Урок русского языка _____ класс Дата ______________
Тема. «Склонение личных местоимений 3-го лица»
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представлений о склонение личных местоимений 3-го лица , а также формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся
Задачи урока:
1. Образовательные:
способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с местоимениями 3-го лица единственного и множественного числа, осознанию и осмыслению знаний о местоимениях, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.
2.Коррекционно-развивающие:
-развивать орфографическую зоркость;
-корригировать и развивать гибкость мышления на основе сравнения анализа и обобщения.
3.Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету;
создать на уроке атмосферу сотворчества ,взаимодействия.
Ход урока
Организационный момент.
I. Организация начала урока
1. Приветствие
У.: - Здравствуйте, ребята .Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У.: - Посмотрите на доску, все ли у вас готово к уроку?
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: - Урок я хочу начать словами французского философа Жан –Жака Руссо:
«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
У.: - Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы обучающихся)
У.: - На каждом уроке вы стремитесь сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
1. Актуализация умений и знаний.
1. Фронтальный опрос
У.: - Что называется местоимением?
О.: - Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
У.: - Как изменяются личные местоимения?
О.: - Все личные местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
У.: - Назовите местоимения первого лица.
О.: - Я, мы.
У.: - Назовите местоимения второго лица.
О.: - Ты, вы.
У.: - Назовите местоимения третьего лица.
О.: - Он, она, оно, они.
У.: - Какие местоимения вы учились склонять на прошлом уроке?
О.: - Мы учились склонять местоимения первого и второго лица.
У.: - Что такое начальная форма?
О.: - Начальная форма – это форма единственного числа именительного падежа.
У.: - Как определить лицо местоимения в косвенном падеже?
О.: - Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.
У.: - Как пишутся предлоги с личными местоимениями?
О.: - Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.
У.: - Все верно! Молодцы!
2. Индивидуальный опрос (работа с карточками)
У.: - Вспомните, что такое предлог и приставка. Как их отличить друг от друга?
О.: - Предлог - это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлоги пишутся раздельно.
Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Приставки пишутся слитно.
У.: - Раскройте скобки.
(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду через реку (про)тянулась дорога. (На)стёклах мороз (на)рисовал (на)рядные узоры. (По)земле, (по)крытой глубоким снегом, хорошо ходить (на)лыжах.
У.: - Какие ещё орфограммы встретились в тексте?
2. Анализ и оценка работы обучающихся на данном этапе
У: - Молодцы!
1. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: - Я хочу вам прочесть одно интересное письмо.
«Здравствуйте, Анастасия Николаевна! На днях я узнал, что сегодня Вы должны давать урок русского языка в 7 классе. Я слышал, что в этом классе учатся умные, смекалистые ребята, которые могут помочь мне решить мою проблему (сам я, увы, не в силах этого сделать). Дело в том, что я отослал свое стихотворение на конкурс поэтов, но его прислали обратно с пометкой «Исправить». А что исправить – я не знаю… Пожалуйста, помогите мне.»
С уважением, поэт Ю. М.
У.: - Ребята, попробуем помочь поэту?
О.: - Да!
Послушайте стихотворение
А ежик ночью убежал.
Ежа никто не обижал.
Ёж тосковал уже с утра,
Ёж тосковал еще вчера.
Чего ёж, глупый, тосковал?
К ежу никто не приставал,
Ежа мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но ёж свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.
Ю.М.
У.: - По-моему, очень хорошее стихотворение. Разве нужно что-то исправлять?
О.: - Да. Слово «ёж» постоянно повторяется. Его нужно заменить.
У.: - Что это за часть речи? Чем заменить?
О.: - Имя существительное. Местоимениями.
У.: - Тогда давайте попробуем сделать это вместе!
У.: - Исправьте слова прямо на листках со стихотворением.
Учитель пытается вставить неправильные местоимения…
Вместо «его» - «него» и т.д.
Обучающиеся исправляют ошибки учителя…
У.: - А теперь подчеркните местоимения и определите лицо каждого из них.
У.: - Какие же местоимения мы будем изучать сегодня?
О.: - Местоимения 3-го лица.
1. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
У.: - Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица
У.: - Просклоняем местоимения по падежам по цепочке.
У.: - В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?
У.: - Посмотрите на таблицу и скажите, как предлоги пишутся с местоимениями?
У.: - Найдите те формы, с которыми употребляются предлоги. Посмотрите, что хитренького у них появляется?
У.: - Прочитайте эти местоимения с предлогами.
У.: - А теперь найдите правило в учебнике и прочитайте, правильно ли мы сделали вывод.
Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (да).
Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (нет, отвечают на вопрос что?)
Слова, называющие людей –одуш. сущ. (да).
Слова, называющие животных – неод. (нет, одуш. сущ)
Слова, называющие растения-одуш. (нет, неодуш. сущ)
1. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
У.: - После каких предлогов к местоимениям не добавляется буква «Н»?
У.: - Кто попробует обобщить всё, что мы сейчас сказали
(Все местоимения 3-го лица изменяются по падежам).
В Род. и Вин. падежах формы личных местоимений одинаковы.
Если личное местоимение 3-го лица употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [Н`], а на письме – с буквы Н
Не добавляется звук [Н’] и буква Н к местоимению после предлогов: ВОПРЕКИ ему, БЛАГОДАРЯ ей, НАВСТРЕЧУ им.
У.: - Всё верно!
У.: - Прочитайте упражнение _____
У.: - Что вам нужно выполнить в этом задании?
1. Закрепление открытых умений, знаний.
Выполнение упр.___________
1. Итог урока. Рефлексия.
У.: - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
У.: - Что повторили?
1. Домашнее задание____________