СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схемы по пунктуации.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Схемы по пунктуации.»

МБОУ Одинцовская гимназия №4 Методическая разработка по русскому языку СХЕМЫ ПО ПУНКТУАЦИИ Белоконь О. В.

МБОУ Одинцовская гимназия №4

Методическая разработка по русскому языку

СХЕМЫ ПО ПУНКТУАЦИИ

Белоконь О. В.

РУССКИЙ ЯЗЫК СХЕМЫ ПО ПУНКТУАЦИИ Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания при словах и словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (обращения,вводные слова). Знаки препинания в ССП. Знаки препинания в СПП. Знаки препинания в БСП. Знаки препинания при прямой речи . 10/10/2024 Белоконь О. В.

РУССКИЙ ЯЗЫК

СХЕМЫ ПО ПУНКТУАЦИИ

  • Тире между подлежащим и сказуемым.
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  • Знаки препинания при обособленных членах предложения.
  • Знаки препинания при словах и словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (обращения,вводные слова).
  • Знаки препинания в ССП.
  • Знаки препинания в СПП.
  • Знаки препинания в БСП.
  • Знаки препинания при прямой речи .

10/10/2024

Белоконь О. В.

Тире между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ сущ. сущ. 1. 1. Москва - столица России. числ. числ. 2. Трижды три – девять. 2. инф. инф. 3. Учить – ум точить. 3. 4 . Любимое число народных сказок – три. сущ. числ. 4. сущ. инф. 5. Большая радость – познавать новое. 5. это,вот, значит 6. 6. Любить – значит верить и надеяться.

Тире между подлежащим и сказуемым

СТАВИТСЯ

сущ.

сущ.

1.

1. Москва - столица России.

числ.

числ.

2. Трижды три – девять.

2.

инф.

инф.

3. Учить – ум точить.

3.

4 . Любимое число народных сказок – три.

сущ.

числ.

4.

сущ.

инф.

5. Большая радость – познавать новое.

5.

это,вот, значит

6.

6. Любить – значит верить и надеяться.

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ СТАВИТСЯ 1. Он скептик. 1. л/м 2. 3. 4. 5. 6. 2. Бедность не порок. НЕ 3. Поле как огромное море. как,словно,точно 4. Егор тоже волейболист. вв.сл./союз/частица прил. 5. Небо чистое. 6. Дело дрянь. фраз. оборот ! НО тире может быть поставлено тогда, когда автор хочет особо подчеркнуть значимость высказывания (при логическом ударении): Я – поэт . Тем интересен.  (В. Маяковский)

Тире между подлежащим и сказуемым

НЕ СТАВИТСЯ

1. Он скептик.

1.

л/м

2.

3.

4.

5.

6.

2. Бедность не порок.

НЕ

3. Поле как огромное море.

как,словно,точно

4. Егор тоже волейболист.

вв.сл./союз/частица

прил.

5. Небо чистое.

6. Дело дрянь.

фраз. оборот

!

НО тире может быть поставлено тогда, когда автор хочет особо подчеркнуть значимость высказывания (при логическом ударении):

Я – поэт . Тем интересен. (В. Маяковский)

Практика Тире между подлежащим и сказуемым. Отметьте номера предложений, в которых не ставится тире. Аврал это значит общая работа. Трактор в поле что танк в бою. А ведь обед вещь приятная. Ты меж сестер словно горлинка. Хороший характер богатство на всю жизнь. Глубина колодца девять метров. Для честных людей обещание это обязательство. Лучший способ избавиться от врага сделать его своим другом. Жизнь есть сон. Счастье это когда тебя понимают.

Практика

Тире между подлежащим и сказуемым.

Отметьте номера предложений, в которых не ставится тире.

  • Аврал это значит общая работа.
  • Трактор в поле что танк в бою.
  • А ведь обед вещь приятная.
  • Ты меж сестер словно горлинка.
  • Хороший характер богатство на всю жизнь.
  • Глубина колодца девять метров.
  • Для честных людей обещание это обязательство.
  • Лучший способ избавиться от врага сделать его своим другом.
  • Жизнь есть сон.
  • Счастье это когда тебя понимают.

Знаки препинания при однородных членах предложения 1.2.3.4.5.6.7. , , - связаны интонацией; и - одиночный союз; , и и и , , - повторяющиеся союзы; , и , и - больше двух однородных членов и и , - попарное соединение; а , но и не только , ! Не являются однородными членами устойчивые выражения : ни то ни сё, ни рыба ни мясо, и стар и млад, и день и ночь.

