Детская школа искусств п.Серебряный Бор
Филиал Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Детская школа искусств г.Нерюнгри
Конспект открытого урока
предмет:музыкальная литература
класс:4ф/1н
тема:«Сказочные картинки». Программно-изобразительная музыка в творчестве А.К.Лядова.
Работу выполнила:
преподаватель теоретических дисциплин
Горбунова О.Д.
2022
Тема урока: «Сказочные картинки». Программно-изобразительная музыка в творчестве А.К.Лядова»
Класс: 4ф/1н
Цель урока: познакомить с симфоническими миниатюрами А.К.Лядова: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро».
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство с программной музыкой;
дать представление о таких понятиях, как симфоническая миниатюра, лейтмотив.
Развивающие:
формировать познавательный интерес к симфонической музыке;
развивать умение слышать музыку, анализировать её.
Воспитательные:
Музыкальный материал:
А. К. Лядов, Симфонические миниатюры: “Кикимора”, «Баба-Яга», «Волшебное озеро»;
А.К.Лядов, симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра»;
Наглядный материал:
Раздаточный материал: музыкальные инструменты
ТСО: интерактивная доска, компьютер.
Слайд «Вход гостей»
Ход урока
(звучит песня «Приходите в гости к нам поскорее, заходят гости)
Слайд «Тема урока»
Ведущая:Всем добрый день. Тема нашего сегодняшнего необычного урока звучит так: «Сказочные картинки». Программно-изобразительная музыка в творчестве Анатолия Константиновича Лядова».
Слайд «Цели и задачи»
Ведущая:В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) даже не подозревают о том, что она - богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны.Наш великий соотечественник писатель Михаил Афанасьевич Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого».
Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить. Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек - композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И говорить сегодня мы будем о программно-изобразительной музыке.
Ведущая:В вокальных произведениях – песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально – театральных жанрах, всегда есть текст, и программа ясна. А если музыка инструментальная, в ней нет текста, то, как понять, что хотел передать композитор?
Дети: Композиторы дают названия своим инструментальным сочинениям.
Ведущая:Верно. Особенно тем, в которых музыка что – то или кого – то изображает. А что же такое программная музыка?
Дети: Программная музыка — музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, эпиграф, название, литературный текст.
Ведущая: Итак, музыка может изобразить различные звуковые явления, пространство, движения, раскрыть характер героев, а мы, слушатели, должны все это представить.
Слайд «Лядов»
Ведущая: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о программно-изобразительной музыке в творчестве Анатолия Константиновича Лядова — русского композитора 19 века, дирижёра и педагога, профессора Петербургской консерватории.
Слайд «Лядов и Римский»
Ведущая: Как ученик Н. А. Римского-Корсакова, творчество которого опиралось на русский музыкальный фольклор, Лядовтакже был увлечен фольклором. Давайте вспомним, что такое фольклор?
Дети: Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.
Ведущая: Какие жанры входят в фольклор?
Дети: Песни, сказки, колядки, колыбельные, былины.
Слайд «Про старину»
Ведущая: В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса, сказочной фантастики, песенного фольклора. Он оставил богатое наследие в области обработки русских народных песен. Всего им сделано около 200 песенных обработок, среди них «Восемь русских народных песен для оркестра», «Песни русского народа». В летние жаркие дни Лядов оставлял Петербург и отправлялся поближе к народу, который и вдохновил его на создание программных оркестровых произведений сказочного содержания.
Слайд «Сказочные персонажи»
Ведущая: Посмотрите на картинки. Каких сказочных персонажей вы знаете?
Дети:Русалка, Леший, Водяной…
Слайд «Хороводная»
Ведущая:Русские народные сказки многим знакомы с детства. Веками люди рассказывали своим детям добрые и нравоучительные истории, наполненные волшебством и фантастикой.
