Урок 11
Склонение имен существительных
Цели урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.
совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом,
-развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.
Метод урока – словесный, частично-поисковой.
Форма проведения урока – семинар.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты.
План урока.
Организационный момент.
Постановка целей и задач.
Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).
(слайд 1)
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Постановка целей и задач.
(слайд 2)
3.Проверка домашнего задания
4.Объяснение нового материала (параграф 10 упр73,81,846-89)
Падеж и склонение имён существительных
Падеж и склонение имен существительных
Имена существительные изменяются по падежам, то есть склоняются.
К 1-ому склонениюотносятся сущ. ж. р. и м. р. с окончанием -а (-я) (стена, земля, юноша, дядя), а также существительные общего рода с окончанием -а (-я) (забияка, соня).
Ко 2-ому склонению относятся сущ. м. р. с нулевым окончанием (диван, гость) и ср. р. с окончаниями -о (ё), -е (село, поле).
К 3-ему склонению относятся сущ. ж. р. с нулевым окончанием (мышь, кость).
К разносклоняемым относятся существительное путь и десять существительных на -мя:
Пример:
бремя, стремя, пламя, знамя, вымя, время, племя, семя, имя, темя.
Имена существительные типа кормчий, столовая изменяются как прилагательные.
Существительные мать и дочь образуют формы косвенных падежей единственного числа (кроме вин. п.) и все формы множественного числа с наращением суффикса -ер:
Пример:
мать (дочь), матери (дочери), матерью (дочерью), матерями (дочерями) и т. д.
Существительное дитя в современном русском языке обычно употребляется в формах им. п. и вин. п. Формы косвенных падежей ныне воспринимаются как архаичные:
Пример:
дитяти (род. п. и дат. п.), дитятею (тв. п.), (о) дитяти (пр. п.).
Вне типов склонения находятся несклоняемые существительные. Падеж таких существительных выражается синтаксически:
Пример:
новое пальто, нового пальто, в новом пальто.
Склонение существительных с основой на -и:
| -ия | -ий | -ие |
Р.п. | и | - | - |
Д.п. | и | - | - |
П.п. | и | и | и |
У существительных ср. р. на -ье в П. п. ед. ч. пишется -е:
Пример:
Подмосковье — в Подмосковье, платье — в платье.
Исключение: в забытьи — под ударением.
Д/Зупр57,104