Знаки препинания при однородных членах предложения

1.2.3.4.5.6.7.

,

,

- связаны интонацией;

и

- одиночный союз;

,

и

и

и

,

,

- повторяющиеся союзы;

, и

, и

- больше двух однородных членов

и

и

,

- попарное соединение;

а

,

но и

не только

,

!

Не являются однородными членами устойчивые выражения : ни то ни сё, ни рыба ни мясо, и стар и млад, и день и ночь.

Практика Знаки препинания при однородных членах предложения Расставьте знаки. Составьте схемы расстановки знаков препинания. И ветер и дождик и мгла над холодной пустыней воды. Разбудили меня ни свет ни заря. Райский поглядел на неё прошёлся по комнате и остановился перед ней. Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Жители торопливо проходят пробегают туда и сюда торопливо перекидываются фразами некоторые зачем-то перетаскивают вещи; и всё спешат спешат. , , , , , , , , , , , ,

Практика

Знаки препинания при однородных членах предложения

Расставьте знаки. Составьте схемы расстановки знаков препинания.

  • И ветер и дождик и мгла над холодной пустыней воды.
  • Разбудили меня ни свет ни заря.
  • Райский поглядел на неё прошёлся по комнате и остановился перед ней.
  • Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате.
  • Она обнюхала углы и мебель заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного.
  • Жители торопливо проходят пробегают туда и сюда торопливо перекидываются фразами некоторые зачем-то перетаскивают вещи; и всё спешат спешат.

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами « : » Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов : , Снег лежал везде : на склонах горы, на ветвях деревьев. 1. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ними « - » _ На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег. , 2.  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами « : », а после них предложение продолжается, то « - » _ : Везде : на склонах горы, на ветвях деревьев - лежал снег. 3. , …

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами

« : »

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов

:

,

Снег лежал везде : на склонах горы, на ветвях деревьев.

1.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ними « - »

_

На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег.

,

2.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами « : », а после них предложение продолжается, то « - »

_

:

Везде : на склонах горы, на ветвях деревьев - лежал снег.

3.

,

Однородные и неоднородные определения характеризуют предмет с одной стороны Однородные определения относятся к одному и тому же слову  не зависят друг от друга  х , между ними возможна постановка союза и выражено качественным или относительным прил.  Определения – эпитеты обычно бывают однородными объединяем общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами осеннее, невзрачное. !

Однородные и неоднородные определения

характеризуют предмет с одной стороны

Однородные определения

относятся к одному и тому же слову

не зависят друг от друга

х

,

между ними возможна постановка союза и

выражено качественным или относительным прил.

Определения – эпитеты обычно бывают однородными объединяем общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами осеннее, невзрачное.

!

Однородные и неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон Неоднородные определения поясняют друг друга между ними нельзя поставить союз и   х чаще выражаются сочетанием качественного и относительного прил. Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз.

Однородные и неоднородные определения

характеризуют предмет с разных сторон

Неоднородные определения

поясняют друг друга

между ними нельзя поставить союз и

х

чаще выражаются сочетанием качественного и относительного прил.

Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз.

Обособленные  определения и приложения обособляются или  1. Незримый,  ты мне был уж мил. А он ,  мятежный, просит бури…  Вот оно , объяснение . личное местоимение , , , 1. ,   х 2. , , 2. Он увидел небо ,  покрытое тучами .  По дороге , зимней, скучной, тройка борзая бежит.  х 2а. , , ,   х 3. 3. Усталая, мать замолчала.  ,  будучи, хотя, потому что… 1. Если относятся к личному местоимению (во всех случаях) 2. Согласованные распр. опред.(а также несколько согл. нерасп.) или приложения стоят после определяемого слова 3. Определение с дополнительным обстоятельственным значением(причины, условия) = заменяем оборотом с будучи, так как… 4. Приложение (рапр. или нераспр.) стоит после  имени собственного и уточняет его 5. Если приложение с союзом как имеет значение причины ( так как, потому что ) 4. Онегин , добрый мой приятель, родился на брегах Невы. 4. , имя собств. ,  5. Вы ,как инициатор, должны играть главную роль. , как х , 5.  так как, потому что…

Обособленные определения и приложения

обособляются

или

1. Незримый, ты мне был уж мил. А он , мятежный, просит бури…

Вот оно , объяснение .

