Просмотр содержимого документа
«Сказочный мир Бориса Утижева»
Учитель ИЗО: - Традиционный национальный костюм балкарцев и кабардинцев был хорошо приспособлен к условиям их жизни, особенно мужской костюм. Все детали оттачивались годами. Он соответствовал всем требованиям: был удобен, многофункционален и практичен настолько, что стал традиционным костюмом всех мужчин на Кавказе и военным костюмом у казаков.
Особый силуэт костюма и мужского, и женского подчеркивал красоту фигуры человека. Силуэт состоит как бы из двух треугольников, что выделяет широкие плечи мужчин и тонкую талию, их статность и ловкость. У женщин – нежный тонкий стан, гордую осанку.
Одежда выполняла три основных требования:
- многофункциональность,
- выражала статус человека,
- подчеркивала красоту фигуры.
4. ^ Работа в подгруппах.
Вопрос: - Как вы думаете, ходили в школу ваши прабабушки и прадедушки? (По ответам «да» и «нет» дети делятся на две подгруппы).
5. Задание группам:
1 гр.: - изготовить женский национальный костюм, используя силуэт.
2 гр.: - _______________ мужской национальный костюм, ________ .
Дети выбирают организаторов в группах, распределяют кто какой элемент костюма будет рисовать или делать из бумаги, фольги, ткани.
Силуэты с готовыми элементами наклеивают последовательно на большие листы и подписывают детали одежды.
^ 6. Защита проектов.
Дети вывешивают работы на доску и рассказывают о том, как они работали.
Учитель: - Мы прикоснулись к народной мудрости , к тайне создания костюма. У нас хорошее настроение, душа поёт. И мы продолжаем работу.
^ 7. Учитель музыки
8. Рефлексия.
Ответы на вопросы: - Почему черкеска отдана всему Кавказу?
Черкеска.
Не зря джигит тобой гордится,
Черкеска белая как снег,
Когда он, легкий, словно птица,
На скачках обгоняет всех.
Вы продолжаете друг друга,
Вы оба – ветер и огонь,
Когда летите вы друг по кругу
Под адыгскую гармонь.
Кроили девушки в ауле
Тебя из неба и зари.
Чтоб мимо пролетали пули,
Из сказок шили газыри.
Тропинкой горной прострочили,
Чтобы красивой ты была.
И верности тебя учили,
Чтоб горца ты не подвела.
Ты моему народу впору,
Ты сердцу горскому близка.
Ты принесла свободу в горы
На красных крыльях башлыка.
Ты учишь мужеству джигита,
Огню и легкости орла.
…И хоть по мне черкеска сшита,
Всему Кавказу подошла.
Исхак Машбаш.
- Что нового вы узнали на уроке о традиционной одежде кабардинцев и балкарцев?
Ответы детей.
Подобная форма урока помогает полнее раскрыть тему.
Национальные обычаи, традиции, быт, одежда, музыка, жизнь в целом – это серьёзные раздумья о жизни человека гор, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь всё это родилось как раз из раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души.
Сегодняшний интерес к жизни народа Кабардино – Балкарии вызван тем, что, как выяснилось, наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а национальная культура, красивые обычаи, особая гармония души горцев и их одежды, серьёзные стихи и музыка – признак духовности. И невозможно отдельно говорить об истории, культуре и традициях народа. Все взаимосвязано, вытекает одно из другого, дополняет и обогащает друг друга.
На уроке читались стихи К. Кулиева, И. Машбаша, звучала национальная песня земляка - композитора Н. Османова в исполнении самих детей, лилась зажигательная танцевальная музыка под которую трудно было устоять, даже гостям.
Живому восприятию темы очень помогла выставка детских рисунков, где непосредственно отражены быт, одежда нашего народа. Красочные пособия, слайды из презентации урока дали возможность полнее представить национальный костюм. Связь данного урока с предыдущей темой по истории России помогает детям анализировать события и факты истории, проводить между ними аналогии.
Все это способствует развитию у детей поисковой деятельности, создаёт условия комфортности и успешности каждого ребёнка на уроке и воспитывает детей в духе любви к своей Родине, её культуре и традициям.