СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сходства и различия между романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и телесериалом В. В. Бортко «Мастер и Маргарита» .Исследовательская работа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа . Сравнительная характеристика текста автора , изображение героев, игра актеров, диологи и монологи, авторская позиция и режиссерские находки.

Просмотр содержимого документа
«Сходства и различия между романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и телесериалом В. В. Бортко «Мастер и Маргарита» .Исследовательская работа.»

Введение









"...Так кто же ты, наконец?

Я часть той силы, что вечно хочет зла,

и вечно совершает благо..."
Фауст. Гёте

Взяв в руки лист бумаги, перо, затупившийся карандаш или же чернильную ручку, удерживая мысль в голове, писатель хочет донести до своего будущего читателя именно ту мысль, которая овладела им, хочет, чтобы она была правильно понята, а для этого требуются серьезные усилия, дни, месяцы, годы: все для того , чтобы изложить красиво и ясно свою задумку. Так, известному русскому писателю Михаилу Афанасиевичу Булгакову понадобилось более 10 лет для написания его самого знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич умирал с этим произведением на устах, столько сил и души было вложено в это творение «великого-мастера».













1

Цель исследовательской работы:

Найти сходства и различия между романом М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита» и телесериалом В. В. Бортко «Мастер и Маргарита» для выявления главных задумок автора и режиссера.

Ответить на вопрос: удалось ли режиссеру передать художественный замысел романа через игру актеров?

Задачи:

1.Проанализировать роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения идеи произведения.

2. Раскрыть главную идеи произведения в фильме В.Бортко « Мастер и Маргарита» .

3. Сравнить и оценить мнение читателей и зрителей после прочтения романа « Мастер и Маргарита» М.Булгакова и просмотра фильма «Мастер и Маргарита» В.Бортко .



Методы: частично-поисковый, литературный:

1. Работа с литературой.

2. Работа с фотоматериалами.

3. Работа с видеоматериалами.

4. Работа с Интернет-ресурсами.





2

Глава I. Роман «Мастер и Маргарита» .
Над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков работал с 1928 года по 1940 год.
Произведение существует 8 редакциях:

Первая редакция -"Роман о дьяволе" - сатирическая фантасмагория, разрезанная вставкой-новеллой о Христе и Пилате.

В 1930 г. Булгаков сжёг рукопись незаконченного романа.

В 1931 году начал писать новый роман, в котором уже появились образы Мастера и Маргариты.

Свое название роман получил ни сразу, до этого Михаилом Афанасьевичем рассматривались такие названий как "Инженер с копытом", "Чёрный маг", "Князь тьмы", "Копыто инженера", "Консультант с копытом", и только в 1937 году книга получила окончательный вариант наименования "Мастер и Маргарита". Произведение было окончено в 1940 году, но в этот же период времени опубликовать его не могли из-за многочисленных цензур, наложенных на литературу того времени, поэтому «Мастер и Маргарита» в России публикуется в первые в 1966-1967 годах в журнале «Москва», с большим количеством цензурных купюр. И только в 1973 роман публикуется без купюр. Сам Булгаков определял жанр как «фантастический роман», но говорить об определенности жанра ,критики считают не уместным, поскольку произведение многожанровое и многоплановое, и поэтому выделяют еще жанры, просматривающиеся в романе:

3

  • бытовой роман,

  • фантастический роман,

  • философский роман,

  • автобиографический роман,

  • любовный роман,

  • сатирический роман.

«Мастер и Маргарита» является романом в романе, в одном идет речь о судьбе Мастера и Маргариты, во втором о судьбе римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата и Иешуа. События происходят в одном и том же месяце перед Пасхой, но с промежутком в девятнадцать веков.
В произведении прослеживаются три сюжетные линии:

  • Философская - Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.

  • Любовная - Мастер и Маргарита.

  • Мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи.

Особенности романа заключаются в том, что роман резюмирует представления автора о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и в нравственном мире человека; роман многослойный и допускает различные толкования; роман адресован читателю образованному, посвящённому в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей. К основному философскому смыслу произведения относят- постижение истинны. Еще одной особенностью романа является наличие двойников у героев: Мастер-Иешуа, Алоизий- Иуда, Берлиоз-Майгель, Иван Бездомный - Левий Матвей, Наташа-Гелла. «Мастер и Маргарита» роман, в котором проведены темы через образы так: тема творчества-Мастер, тема любви-Маргарита и Иешуа, тема власти- Понтий Пилат, сквозная тема романа-тема тьмы- Воланд.

4





Глава II.

Телесериал “Мастер и Маргарита»

Экранизировать классику всегда сложно, особенно если речь идет о таком неоднозначном произведении как « Мастер и Маргарита» М.Булгакова. Существует тысяча мнений о том, в чем же истинный смысл самого загадочного романа двадцатого столетия , а потому перед режиссером Владимиром Бортко стояла крайне нелегкая задача : передать на экране всю многогранность и бездонную глубину этого, без преувеличения, великого произведения литературы.

Премьера состоялась 19 декабря 2005 года на телеканале «Россия» показом первых двух серий.