Слайд «Высказывание»
Ведущая: «Сказочные картинки» Лядова – это необыкновенно красочные музыкальные образы. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив». Музыка словно отправляет слушателя в неведомые ранее края, где существуют все знаменитые персонажи, такие как Баба-Яга и Кикимора.
Слайд «Картинка №1»
Ведущая: Там у берега Волшебного озера происходят удивительные чудеса. Одним словом, миниатюры возвращают нас в детство. Пока звучат симфонические картинки, в мир возвращается волшебство.
«Кикимора»
«…Отворилась дверь, вошла какая- то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки - и была такова. «Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла». А была та баба — Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено»
А.Н.Толстой. «Кикимора»
Слайд «Высказывание»
Ведущая:Итак, первая сказочная картинка – одночастная симфоническое народное сказание для оркестра под названием «Кикимора».
Слайд «Кикимора»
Ведущая:Произведение представляет собой симфоническую миниатюру, т.е. небольшое произведение для симфонического оркестра. Получило авторское обозначение фантастическое скерцо.
Слайд «Миниатюра»
Ведущая:Что означает слово «скерцо»?
Дети:В переводе с итальянского scherzo означает «шутка».
Ведущая:Мы все знаем, что наши предки были славяне. Так вот, славянская мифология очень разнообразна на нечисть и волшебные существа. Наши предки верили, что в лесу обитает множество злых существ, бесчисленные их помощники и последователи. Всем нам знакомы персонажи, которые оказывали службу главным героям или наоборот, всячески вредили им.
Слайд «Кикимора
Ведущая:Русские леса скрывают непроходимые болота. Существовало поверье, что на болоте живут кикиморы. Кто такая Кикимора?
Дети: Сказочный персонаж. Кикимора – злая, вертлявая, вредная, относится к отрицательным героям.
Слайд «Кикимора»
Ведущая:Кикиморы как персонажи славянской мифологии имели сильно сутулую спину, кожу зеленоватого оттенка, и были все в лохмотьях. Напоминали Бабу-Ягу, как внешне так и по злодеяниям. Но в некоторых сказках Кикиморы бывали и добрыми, даже помогали по хозяйству, ночью пряли, смотрели за детьми, если ее не злили и не провоцировали. Они дружили с Бабой-Ягой, с Лешим, с Водяным. Но когда их тревожили и обижали, становились злымипакостницами, не давали житья домочадцам, шумели и били посуду.
слайд «Кикимора»
Ведущая:«Живет, растет Кикимора у Кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн – говорит сказки заморские. Кто такой Кот Баюн?
Слайд «Кот Баюн»
Дети: персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказаниями.
Ведущая:«…Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной…»
Слайд «Иван Сахаров»
Ведущая:Эти строки взяты их книги знаменитого этнографа, собирателя песен, народных верований, преданий и обычаев Ивана Петровича Сахарова. НоЛядов не видит в образе Кикиморы опасности, Кикимора кажется ему смешной и безобидной, хотя и имеет зловредный, лукавый характер. Автор использует множество выразительных приемов, чтобы подчеркнуть иронию над злым персонажем. С помощью, каких средств музыкальной выразительности композиторы раскрывают художественный образ героев в музыке?
Дети: мелодия, темп, тембр, ритм, динамика, регистр, лад.
Слайд «Лейтмотив»
Ведущая:Для музыкальной характеристики героев композиторы используют яркие мелодии - лейтмотивы. Это повторяющийся музыкальный мотив для характеристики персонажа, проходящий через все произведение. Итак. Вступление рисует сказочный пейзаж с помощью ломанного движения у низких деревянно-духовых инструментов и контрабасов с виолончелями для изображения каменных гор, потонувших в ночном мраке. Это и будет первый лейтмотив «У Кудесника в горах».
(прослушивание лейтмотива)
Ведущая: Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого звучит ласковая песенка кота Баюна. Она была сочинена композитором в духе народной колыбельной.
