Актуальность На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике . Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы. Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества обучения младших школьников. Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Задачи • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной. • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде. • Повышение интереса к изучаемому материалу. Что такое опорная схема? Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание. Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа. 1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебники, справочной и методической литературы, периодических изданий, интернета. 2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного. Как я строила работу в 1 классе. Для того, чтобы повысить грамотность своих учеников я решила использовать готовые памятки. Но данный метод не дал результатов, так как ребята теряли их, не понимали значение этих памяток. Я поняла, что только та памятка будет эффективна, которая будет создана самим учеником, будет результатом его размышления. В 1 классе мы используем следующие виды схем: опорная схема; схема- таблица; схема- памятка. Итоговой является схема-памятка, которую ребята складывают в папки. Они имеют свои номера. Две первые схему нужны для построения итоговой схемы-памятки. Что мы делаем с ребятами. 1 этап: Преобразуем слова в знаки. За основу я взяла знаки из учебника «Азбука» автор В.Г. Горецкий. - гласный звук; - мягкий согласный звук; - твёрдый согласный звук. Что получили, когда на уроке русского языка прошли тему « Гласные звуки и буквы». 2 этап: Собираем ключевые фразы по теме. Работая по теме «Гласные звуки и буквы», мы с ребятами приходим к выводам, которые записаны на полосках бумаги. К концу урока на доске собирается характеристика гласных. Образует слог | Ударный | Безударный | Твёрдый командир | Мягкий командир | Состоит из голоса | Но полученный результат не удобен в использовании, т.к. его у них нет. Значит дома они не смогут воспользоваться полученными в классе подсказками. Что делать?! 3 этап: Собираем схему- памятку. Кодируем слова в условные знаки. Шаблон схемы предлагаю в форме солнышка. Работать со схемами можно на любом этапе урока, так мы используем схему-таблицу, когда по теме урока необходимо проанализировать предметы, найти общее и различное. Так по теме « Буква И и буква Й» у нас ребятами получилась следующая таблица: 1 строчка- в ней записаны сравниваемые предметы; 2 строчка- общее у данных предметов; 3 строчка- отличие. Наши плюсы: Мне не нужно заучивать непонятное правило. Я его вижу наглядно; Могу использовать при работе с тестами; Могу забежать вперёд и кодировать теоретическую часть предмета; Могу выделить главное в теме; 5.Могу читать схемы. |