Актерский состав для достижения этой цели был подобран весьма впечатляющий : среди прочих корифеев в отечестве кинематографа и молодые звезды последних лет, талант на таланте, что ни фамилия, то Имя, одним словом коллектив собрался очень интересный. Пожалуй , единственный персонаж, который на мой взгляд, получился нераскрытым- это Маргарита. Она то чересчур импульсивна, то напротив лишена какой-либо жизненности.

Сначала с бешенными глазами крушит квартиру Латынского, а уже в следующий момент поражает своим умом и выдержанностью самого Воланда. Конечно , все эти перипетии сюжета взяты непосредственно у Булгакова, но только вот в книге целостность образа Маргариты вопросов не вызывает, чего не могу сказать о героине Анны Ковальчук.

5

Отдельного внимания заслуживает Коровьев в исполнении Александра Абдулова. Считаю, что более точно передать этот образ просто не представляется возможным, настолько он соответствует булгаковскому описанию.

Воланд получился вполне «дьявольским», в темном костюме, седой, солидный и размеренный.

Оригинальной режиссерской задумкой явилось и то , что , Мастер озвучивается голосом Сергея Безрукова, исполнителя Иешуа. Это придает двум персонажам проскальзывающее, едва уловимое сходство , которое , однако, невозможно не заметить. Кроме того , Бортко прекрасно удалось передать атмосферу Москвы 30-ых годов прошлого века. Черно-белая пленка и вставки старых архивных видеоматериалов свое дело, определенно , сделали. Эпизоды же , снятые в цвете, я считаю, призваны передать присутствие чего-то незыблемого и вечного, будь то Воланд или Иешау Ганоций.

Главные роли в фильме сыграли такие актеры:
Анна Ковальчук- Маргарита Николаевна
Олег Бесилашвили –Воланд
Александр Габилин-Мастер
Кирилл Лавров-Понтий Пилат
Сергей Безруков –Иеуша
Владислав Галкин- Иван Бездомный
Александр Абдулов-Коровьев
Александр Филиппенко-Азазелло





6

Мастерством Владимира Бортко называли «красочную экранизацию, не отходя от строк романа», телесериал был удостоен таких премий как:

Премия «ТЭФИ-2006» в номинации «За лучшую режиссуру»,

«Специальный приз жюри» на МКФ Биарриц, Франция, 2007,

Приз в номинации «Лучший телесериал» на РКФ «Виват кино России», СПб, 2006,

Приз в номинации «За лучшую женскую роль» Анне Ковальчук на РКФ «Виват кино России», СПб, 2006




























7



Глава III. Идея романа.

Всем известный роман о любви и не только о ней «Мастер и Маргарита» был написан Михаилом Булгаковым в советское время. В нем очень живописно описана Москва начала тридцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на то, что телесериал Владимира Бортко был снят в XXI века, идея художественной ленты остается не отличной от самого романа.

В романе повествуется о том, что человек должен нести ответственности за все свои поступки. Все события как бы сливаются в одну идею – поиском правды и борьба за нее. И во все эпохи, а в романе «Мастер и Маргарита» это четко видно, присутствовало всегда недоверие к инакомыслящим людям, и зависть или злоба присутствовали в различных обществах. Роман Булгакова является своего рода и историческим и психологическим повествованием о людях той эпохи. Слова в книге начинаются с такого предложения «Однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве…», но мало кто понимает, что в каждой строчке здесь таится двойственный смысл, что именно с этого дня начинается отсчет страстной недели перед Пасхой. И именно в эти события происходит появление Воланда со своей свитой, который гротескно обнажает московскую действительность того времени и выявляя ее, негативные моменты. И Булгаков показывает многие недостатки человека, и многие фразы сегодня уже из романа стали крылатыми. А сеанс черной магии собрал не простых жителей Москвы, а тех, кто был способен пойти в этот вечер в варьете, любители не только хлеба, но и зрелищ, которые были проверены на алчность и милосердие. Последним эпизодом из романа, кульминационным событием стал бал. Очень подробно описан интерьер бальных залов, фонтаны, камины и много шампанского и коньяка, и танцы, в которых переплелись все человеческие пороки, такие как ревность, чревоугодие, донос и честолюбие.

8

Люди, прочитав роман «Мастер и Маргарита» должны понять, что многие из них даже сегодня уже променяли себя ради красивой жизни на пустоутробие и потеряли самое главное – божественную сущность. Воланд всего лишь на три

дня появляется в Москве, чтобы показать, как город предстает в своей наготе, довольно таки непривлекательной. В своем романе Михаил Булгаков постоянно ищет Истину. И Мастер, который сочинил роман об Иешуа, дает понять всем людям, что необходимо жить и все время свои земные поступки сравнивать с небесными идеалами. И не зря готовит своих читателей и высокому смыслу автор начиная книгу эпиграфом:

"...Так кто же ты, наконец?

Я часть той силы, что вечно хочет зла,

и вечно совершает благо..."

Фауст. Гёте






















9

Глава IV. Отношение читателей и зрителей к роману и фильму



Критики о романе Михаила Афанасьевича Булакова «Мастер и Маргарита»:

Образцом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. В критике отмечалось, что это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования...