слайд «Духовые и английский рожок»
Ведущая: Лядов предназначил ее для колыбельной Домового. Баюкающий тембр английского рожка поет колыбельную по - домашнему тепло и уютно.
В мелодии звучит нисходящая терция в укачивающем ритме колыбельной.
Второй лейтмотив «Кот Баюн».
(прослушивание лейтмотива)
Ведущая: Соло челесты создает холодное звучание хрустальной колыбели, которая качается с утра до вечера. Как вы думаете, почему автор выбрал челесту?
Дети: У челесты звучание напоминает звон колокольчиков. Третий лейтмотив «Хрустальная колыбелька».
(прослушивание лейтмотива)
Слайд «Флейта-пикколо»
Ведущая: Для лейтмотива Кикиморы композитор использует короткий мотив с солирующей фле́йтой-пи́кколо (или малая флейта). Что это за инструмент?
Дети: Это — самый высокий по звучанию деревянный духовой музыкальный инструмент.
Ведущая: Все верно. Он обладает пронзительным и свистящим тембром, как и сама главная героиня. Лядов изобразительными приемами рисует взвизгивания и капризы, ужимки и прыжки Кикиморы. Для этого автор использует и октавные скачки, и воздушные паузы, и «волшебные» увеличенные трезвучия. Прыжки изображают широкие интервалы. А с помощью увеличенного трезвучия музыка передает «зловещий» образ героини.
(прослушивание лейтмотива Кикиморы)
Ведущая: Заканчивается пьеса мгновенным рассеиванием звучности – исчезновением сказочного образа. «Ай да Кикимора», что о себе возомнила!»
Таблица лейтмотивов в «Кикиморе»
№ | Тема | Средства музыкальной выразительности |
Лад | Темп | Регистр | Тембр | Динамика |
1 | «У Кудесника в горах» | Минор | Медленный | Низкий | Контрабас Виолончель | p |
2 | «Кот-Баюн» | Минор | Медленный | Средний | Английский рожок | p |
3 | «Хрустальная колыбелька» | Минор | Медленный | Высокий | Скрипки Челеста | pp |
4 | «Кикимора» | Минор | Быстрый | Высокий | Флейта-пикколо | mf |
Ведущая: Лядов имел художественный талант. Во время сочинения он создавал эскизы видимых им музыкальных образов. В дальнейшем он часто рисовал для своих детей, и забавные рисунки мифологических существ висели по всей квартире, в которой он проживал со своей семьей.
Слайд «Картинка 2»
«Волшебное озеро»
«Как оно картинно, чисто, со звёздами и таинственностью в глубине.
А главное — без людей, без их просьб и жалоб
— одна мертвая природа — холодная, злая, но фантастичная, как в сказке».
А.К.Лядов
Слайд « Озеро»
Ведущая: «Волшебное озеро» - эта «сказочная картинка для оркестра» напоминает акварель. Те же легкие и прозрачные краски, та же тонкая игра полутонов и бликов. Картинка написана только для деревянных духовых инструментов, они создают тихую, завораживающую атмосферу
Музыкальный пейзаж - так можно описать содержание этого произведения. Лядов оставил такой отзыв о работе над «Волшебным озером»: Знал я одно такое – ну, простое, лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!
Лядов использовал в «Волшебном озере» фрагменты неоконченной оперы «Зорюшка», где присутствует озеро, населенное русалками. Но опера так и осталась незавершенной. Остались лишь эскизы к ней, а музыкальная характеристика сказочного озера стала симфонической миниатюрой.
Слайд «Озеро»
«Глубоко в лесной глуши, где не ступала нога ни зверя, ни человека находится озеро. Но не простые воды текут в нем, а волшебные. Вокруг тишина. Только ночью отражается в нем и луна, и звезды. Еле волны колышутся от дуновения ветра. Все вокруг фантастично и сказочно. Все застывает, время остановилось, чтобы любоваться красотой окружающей природы».