личное местоимение

,

,

,

1.

,

х

2.

,

,

2. Он увидел небо , покрытое тучами .

По дороге , зимней, скучной, тройка борзая бежит.

х

2а.

,

,

,

х

3.

3. Усталая, мать замолчала.

,

будучи, хотя, потому что…

1. Если относятся к личному местоимению (во всех случаях)

2. Согласованные распр. опред.(а также несколько согл. нерасп.) или приложения стоят после определяемого слова

3. Определение с дополнительным обстоятельственным значением(причины, условия) = заменяем оборотом с будучи, так как…

4. Приложение (рапр. или нераспр.) стоит после имени собственного и уточняет его

5. Если приложение с союзом как имеет значение причины ( так как, потому что )

4. Онегин , добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

4.

,

имя собств.

,

5. Вы ,как инициатор, должны играть главную роль.

, как

х

,

5.

так как, потому что…

Обособленные обстоятельства выражены наречиями одиночными деепричастиями сущ. в косвенных пад. с предлогами деепричастными оборотами обособляются Звучит в горах , весну встречая, ручьев прерывистая речь. д / о , I. II. д / о  Деепричастные обороты обособляются всегда ( перед и после определяемого слова).  Одиночные деепричастия чаще обособляются перед сказуемым, реже – после него. Не замочив рук , не умоешься. , д , Пошумев, река успокоилась. д , Пели , надрываясь, петухи.

Обособленные обстоятельства

выражены

наречиями

одиночными деепричастиями

сущ. в косвенных пад. с предлогами

деепричастными оборотами

обособляются

Звучит в горах , весну встречая, ручьев прерывистая речь.

д / о

,

I.

II.

д / о

  • Деепричастные обороты обособляются всегда ( перед и после определяемого слова).
  • Одиночные деепричастия чаще обособляются перед сказуемым, реже – после него.

Не замочив рук , не умоешься.

,

д

,

Пошумев, река успокоилась.

д

,

Пели , надрываясь, петухи.

Обособленные обстоятельства не обособляются Слова с наречным значением  стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя,  крадучись  Фразеологизмы,  в состав которых входят деепричастия Все молча слушали его. Он работал спустя рукава .

Обособленные обстоятельства

не обособляются

Слова с наречным значением

стоя, сидя, лежа, молча,

нехотя, шутя, не глядя,

крадучись

Фразеологизмы,

в состав которых

входят деепричастия

Все молча слушали его.

Он работал спустя рукава .

Обособленные обстоятельства Трудные случаи обособления и д /о , д /о 1. и , , 2. д /о Рассмотрите схемы.  Почему не разделяются запятой деепричастные обороты в схеме № 1?  Что соединяет союз и в  схемах 1, 2, 3?  Почему выделен запятыми каждый из деепричастных оборотов в схеме 3? Составьте схемы.  Мы шли по узкой горной тропе, поднимаясь все выше и выше, и, одолев подъем, сделали привал.  Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. (А.М. Горький)  Выкурив сигару, новый хозяин вышел и вернулся, держа в руках маленький матрасик. (А.П. Чехов)  В саду листки берез, без шороха срываясь, //Средь тонких паутин, как бабочки, блестят// И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, // На блёклую траву беспомощно летят. (И.А. Бунин) д /о и д /о , , , , 3.

Обособленные обстоятельства

Трудные случаи обособления

и

д /о

,

д /о

1.

и

,

,

2.

д /о

Рассмотрите схемы.

  • Почему не разделяются запятой деепричастные обороты в схеме № 1?
  • Что соединяет союз и в схемах 1, 2, 3?
  • Почему выделен запятыми каждый из деепричастных оборотов в схеме 3?

Составьте схемы.

  • Мы шли по узкой горной тропе, поднимаясь все выше и выше, и, одолев подъем, сделали привал.
  • Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. (А.М. Горький)
  • Выкурив сигару, новый хозяин вышел и вернулся, держа в руках маленький матрасик. (А.П. Чехов)
  • В саду листки берез, без шороха срываясь, //Средь тонких паутин, как бабочки, блестят// И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, // На блёклую траву беспомощно летят. (И.А. Бунин)

д /о

и

д /о

,

,

,

,

3.

