Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
Цель урока: создать благоприятные условия для формирования у обучающихся представлений о склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, а также формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с местоимениями 3-го лица единственного и множественного числа, осознанию и осмыслению знаний о местоимениях, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.
Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма; любознательности, расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе ; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: творчество, знание, человек, труд. Проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личной заботы об окружающем мире, личностных качеств для успешности обучения, богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах; находить закономерности, используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать их; осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи; владеть общим приёмом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: умение определять, выделять, характеризовать, различать личные местоимения; применять правила правописания, проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть II, В. П. Канакина, наборы карточек с заданиями.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
1. Приветствие
I. Актуализация опорных знаний
1. Работа с классом Я предлагаю вашему вниманию шарады в которых спрятались местоимения.
- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
(я-мы)
- В каком местоимении 2 звука, одна буква?
(я)
Первый слог – это местоимение.
Слог второй – лягушиное пение.
Ну, а слово само – на природе,
Во саду ли растёт, в огороде.
(тыква)
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой.
( пар-ты)
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(я-блок-о)
Когда руки бывают местоимением?
(на доске: Я, ты, вы, мы)
- Что вы знаете об этих местоимениях?
(ты – 2 л., ед., И.п., вы – 2 л., мн.ч., И.п., мы – 1 л., мн.ч., И.п., я- 1 л., ед.ч., И.п.,)
- А местоимения какого лица отсутствуют? (3 л.)
- Назовите их.
(он, она, оно, они)
- О чём пойдёт речь на уроке? Сегодня эти местоимения именинники.
III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. Фомулирование темы урока
1. Выявление места и причины затруднения (у.)
КАРТОЧКА ПАРЫ
- Прочитайте словосочетания с ними. Всё ли понятно?
-А что нужно для этого сделать? (изменить)
- А мы умеем это делать?
Беспокоился о (она)________________________
Наблюдал за (они)__________________________
Спросил у (он)______________________________
Подошёл к (оно)_____________________________
1. Формулирование темы и задачи урока
- Какая тема нашего урока?
Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
- Какую учебную задачу поставим перед собой?
(Научиться изменять местоимения 3 лица по падежам и распознавать их в косвенных падежах.)
IV. Первичное усвоение новых знаний. Открытие нового знания
1. Работа в группах. Склонение местоимений 3 лица
НА ЛИСТАХ
- А сейчас поработаем по вариантам. Докажем, что местоимения 3 лица ед. и мн. числа склоняются (изменяются по падежам).
- Просклоняйте местоимения.
1 –он
2 -она
3 –они
4. оно
Проверим, всё ли у нас получилось. С. 60, Работа с таблицей местоимений 3-го лица в учебнике
Читает 1 В, остальные проверяют по таблице
Читает 2 В, остальные проверяют по таблице
Читает 3 В, остальные проверяют по таблице
Читает 4 В, остальные проверяют по таблице
- Всё верно? Молодцы.
●- В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?
(Р.п., В.п.)
- В каких родах местоимения одинаковые? (м и ср.р.)
- Что ещё в таблице заметили? (местоимения с предлогами)
- Чем отличается первая строчка в таблице склонения местоимений 3 лица от второй?
(В первой строке склоняются местоимения без предлогов, а во второй с предлогами.)
- Чем различаются одни и те же местоимения без предлогов и с предлогами?
(После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква н)
ТАБЛИЦА
(Если личное местоимение 3-го лица «он» («она», «оно», «они») употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы «н».)
3. С. 60, рубрика «Обратите внимание»
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
- Правильный ли мы с вами сделали вывод?
— На с. 60 прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» самостоятельно.
- Как пишутся предлоги с местоимениями? Прочитайте.
- Когда появляется буква Н в местоимениях? Прочитайте.
- А какую новую информацию узнали из рубрики?
— С какими предлогами буква «Н» не пишется?
(Не добавляется звук [н’] и буква «н» к местоимению после предлогов «вопреки (ему)», «благодаря (ей)», «навстречу (им)».)
ФИЗМИНУТКА
V. Первичная проверка понимания
1. С. 61, № 127 (На доске.) –коллективно, самостоятельно
- ● Прочитаем задание. Выполним задание по образцу.
VI. Первичное закрепление
1. Самостоятельная работа. Изменение местоимений по падежам
- Вернёмся к нашей карточке. Теперь мы можем выполнить задание.
- Записать местоимения в нужных формах. Указать падеж местоимений.
Беспокоился о (она)________________________ (П.п.)
Наблюдал за (они)__________________________(Т.п.)
Спросил у (он)______________________________Р.п.)
Подошёл к (оно)_____________________________(Д.п.)
- Проверка с места цепочкой.
— Почему в местоимениях 3-го лица появилась буква н?
(Местоимение 3 лица употребляется с предлогом)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАОДИН У ДОСКИ!!!! (КАРТОЧКИ) ПРОВЕРКА
VIII. Итог урока
- Какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока?
(Научиться изменять местоимения 3 лица по падежам и распознавать их в косвенных падежах.)
- Справились с задачей?
2. Рефлексия
Оцените себя.
_____________________________________________________________
1. Укажите местоимения 2-го лица:
А) я, мы
Б) ты, вы
В) он, она, оно, они
2.Укажите строку, где все местоимения единственного числа
А) я, ты, вы, она, он
Б) ты, он, она, я, оно
В) мы, они, вы
3.Укажите местоимения 3-го лица
А) я, ты
Б) мы, вы
В) он, она, оно, они
4. Личные местоимения…
А) называют предметы
Б) указывают на предметы
В) указывают на признак предмета
5. Укажите грамматические признаки местоимения ТЫ
А) 2- е л., ед. ч.
Б) 3-е л., ед. ч.
В)1-е л., мн.ч.
4. Запишите раскрывая скобки
( На) ступила (на)меня;
(по) ехал (по) ней ;
(у) несли (у) нас;
(от) вели (от) вас.
5. Редактирование стихотворения (п.). Работа в группах
- Поэт Юрий Могутин обратился к нам за помощью.
- Дело в том, что он отослал свое стихотворение на конкурс поэтов, но его прислали обратно с пометкой «Исправить». А что исправить – он не знает…
Пожалуйста, помогите мне.»
- Ребята, попробуем помочь поэту?
А ежик ночью убежал.
Ежа никто не обижал.
Ёж тосковал уже с утра,
Ёж тосковал еще вчера.
Чего ёж, глупый, тосковал?
К ежу никто не приставал,
Ежа мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но ёж свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Ёж был в своей квартире.
-По-моему, очень хорошее стихотворение. Разве нужно что-то исправлять?
(Слово «ёж» постоянно повторяется. Его нужно заменить.)
- Тогда давайте попробуем сделать это вместе!
Работа в группах.
- Исправьте слова прямо на листках со стихотворением. подчеркните их, укажите падеж
Проверка
-Как вы считаете, почему ёжик убежал?
- Чему учит это стихотворение?
(Нужно оберегать природу. Дикая природа должна оставаться дикой. Не нужно ежика гладить, мыть и т.д.)
9