Слайд «Высказывание»
Ведущая: Отказавшись от мелодии, композитор широко использует палитру средств музыкальной выразительности. Это и короткие мелодические мотивы, и приглушённые тембры. Давайте прослушаем начало.
(прослушивание)
Ведущая: Первые такты — одинокий звук у струнных басов на фоне едва заметного тремоло литавр. Какие еще инструменты вы здесь услышали?
Дети: Арфа, скрипка, челеста.
Ведущая: А вы знаете, что в оркестре применяются засурдиненные инструменты.
Слайд «Сурдина»
Ведущая: Сурдина - приспособление, применяемое на некоторых музыкальных инструментах. Как вы думаете, для чего?
Дети: Для ослабления громкости и изменения тембра звучания. Например, засурдиненные скрипки изображают легкую рябь на неподвижной воде.
(прослушивание)
Слайд «Озеро»
Ведущая: Так постепенно разворачивается тончайшая звукопись, создающая картину затерянного в лесной глуши озерного зеркала. Что вы можете сказать о мелодии?
Дети: Мелодия «Волшебного озера» дышит тишиной и покоем.
Ведущая: Добиться невесомой атмосферы композитор смог благодаря использованию множества характерных музыкальных приемов. Основной звуковой материал пьесы – мерно колышущаяся невесомая фактура. Впечатление глубины помогает создать интервал – квинта. Прозрачность оркестровой фактуры связана с использованием широких интервалов (так композитор изображает прозрачность глубины вод). Для ощущения невесомости композитор использовал легкую тональность ре – бемоль мажор. А также легкие тембры деревянно-духовых инструментов, в частности флейты, арфы, челесты. В качестве ритма Лядов использовал ритм баркаролы (четверть и восьмая). «Волшебное озеро» представляет собой одну из вершин оркестрового мастерства композитора.
(прослушивание в исполнении симфонического оркестра)
Ведущая: Расскажите о ваших эмоциях при прослушивании данного произведения. Какое у вас получилось волшебное озеро?
Слайд «Картинка 3»
«Баба Яга»
«…За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!..»
Л.Филатов.
«Про Федота-стрельца, удалого молодца»
Слайд «Баба Яга»
Ведущая:
Бабушка в лесу живёт, травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт. В ступе по небу летает,
Из кости её нога. Эту бабу звать …
Дети: Яга!
Слайд «Высказываание»
Ведущая: И последняя сказочная музыкальная картинка в жанре картинки к русской народной сказке для большого оркестра.
Слайд «Александр Афанасьев»
Ведущая: Программой к картинке послужила сказка из «Народных сказок» известного русского сказочника, а также исследователя народного фольклора, Александра Афанасьева. При создании этого шедевра Лядова вдохновила красочная живопись русского художника и книжного иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина.
Слайд «Билибин»
Ведущая: Особенно впечатлили Лядова иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», где на первой странице красовалась Баба-Яга, летящая в ступе.
Слайд «Баба Яга в ступе»
Ведущая:Это и был главный прототип образа симфонической миниатюры на фантастическую тематику. А у каких композиторов есть произведения с похожим названием?
Дети: П.И.Чайковский, Детский альбом, «Баба Яга», М.П.Мусоргский, Картинки с выставки «Баба Яга», А.С.Даргомыжский, шутка-фантазия «Баба Яга».
Ведущая:Верно. Для своей «картинки» Лядов выбрал лишь один эпизод из названного выше издания «Василиса Прекрасная»:
Слайд «Высказывание»
Ведущая:«…Баба-Яга вышла во двор, свистнула – перед ней появилась ступа с шестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, шестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…». Композитор озвучил эпиграф, подчеркивая тем самым юмористические черты сказки. Поэтому и произведение написано в жанре скерцо.
По сюжету произведение представляет собой полет Бабы-Яги, в непрерывном ритмическом движении и постепенно набирающим силу, что создает атмосферу напряженности. Быстрый ритм, Presto, в котором выдержано произведение, создает ощущение «предельной» скорости.