Обособленные обстоятельства,  выраженные существительными с производными предлогами обособляются +дат. пад. + вин. пад. всегда благодаря н ес мотря на ,   н ев зирая на ,   вопреки согласно в силу в случае при наличии ввиду=(из-за) вследствие +  род. пад.

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами

обособляются

+дат. пад.

+ вин. пад.

всегда

благодаря

н ес мотря на ,

н ев зирая на ,

вопреки

согласно

в силу

в случае

при наличии

ввиду=(из-за)

вследствие

+ род. пад.

уточняет присоединяются при помощи слов Обособление уточняющих членов предложения куда? место когда? куда именно? время или (то есть) когда именно? то есть где? где именно? II. Над водой летали и кричали альбатросы , то есть морские чайки . Бронза , или сплав меди и олова, широко применяется в машиностроении. I. Вверху , на палубе, перекликались матросы. Вчера , часов в восемь вечера, вернулся отец.

уточняет

присоединяются

при помощи

слов

Обособление уточняющих членов предложения

куда?

место

когда?

куда именно?

время

или (то есть)

когда именно?

то есть

где?

где именно?

II. Над водой летали и кричали альбатросы , то есть морские чайки .

Бронза , или сплав меди и олова, широко применяется в машиностроении.

I. Вверху , на палубе, перекликались матросы.

Вчера , часов в восемь вечера, вернулся отец.

Обособление уточняющих членов предложения даже Уточняющие дополнения с предлогами особенно в частности Уточняющие члены со словами кроме вместо сверх помимо наряду с исключая Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Я работал вместо  него. в том числе например включая не  считая Если  вместо= за , то не обособляем в отличие от

Обособление уточняющих членов предложения

даже

Уточняющие дополнения с предлогами

особенно

в частности

Уточняющие члены со словами

кроме

вместо

сверх

помимо

наряду с

исключая

Я ничего не слышал, кроме шума листьев.

Я работал вместо него.

в том числе

например

включая

не считая

Если вместо= за , то не обособляем

в отличие от

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как ставится как?  , глагол /деепр . выражает сравнение как  Как зебру , землю полосатит тень от ползучих облаков. прил.  точно  , как …. , оборот с как = точно  Белая, как первый снег , чайка мелькала в небе.  как = подчинительному союзу , как  союз как включается во вводное предложение ,как мы узнали,  не кто иной, как ; не что иное, как ; кто, как не  если  предшествует так, такой, тот …, как и…

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

ставится

как?

,

глагол /деепр .

выражает сравнение как

Как зебру , землю полосатит тень от ползучих облаков.

прил.

точно

,

как ….

,

оборот с как = точно

Белая, как первый снег , чайка мелькала в небе.

как = подчинительному союзу

,

как

  • союз как включается во вводное предложение ,как мы узнали,
  • не кто иной, как ; не что иное, как ; кто, как не
  • если предшествует так, такой, тот …, как и…
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как как входит в состав сказуемого как = «в качестве» Наш двор как сад . Иван год работал как повар. не ставится если перед как стоит не, точь-в-точь, почти, совсем как входит во  фразеологический оборот Всё идет как по маслу . Он всё делал не как она . оборот с как можно заменить сущ. в Тв. пад. или наречием Как дым ( бесследно, дымом ) рассеялись мечты.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

как входит в состав сказуемого

как = «в качестве»

Наш двор как сад .

Иван год работал как повар.

не ставится

если перед как стоит не, точь-в-точь, почти, совсем

как входит во фразеологический оборот

Всё идет как по маслу .

Он всё делал не как она .

оборот с как можно заменить сущ. в Тв. пад. или наречием

Как дым ( бесследно, дымом ) рассеялись мечты.

Предложения с вводными словами Основные значения вводных слов  Уверенность или неуверенность бесспорно  Различные чувства может быть к сожалению  Источник высказывания по мнению  Порядок мыслей и их связь во - первых  Способ выражения мыслей одним словом Вводные слова не являются членами предложения и на письме выделяются запятыми!

Предложения с вводными словами

Основные значения вводных слов

  • Уверенность или неуверенность

бесспорно

  • Различные чувства

может быть

к сожалению

  • Источник высказывания

по мнению

  • Порядок мыслей и их связь

во - первых

  • Способ выражения мыслей

одним словом

Вводные слова не являются членами предложения и на письме выделяются запятыми!