С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится еще уютнее после появления здесь Маргариты - . музы Мастера.

(Из статьи «Трижды романтический мастер»)

Б. Соколов

...М. Булгаков - прямой наследник великой традиции русского философского романа XIX века - романа Толстого и Достоевского. Его Иешуа, этот удивительный образ обычного, земного, смертного человека, проницательного и наивного, мудрого и простодушного, потому и противостоит как нравственная антитеза своему могущественному и куда более трезво видящему жизнь собеседнику, что никакие силы не могут заставить его изменить добру...

Да, это сатира - настоящая сатира, веселая, дерзкая, забавная, но и куда более глубокая, куда более внутренне серьезная, чем это может показаться на первый взгляд. Это сатира особого рода, не так уж часто встречающаяся, - сатира нравственно-философская...

10

М. Булгаков судит своих героев по самому строгому счету - по счету человеческой нравственности...

Мастер тоже остается верен себе до конца во многом, почти во всем. Но все-таки кроме одного: в какой-то момент, после потока злобных, угрожающих статей, он поддается страху. Нет, это не трусость, во всяком случае, не та трусость, которая толкает к предательству, заставляет совершать зло. Мастер никого не предает, не совершает никакого зла, не идет ни на какие сделки с совестью. Но он поддается отчаянию, он не выдерживает враждебности, клеветы, одиночества. , он сломлен, ему скучно, и он хочет в подвал. Вот поэтому он и лишен света...

Вот почему, не снимая со своего героя его личной вины, он сам автор страдает вместе с ним - он любит его и протягивает ему руку. Вот почему и вообще тема сострадания, милосердия, то исчезая, то вновь возникая, пройдет через весь роман... (Из статьи «Завещание мастера»)

В. Лакшин



Критики о телесериале Владимира Владимировича Бортко «Мастер и Маргарита»:
Илья Стогов: «Фильм просто чудовищный. Набрали «старых коней», которые испортили всю борозду. Единственное светлое пятно — Маргарита: она хотя бы не вызывает слёз жалости. А Бортко после этого фильма хочется крикнуть: «Вон из искусства!»»

Анатолий Кучерена:

«За фильм надо сказать спасибо. Ведь великий роман Булгакова сложно перенести на экран. Наверное, поэтому нет в сериале того духа, который возникает при чтении книги. »

11



Филипп Стукаренко, булгаковед:

«Никак. Он пустой, как фантик от конфеты. Снаружи как настоящий, а начинки нет. Технически подробная иллюстрация.»

Юлия Латынина:

«Режиссёр Бортко рабски следовал тексту романа. Но произошла обратная вещь — текст и фильм неадекватны. Думаю, на фильме сэкономили, он напоминает постановку ТЮЗа 60-х годов. А на таком кино экономить нельзя!»

Протодиакон Андрей Кураев:

«Перелагать с языка одного искусства на язык другого искусства трудно. Мне кажется, Владимиру Владимировичу Бортко это не удалось, когда он экранизировал «Мастер и Маргариту». У него получилась гениальная экранизация «Собачьего Сердца». Редкий случай, когда экранизация лучше литературного оригинала. А вот с «Мастером и Маргаритой» не получилось. Похоже, что он был придавлен, обескрылен самой грандиозностью той задачи, которую он взял на себя. Поэтому получился не фильм, а просто читка ролей в телестудии, когда актёры как на аудиокниге зачитывают текст и всё. Подстрочник. Языка кино там нет»











12

Отзывы критиков значительно отличаются от мнения обычного зрения, если просматривать в Интернет-ресурсах мнения зрителей то, в основном это положительные отзывы:

-Прекрасная экранизация...

-Лучшие актёры!

-Я думаю даже не нужно говорить, как играют в кино Абдулов, Олег Басилашвили, Ковальчук, Галкин...

-Абсолютно и полностью поменяла своё мнение после просмотра о Безрукове... Думала способен играть только таких как Саша Белый из "Бригады"... Но тут он открывается как настоящий актёр в роли Иешуа(Христа)...

-Многие говорят, что значительно отличается от книги, да ничего подобного... -Это максимально приближённая к книге экранизация этого романа.

-Поразил так же размах в сьёмках библейских сцен.

-Снимались эти сцены в Болгарии и так был очень правдоподобно воссоздали дворец Ирода.

-Музыка в сериале заставляет восторгаться и даже местами дрожать

-Для меня лучший после книги, рекомендую.(Приложение №1)













13

Заключение.

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма, но на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.

«Мастер и Маргарита» - сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут думать, много писать, снимать новые фильмы.

«Рукописи не горят»,- произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.

Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.

























14








Содержание

Введение………………………………………………………………………1

  1. Глава I. Роман М.Буглгакова «Мастер и Маргарита» -----------------3

  2. Глава II. Телесериал В.Бортко «Мастер и Маргарита»-----------------6

  3. Глава III. Идея романа…………………………………………. 9

  4. Глава IV. Отношение читателей и зрителей к роману и фильму ---10

Заключение……………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………...15

Приложение------------------------------------------------------------------------------16































15