас.

(прослушивание лейтмотива Бабы Яги)

Ведущая: Баба Яга - костяная нога. А как вы думаете, у какого инструмента может быть «сухой, «костяной» тембр?

Дети: У ксилофона.

Ведущая: Верно. «Сухой», «костяной» тембр ксилофона словно подстегивает бешенное движение полета главной героини.

(прослушивание)

Ведущая: Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипок, и все растворяется в утреннем тумане.

(появляется Баба Яга)

Баба - Яга:  Я не поняла, что за шум? Я только камеру настроила.

Ведущая:Ой, посмотрите, какую картинку мы оживили!

Слайд «Баба Яга»

Баба – Яга: Как это оживили? Я и так, тьфу, тьфу, тьфу живая, здоровая, да еще и красивая.И кто меня потревожил? Пригнал сюда? И для чего? Я только научилась на ложках играть.

Ведущая: Мы тебя сегодня мысленно представляли под музыку, которая у композитора Анатолия Константиновича Лядова тоже называется «Баба - Яга»… и вот ты здесь. Ну, и как, бабулечка, дела? Получается на ложках играть?

Баба Яга:(недовольно) Играть, играть– ничего не получается. А вы знаете, у меня вообще - то миллион подписчиков, я в нашем лесу самая крутая блогерша. И про Тик – Ток много чего рассказать могу.

Ведущая:  Вы интернета в глаза не видели, что вы можете знать про Тик Ток.

Баба – Яга: Ладно, так и быть, сделаю из вас настоящих тиктокеров-музыкантов. Вот вы все разговоры разговариваете, лучше бы песню спели или сыграли, музыка, а особенно, классическая, сейчас в тренде. Фольклор там, и все такое…

Ведущая:Ягуся, а ты верни нам наши инструменты и мы тебепоможем научиться играть на них.

Б. Я: Ишь, какие смышленые!Ну, да ладно, уговорила! Берите свои инструменты, показывайте, как на них играете, а я послушаю. Только поактивнее, я снимать для Тик-Тока буду.

Ведущая: Это мы можем.

Ребенок:Лядов. Симфоническая миниатюра для оркестра (Савелий)

Баба Яга: Так, подождите. А знаете ли вы, чтобы набрать много лайков, нужно, что-то смешное. Нужно зрителей рассмешить.

Ведущая: Так ты не дослушала.

Ребенок: «Шуточная» (Миша) из цикла «8 русских народных песен» (Витя) – «Я с комариком плясала» (Алена)

Баба Яга: Ой, не могу, рассмешили!

Слайд «Оркестр»

Ведущая:А ты знаешь, бабуля, вТик-Токе появился новый крутой блогер, зовут Леший, его популярность растет с каждой минутой и он скоро наберет подписчиков больше чем у тебя, Баба-Яга.

Баба - Яга: Ой, что делается, пока я тута с вами в Тик -Токе зависала, меня кто-то обошел, ой, что делается. Все, пора мне возвращаться. До свидания. Дальше вы и без меня справитесь.

(уходит)

Ведущая:И каких людей волновала эта старушка! Ни Мусоргский, ни Лядов не устояли! И у Чайковского-в Детском альбоме! Правду, видно, люди говорят: главное - не молодость, не смазливость, а внутренняя красота и загадочность!

    1. Обобщение знаний.
      Ведущая: Посмотрите слайды и ответьте на вопросы.



    1. Подведение итогов урока.

Ведущая: Вам понравился наш урок? Чем? А что больше всего запомнилось?
Д/з: Нарисовать рисунок персонажа любого (на выбор)

Слайд «Спасибо за урок»