ОТЛИЧАЙ  вводные слова от членов предложения наконец «под конец», «после всего», «в результате всего» связь мыслей и оценка факта = «и еще» Давал три бала ежегодно и промотался наконец . Можно , наконец , и посмотреть этот фильм . + + + + + + вообще «вообще  говоря» «в целом», «обычно», «хоть», «совсем» Вообще, я не такой уж любитель танцев. + + + + + + Вообще я не танцую, но … Ты вообще что-нибудь знаешь. однако выделяем в середине или в конце = «впрочем» заменяем союзом но однако = но Я пытался , однако не смог… Проститься я , однако, не мог. + + + + + +

ОТЛИЧАЙ вводные слова от членов предложения

наконец

«под конец», «после всего», «в результате всего»

связь мыслей и оценка факта = «и еще»

Давал три бала ежегодно и промотался наконец .

Можно , наконец , и посмотреть этот фильм .

+ + + + + +

вообще

«вообще говоря»

«в целом», «обычно», «хоть», «совсем»

Вообще, я не такой уж любитель танцев.

+ + + + + +

Вообще я не танцую, но … Ты вообще что-нибудь знаешь.

однако

выделяем в середине или в конце = «впрочем»

заменяем союзом но однако = но

Я пытался , однако не смог…

Проститься я , однако, не мог.

+ + + + + +

Пунктуация при вводных словах Если составляют единое целое, то запятой не отделяются. I.  , а(но) , вв.сл . , +++++ Он дал слово , а с ледовательно, должен сдержать его . Если можно опустить или переставить, то запятой отделяются. II.  , а(но) , вв.сл . , +++++ Он человек требовательный , но , без сомнения, справедливый. если уточняющего, присоединительного, причастного, деепричастного оборота Например, в частности, главным образом, возможно, допустим, видимо, скажем стоят в начале III. , Многие газы , например в одород, легче воздуха. ! Внимание: не являются вв. сл. ведь, вот, якобы, именно, как раз, едва ли, как бы, вообще, тем не менее, приблизительно и др .

Пунктуация при вводных словах

Если составляют единое целое, то запятой не отделяются.

I.

, а(но) , вв.сл . ,

+++++

Он дал слово , а с ледовательно, должен сдержать его .

Если можно опустить или переставить, то запятой отделяются.

II.

, а(но) , вв.сл . ,

+++++

Он человек требовательный , но , без сомнения, справедливый.

если

уточняющего, присоединительного, причастного, деепричастного оборота

Например, в частности, главным образом, возможно, допустим, видимо, скажем

стоят в начале

III.

,

Многие газы , например в одород, легче воздуха.

!

Внимание: не являются вв. сл. ведь, вот, якобы, именно, как раз, едва ли, как бы, вообще, тем не менее, приблизительно и др .

Обращения Передача отношения пишущего к адресату Привлечение внимания собеседника Соловушка , душа моя! Благодарю тебя, Сашенька, за хлопоты . Как один из приемов олицетворения Звени, звени, златая Русь, волнуйся, неуемный ветер. выделяются ! ,  Приятель дорогой, здорово! Где ты был? (И.А. Крылов)  Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. ( М.Ю. Лермонтов) Радуйся жизни, живущий! Отколе, умная, бредешь ты ,голова? А ты, голубчик, куда? , , , , , , ,

Обращения

Передача отношения пишущего к адресату

Привлечение внимания собеседника

Соловушка , душа моя!

Благодарю тебя, Сашенька, за хлопоты .

Как один из приемов олицетворения

Звени, звени, златая Русь, волнуйся, неуемный ветер.

выделяются

!

,

  • Приятель дорогой, здорово! Где ты был? (И.А. Крылов)
  • Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. ( М.Ю. Лермонтов)
  • Радуйся жизни, живущий!
  • Отколе, умная, бредешь ты ,голова?
  • А ты, голубчик, куда?

,

,

,

,

,

,

,

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП) запятая тире точка с запятой [ ] - и [ ]. [ ] , а [ ]. [ ] ; но [ ].  части не распространены сильно  близки по смыслу  неожиданное присоединение  резкое противопоставление  быстрая смена событий  части сильно распространены  далеки по смыслу  имеют внутри себя запятые Садилось солнце, и кончался день. Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом. (М. Ю. Лермонтов) Я сажусь на трамвай – и через двадцать минут я опять в поле. ( М. М. Пришвин)

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

запятая

тире

точка с запятой

[ ] - и [ ].