Пьеса начинается с посвиста Бабы Яги у флейты-пикколо и валторн. Свист хозяйки словно будит лесное царство.
(прослушивание)
Бабу Ягу характеризует отдельная тема (лейтмотив). А какие инструменты симфонического оркестра могли бы изобразить Бабу Ягу?
Дети: деревянно - духовые (фагот)
Ведущая: А как вы думаете, какой тембр голоса у Бабы Яги?
Дети: Бас.
(прослушивание лейтмотива Бабы Яги)
Ведущая: Баба Яга - костяная нога. А как вы думаете, у какого инструмента может быть «сухой, «костяной» тембр?
Дети: У ксилофона.
Ведущая: Верно. «Сухой», «костяной» тембр ксилофона словно подстегивает бешенное движение полета главной героини.
(прослушивание)
Ведущая: Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипок, и все растворяется в утреннем тумане.
(появляется Баба Яга)
Баба - Яга: Я не поняла, что за шум? Я только камеру настроила.
Ведущая:Ой, посмотрите, какую картинку мы оживили!
Слайд «Баба Яга»
Баба – Яга: Как это оживили? Я и так, тьфу, тьфу, тьфу живая, здоровая, да еще и красивая.И кто меня потревожил? Пригнал сюда? И для чего? Я только научилась на ложках играть.
Ведущая: Мы тебя сегодня мысленно представляли под музыку, которая у композитора Анатолия Константиновича Лядова тоже называется «Баба - Яга»… и вот ты здесь. Ну, и как, бабулечка, дела? Получается на ложках играть?
Баба Яга:(недовольно) Играть, играть– ничего не получается. А вы знаете, у меня вообще - то миллион подписчиков, я в нашем лесу самая крутая блогерша. И про Тик – Ток много чего рассказать могу.
Ведущая: Вы интернета в глаза не видели, что вы можете знать про Тик Ток.
Баба – Яга: Ладно, так и быть, сделаю из вас настоящих тиктокеров-музыкантов. Вот вы все разговоры разговариваете, лучше бы песню спели или сыграли, музыка, а особенно, классическая, сейчас в тренде. Фольклор там, и все такое…
Ведущая:Ягуся, а ты верни нам наши инструменты и мы тебепоможем научиться играть на них.
Б. Я: Ишь, какие смышленые!Ну, да ладно, уговорила! Берите свои инструменты, показывайте, как на них играете, а я послушаю. Только поактивнее, я снимать для Тик-Тока буду.
Ведущая: Это мы можем.
Ребенок:Лядов. Симфоническая миниатюра для оркестра (Савелий)
Баба Яга: Так, подождите. А знаете ли вы, чтобы набрать много лайков, нужно, что-то смешное. Нужно зрителей рассмешить.
Ведущая: Так ты не дослушала.
Ребенок: «Шуточная» (Миша) из цикла «8 русских народных песен» (Витя) – «Я с комариком плясала» (Алена)
Баба Яга: Ой, не могу, рассмешили!
Слайд «Оркестр»
Ведущая:А ты знаешь, бабуля, вТик-Токе появился новый крутой блогер, зовут Леший, его популярность растет с каждой минутой и он скоро наберет подписчиков больше чем у тебя, Баба-Яга.
Баба - Яга: Ой, что делается, пока я тута с вами в Тик -Токе зависала, меня кто-то обошел, ой, что делается. Все, пора мне возвращаться. До свидания. Дальше вы и без меня справитесь.
(уходит)
Ведущая:И каких людей волновала эта старушка! Ни Мусоргский, ни Лядов не устояли! И у Чайковского-в Детском альбоме! Правду, видно, люди говорят: главное - не молодость, не смазливость, а внутренняя красота и загадочность!
Ведущая: Вам понравился наш урок? Чем? А что больше всего запомнилось?
Д/з: Нарисовать рисунок персонажа любого (на выбор)
Слайд «Спасибо за урок»