Тема: Склонение имени существительного (2ч).
Цели: дать представление о склонении имени существительного, способствовать развитию умения находить в тексте имена существительные, определять склонение, развивать речь учащихся; воспитывать интерес к предмету, развивать словесно-логическую память.
Оборудование: опорная схема на доске, карточки.
Ход урока
Орг.момент
Проверка домашнего задания. Работа на повторение пройденного материала.
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Прослушав стихотворение, вы скажете, с какой частью речи мы продолжаем работать?
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число и род,
И у него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть. (существительное)
-Дайте определение имени существительного.
Задание 1 (на карточке).
Соедините падежи с падежными вопросами.(групповая работа)
Именительный о ком? о чем?
Родительный кому? чему?
Дательный кто? что?
Винительный кем? чем?
Творительный кого? чего?
Предложный кого? что?
3. закрепление.
Автобус едет по улице Ленина и по площади Свободы.
- Определите падеж у существительных по улице, по площади;
- Назовите окончания;
-А почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?
-Вот на этот вопрос нам предстоит ответить.
На уроке мы повторим три склонения имён существительных, научимся различать склонения имён существительных, определять склонение существительных.
С помощью рода и окончания можно определить склонение.
Существительные бывают I, II и III склонения.
Перед вами лежит таблица «Как определить склонение имени существительного». По ней мы и будем сейчас работать.
Задание 2 (карточка).
Определите склонение написанного слова-существительного, пользуясь таблицей.
От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость, на кормушке, у снегиря, с крольчихой, за березу, под червяком, у беглеца, на цепи, на цепочке, на поле, перед окном.
Задание 3 (на карточке.
Назови «Лишнее слово». Почему оно лишнее.
стена, сверло, озеро; /1 скл. – 2 скл./
скворец, парта, звонок; /1 скл. – 2 скл./
автобус, ночь, печь; /2 скл. – 3 скл./
девочка, папа, стол; /2 скл. – 1 скл./
икра, небо, нос; /1 скл. – 2 скл./
ракета, баран, конфета; /2 скл. – 1 скл./
осень, книга, школа; /3 скл. – 1 скл./
Итог урока.
Домашнее задание. Стр. 59 правило