[ ] , а [ ].

[ ] ; но [ ].

  • части не распространены сильно
  • близки по смыслу
  • неожиданное присоединение
  • резкое противопоставление
  • быстрая смена событий
  • части сильно распространены
  • далеки по смыслу
  • имеют внутри себя запятые
  • Садилось солнце, и кончался день.
  • Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом. (М. Ю. Лермонтов)
  • Я сажусь на трамвай – и через двадцать минут я опять в поле. ( М. М. Пришвин)

Знаки препинания в ССП запятая не ставится ( когда  ) ,[ ] и [ ] [ ] и [ ]. части ССП имеют общее придаточное есть общий второстепенный член предложения [ ] и [ ] ? части ССП представляют два вопросительных предложения Каждый день снег идет либо дождь льет. Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой. Который сейчас час и сколько еще осталось до отъезда поезда? Прогулка в лесу и катанье на лодке. Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные ошибки. [ ] и [ ]. [ ] и [ ]. два безличных предложения с синонимичными словами два назывных предложения

Знаки препинания в ССП

запятая не ставится

( когда ) ,[ ] и [ ]

[ ] и [ ].

части ССП имеют общее придаточное

есть общий второстепенный член предложения

[ ] и [ ] ?

части ССП представляют два вопросительных предложения

  • Каждый день снег идет либо дождь льет.
  • Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
  • Который сейчас час и сколько еще осталось до отъезда поезда?
  • Прогулка в лесу и катанье на лодке.
  • Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные ошибки.

[ ] и [ ].

[ ] и [ ].

два безличных предложения с синонимичными словами

два назывных предложения

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП) строение СПП с одним придаточным после главного перед главным (что ), [ ] [ ], (чтоб ) в середине главного Ты раскрой мне природа объятия, чтоб я слился с красою твоей. ( И.А . Бунин) Что было, то не будет вновь. (А.С. Пушкин)  Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. ( А.С. Пушкин) [ , (где ), ]

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП)

строение СПП с одним придаточным

после главного

перед главным

(что ), [ ]

[ ], (чтоб )

в середине главного

  • Ты раскрой мне природа объятия, чтоб я слился с красою твоей. ( И.А . Бунин)
  • Что было, то не будет вновь. (А.С. Пушкин)
  • Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. ( А.С. Пушкин)

[ , (где ), ]

Знаки препинания в СПП строение СПП с несколькими придаточным с однородным подчинением [ ], (что ), (что ) и (что ). с неоднородным подчинением (когда ) , [ ], (что ). Ему казалось, что за всю его жизнь еще не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает медленно и что лето будет холодным и ненастным. (К.Г. Паустовский)  Когда к меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее,чудесное. (А.М. Горький)  Одна из главных выгод охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно. (И.С. Тургенев) с последовательным подчинением [ ], (что ), (что ).

Знаки препинания в СПП

строение СПП с несколькими придаточным

с однородным подчинением

[ ], (что ), (что ) и (что ).

с неоднородным подчинением

(когда ) , [ ], (что ).

  • Ему казалось, что за всю его жизнь еще не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает медленно и что лето будет холодным и ненастным. (К.Г. Паустовский)
  • Когда к меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее,чудесное. (А.М. Горький)
  • Одна из главных выгод охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно. (И.С. Тургенев)

с последовательным подчинением

[ ], (что ), (что ).

Знаки препинания в СПП с однородными придаточными [ ], (что ), (что ). Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. [ ], (как )  и (как ). Я вспомнил, как долго шел по лесу  и  как чуть не сбился с правильного направления. ! Между однородными придаточными предложениями запятые ставятся так же, как между однородными членами. (где )  и ( ), [ ]. Где добрый серп гулял  и падал колос, теперь уж пусто все – простор везде.

Знаки препинания в СПП

с однородными придаточными

[ ], (что ), (что ).

Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия.

[ ], (как ) и (как ).

Я вспомнил, как долго шел по лесу и как чуть не сбился с правильного направления.

! Между однородными придаточными предложениями запятые ставятся так же, как между однородными членами.

(где ) и ( ), [ ].

Где добрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все – простор везде.

Знаки препинания в СПП с последовательным подчинением [ ], (что , (если ), ). Мы верили, что, если проявить упорство, победа обеспечена. [ ], (что  (если ), то ). Мы верили, что  если проявить упорство, то победа обеспечена.

