| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Картотека «игры по различным направлениям, на уроках изобразительного искусства»
Выполнила:
студентка ш-21 группы
Насека Юлия
г.Ейск, 2023г.
Народное ремесло
«Составь хохломской узор»
Цель: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.
«Найди пару»
Цель: закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла.
Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.
Правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
«Что изменилось»
Цель: закрепить представление о какой-либо росписи, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.
Материал: предметы разных промыслов.
Правила: Учитель ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Учитель меняет предметы местами и убирает какой-либо.
Игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.
Живопись. Графика
«Художественный салон».
Цель: закрепить знания о различных картинах, учить устно описывать картины.
Правила: Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?». Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
«Выставка картин».
Цель: учить различать картины по жанру и содержанию, учить устно описывать картины.
Правила: Учитель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своем произведении и каким образом? Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель»
«Найди ошибку».
Цель: систематизировать знания об определённых картинах
Правила: Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Скульптура
«Собери скульптуру»
Цель: научить детей подбирать отдельные элементы скульптуры для создания целостного пластического образа. Игра помогает увидеть за частностями целое.
Правила: дети анализируют все детали, отбирают те, которые помогут воссоздать всю скульптуру, придав ей целостность и органичность. Выигрывает тот кто правильнее и быстрее справится с заданием.
«Найди детали»
Цель: сформировать у детей умение находить части для рельефного изображения.
Правила: дети рассматривают все представленные детали, затем подбирают недостающие элементы к рельефным изображениям. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее справится с заданием.
«Скульптурная мастерская».
Цель: познакомить детей с особенностями работы скульптора.
Правила: дети распределяют роли таким образом, что большая их часть является «скульпторами», а все остальные выбирают роли натурщиков и экспертов. Задача «экспертов» состоит в том, чтобы оценивать пластические образы и организовывать выставки.
Архитектура
«Юный архитектор»
Цель: анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов; уметь сравнивать геометрические фигуры по размеру;
Оборудование: карточки с геометрическим узором, набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).
Правила: Педагог предлагает детям рассмотреть карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).
«Дом и его части»
Цель: формировать умение выделять существенные части из целого объекта, называть их значение для выполнения главного функционального назначения.
Правила: педагог предлагает детям наугад вытащить по одной картинке с изображением разных построек и выделить главные части. Затем пояснить, для чего нужна каждая из частей.
«Архитектурный кроссворд»
Цель: Закрепление знаний об архитектуре деревянного зодчества.
Правила: педагог разбивает детей на группы. Дети отгадывают кроссворд. Та группа, которая справилась быстрее всех, получает награду.
«Создай каменную картину»
Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки. Необходимое время: 20- 30 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, картинки различных животных, краски, кисточки.
Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков, картон с вырезанной и приклеенной картинкой животного, рыбы, птицы (или сам вырезает и приклеивает). На картинке размазывается пластилин, в который утапливаются камушки.
Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, выбранные вами, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину.
«Волшебный камень»
Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов. Необходимое время: 30-40 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков.
Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.
Упражнение «Каракули Виникотта»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, карандаш. Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?
Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор, пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.