МЕТОДИКА "ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе
(экспертная оценка учителя)
Автор Э.М.Александровская.
1 ШКАЛА - УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ
5 баллов - активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.
4 балла - на уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.
3 балла - редко поднимает руку и правильно отвечает.
2 балла - учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит.
1 балл - пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое.
0 баллов - учебная активность отсутствует, не включается в учебный процесс.
2 ШКАЛА - УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий.
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки.
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их замены.
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.
1 балл - частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний.
0 баллов - плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество.
3 ШКАЛА - ПОВЕДЕНИЕ НА УРОКЕ
5 баллов - сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
4 балла - выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается на уроке.
3 балла - изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с одноклассниками.
2 балла - часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.
1 балл - требования учителя выполняет частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.
0 баллов - не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).
4 ШКАЛА - ПОВЕДЕНИЕ НА ПЕРЕМЕНЕ
5 баллов - высокая игровая активность (охотно участвует в подвижных играх).
4 балла - активность выражена в малой степени, предпочитает чтение книг, спокойные игры.
3 балла - активность ребенка ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку.
2 балла - не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой.
1 балл - пассивен, движения скованы, избегает других детей.
0 баллов - часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, кричит, бегает.
5 ШКАЛА - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
5 баллов - общительный, легко вступает в контакт с детьми.
4 балла - малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обратятся дети.
3 балла - сфера общения ограничена, контактирует только сознакомыми детьми.
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 балл - замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны.
0 баллов - проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят.
6 ШКАЛА - ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ
5 баллов - проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремиться понравиться ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним.
4 балла - дорожит хорошим мнением о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.
3 балла - старательно выполняет требования учителя, старается обращаться за помощью к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним легко теряется, говорит тихо.
0 баллов - общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании.
7 ШКАЛА - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
5 баллов - хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
4 балла - спокойное эмоциональное состояние.
3 балла - эпизодическое появление сниженного настроения
2 балла - отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, обидчивость, вспыльчивость.
1 балл - отдельные депрессивные проявления слез без причин, агрессивные реакции.
0 баллов - преобладание депрессивного состояния, агрессия проявляется и в отношении с детьми, и в отношениях с учителями.
Ответы вносятся в таблицу №1
ТАБЛИЦА№1 Социально - психологическая адаптация ребенка в школе
(экспертная оценка учителя)
Класс________ 20___20___ уч.год.
№ п/п | Ф.И.обучающего | Учебная активность | Освоение знаний | Поведение на уроке | Поведение на перемене | Отношение с однокласс. | Отношение к учителю | Эмоц благопол. | ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
1. | Башко | | | | | | | | |
2 | Белякова | | | | | | | | |
3 | Вашкевич | | | | | | | | |
4 | Волков | | | | | | | | |
5 | Граждарь | | | | | | | | |
6 | Дмитриева | | | | | | | | |
7 | Дубовцев | | | | | | | | |
8 | Зиновьева | | | | | | | | |
9 | Зуев | | | | | | | | |
10 | Исаков | | | | | | | | |
11 | Исакова | | | | | | | | |
12 | Карамышев | | | | | | | | |
13 | Коноплева | | | | | | | | |
14 | Кочергин | | | | | | | | |
15 | Лесная | | | | | | | | |
16 | Лыков | | | | | | | | |
17 | Махнорилова | | | | | | | | |
18 | Морарь | | | | | | | | |
19 | Мотовилина | | | | | | | | |
20 | Налетов | | | | | | | | |
21 | Пакатович | | | | | | | | |
22 | Пантюшкина | | | | | | | | |
23 | Петрова | | | | | | | | |
24 | Риммер | | | | | | | | |
25 | Солынина | | | | | | | | |
26 | Сидорова | | | | | | | | |
27 | Чижов | | | | | | | | |
Итоги по классу: 22 - 35 зона адаптации _____________чел.(__ %)
15 - 21 зона неполной адаптации____________ чел. (__%)
14 - 0 зона дезадаптации_______________чел. (____%)
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе
(экспертная оценка родителей)
Авторы: Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.
Ф.И.ребенка________класс___Ф.И.О.родителя________________________
Инструкция: Выберете утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент.
1 ШКАЛА"УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ"
А) Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.
Б) Небольшие помарки, единичные ошибки
В) Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
Г) Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
Д) Плохое усвоение программного материала по всем предметам.
2 ШКАЛА "СТЕПЕНЬ УСИЛИЙ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЕНКУ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ".
А) Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
Б) Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений.
В) Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
Г) Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения.
Д) Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
3 ШКАЛА"САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ".
А) Ребенок сам справляется с домашними заданиями.
Б) Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
В) Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
Г) Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
Д) Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
4 ШКАЛА"НАСТРОЕНИЕ,С КОТОРЫМ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ"
А) Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроение идет в школу.
Б) Спокоен, деловит, нет проявления сниженного настроения.
В) Иногда бывают проявления сниженного настроения.
Г) Случаются проявления отрицательных эмоций:
а) тревожность, огорчения, иногда страх;
б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
Д) Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышка гнева, злости).
5 ШКАЛА"ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ"
А) Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.
Б) Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
В) Сфера общения несколько ограниченная: общается только с несколькими ребятами.
Г) Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
Д) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.
6 ШКАЛА"ОБЩАЯ ОЦЕНКА АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА"
А) Высокий уровень адаптированности
Б) Уровень адаптированности выше среднего
В) Средний уровень адаптированности
Г)Уровень адаптированности ниже среднего
Д) Низкий уровень адаптированности.
ВАШ ЗАПРОС (ВОПРОС) психологу___________________________
ТАБЛИЦА №2 Социально- психологическая адаптация ребенка в школе
(экспертная оценка родителей)
Класс________ 20___20___ уч.год.
№ п/п | Ф.И.обучающего | Успешность в выполнении д/з | Степень усилия для выполнения д/з | Самост. При выполнении д/з | Настроение с которым Идет в школу | Отно Шение С Однокл. | Общая Оценка Адаптир. | Итог. бал | Наличие вопросов |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
27 | | | | | | | | | |
Ответы родителей заносятся в таблицу №2. Обработка результатов: А) - 5баллов; Б) -4 балла; В) -3балла; Г) -2балла; Д) -1балл.
Итоги по классу: 19 -30 баллов - зона адаптации_______чел. (______%)
13 -18 баллов - зона неполной адаптации_______чел. (___%)
0 -12 баллов - зона дезадаптации_____________чел. (____%)
Сводная таблица результатов изучения сформированности УУД и уровня адаптации учащихся
1 класса МБОУ № ( 20____20_____уч.год.)
№ п/п | Ф.И.обучающихся | Экспертная оценка учителя Зона---№проблемной шкалы | Экспертная оценка родителя Зона---№проблемной шкалы | УУД Личн. | УУД Регул. | УУД Комм | УУД Познав. | ИТОГ |
| | А, НА, Д или А, ЧА, НА | А, НА,Д (полная,неполная, дезадапт.) | С.ЧС, НС | | | | |
1 | Иванов Алеша | А | А | С | С | С | С | |
| | | | | | | | |