Знаки препинания в СПП

с последовательным подчинением

[ ], (что , (если ), ).

Мы верили, что, если проявить упорство, победа обеспечена.

[ ], (что (если ), то ).

Мы верили, что если проявить упорство, то победа обеспечена.

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении (БСП) схема заменяем запятая перечисление фактов [ ], [ ]. [ ] и [ ]. Травка зеленеет , солнышко блестит… Отдалены по смыслу, распространены, есть знаки препинания [о, о - ]; [ , д , ]. Поля, луга – все покрыл снег ; крестьянин , торжествуя, обновляет путь.

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении (БСП)

схема

заменяем

запятая

перечисление фактов

[ ], [ ].

[ ] и [ ].

Травка зеленеет , солнышко блестит…

Отдалены по смыслу, распространены, есть знаки препинания

[о, о - ]; [ , д , ].

Поля, луга – все покрыл снег ; крестьянин , торжествуя, обновляет путь.

Знаки препинания в БСП двоеточие схема заменяем [ ] : [ потому что  ]. [ ] : [ указывает  причину ]. Он с трудом досидел до конца : ему было скучно. [ ] : [ что…/ как…  ]. [ ] : [ дополняет смысл ]. и увидел и услышал : [ что ]. Иван чувствует : чья-то рука касается его. Он открыл глаза : садилось солнце. [ ] : [ поясняет ]. [ , а именно ] : [ ]. Я увидел нечто чудное : по берегу ползла рыба.

Знаки препинания в БСП

двоеточие

схема

заменяем

[ ] : [ потому что ].

[ ] : [ указывает причину ].

Он с трудом досидел до конца : ему было скучно.

[ ] : [ что…/ как… ].

[ ] : [ дополняет смысл ].

и увидел и услышал

: [ что ].

Иван чувствует : чья-то рука касается его. Он открыл глаза : садилось солнце.

[ ] : [ поясняет ].

[ , а именно ] : [ ].

Я увидел нечто чудное : по берегу ползла рыба.

Знаки препинания в БСП тире быстрая смена событий неожиданность [ ] - [ ]. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. [ ] - [ ]. противопоставление [ ], а[ ]. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. [ ], (словно). [ ], (будто). сравнение [ ] - [ ]. Рассмеется она – колокольчик звенит.

Знаки препинания в БСП

тире

быстрая смена событий неожиданность

[ ] - [ ].

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

[ ] - [ ].

противопоставление

[ ], а[ ].

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

[ ], (словно). [ ], (будто).

сравнение

[ ] - [ ].

Рассмеется она – колокольчик звенит.

Знаки препинания в БСП причинно – следственная связь ( когда ), [ ] ( если ), [ ] время условие  - [  ]. Лес рубят – щепки летят. [ ], ( так что …). [ ], ( поэтому …). вывод следствие  [  ] - Хвалы приманчивы – как их не пожелать? Ты виноват – покайся! [ условие ] - [ следствие ]. Ходишь осторожно – целая твоя голова.

Знаки препинания в БСП

причинно – следственная связь

( когда ), [ ] ( если ), [ ]

время условие

- [ ].

Лес рубят – щепки летят.

[ ], ( так что …). [ ], ( поэтому …).

вывод следствие

[ ] -

Хвалы приманчивы – как их не пожелать? Ты виноват – покайся!

[ условие ] - [ следствие ].

Ходишь осторожно – целая твоя голова.

Пунктуация при прямой речи А: « П (!?)» « П (!?)» , - а. Он возмутился: « Этого еще не хватало». «И куда все делось…» - вздохнула она. « П, - а, -п (!?)». « П, (!?) – а. - П (!?)». « Потом,- пообещал отец ,- сходим в цирк». « Как хочешь… - обиделась она. – Смотри…» А: « П (!?)», - а. Он удивился: « Неужели получилось ?» - и радостно засмеялся .

Пунктуация при прямой речи

А: « П (!?)»

« П (!?)» , - а.

Он возмутился: « Этого еще не хватало».

«И куда все делось…» - вздохнула она.

« П, - а, -п (!?)».

« П, (!?) – а. - П (!?)».

« Потом,- пообещал отец ,- сходим в цирк».

« Как хочешь… - обиделась она. – Смотри…»

А: « П (!?)», - а.

Он удивился: « Неужели получилось ?» - и радостно засмеялся .