СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Склонности и профессиональная направленность учащихся с ментальными нарушениями" - педагогическое исследование.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многолетние изучение особенностей учащихся с ментальными нарушениями позволило сделать выводы об особенностях  в выборе профессии у учащихся коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«"Склонности и профессиональная направленность учащихся с ментальными нарушениями" - педагогическое исследование.»

Склонности и профессиональная направленность учащихся с

интеллектуальной недостаточностью

Склонности – избирательная направленность индивида

на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Основой склонностей являются глубокая устойчивая потребность

индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать

умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение

склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих

способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и

способностей.

Первое, что характеризует с психической стороны человека – это его

интересы и склонности, в которых выражается направленность личности.

Между понятиями «интерес» и «склонность» имеется некоторое

различие. Под интересом разумеется направленность на определённый

предмет, под склонностью же  направленность на занятие определённой

деятельностью. Интерес – это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь

предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нём.

Склонность  это тенденция заниматься какой-нибудь определённой

деятельностью.

Профессиональная направленность – это интегральная

характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая

всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся

в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная

направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими

свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического

развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с

интеллектуальной недостаточностью не позволяет ставить вопрос о

свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой

школе. Специальные (коррекционные) школы стоят перед настоятельной

необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся

специальностей.

Содержание профессионального обучения учащихся с

интеллектуальной недостаточностью должно соответствовать их

склонностям и возможностям.

Далеко не все выпускники специальной (коррекционной) школы

работают по полученной в школе профессии, так как часто проявляется

несоответствие между уровнем профподготовки учащихся и требованиями

современного производства. Часть выпускников специальной

(коррекционной) школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет

войти в коллектив, найти в нем свое место.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы овладевают многими

специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают

профессию столяра, слесаря, швеи, картонажника, сапожника, строителя.

Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные

требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя

работать там, где предъявляются повышенные требования к технике

безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья,

превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся

заболевания. Как известно, для школьников с интеллектуальной недостаточностью

характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость

волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать

свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности

наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием

центральной нервной системы. У школьников могут встречаться такие

сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.

У данной категории школьников профессиональные интересы незрелы,

малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо

выражена профессиональная направленность.

Профессиональное самоопределение подростков с особенностями

психофизического развития затруднено в связи с бедностью жизненного

опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений,

незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому

профессиональное самоопределение учащихся с должно осуществляться под

руководством школы, семьи, общества.

Правильному определению профессиональных возможностей

учащихся специальной (коррекционной) школы способствуют специальные

медико-психологические обследования и основанные на этих данных

квалифицированные консультации.

Выпускники специальной (коррекционной) школы, интегрированных

классов, как правило, не достигают такого уровня профессионального

самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить

свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают

необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными

членами общества. Решающим фактором при выборе профессии учащимися с

особенностями психофизического развития становится влияние педагогов,

воспитателей и система проводимой в школе профориентационной работы.

При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки

умственно отсталых учащихся следует учитывать не только их физическое

состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь,

мышление, эмоционально-волевую сферу и т. д.). В целом у умственно

отсталых отмечается качественное снижение уровня развития психики по

сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие

психического развития обусловлено особенностями высшей нервной

деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных

свойств нервных процессов – силы, подвижности и уравновешенности.

Условные связи формируются медленно, они непрочны, косны и

слабодифференцированны. Нарушено взаимодействие первой и второй

сигнальных систем.

Исследования М. С. Певзнер и В. И. Лубовского дают возможность

раскрыть динамику профессиональных склонностей учащихся специальной

(коррекционной) школы в различные возрастные периоды под влиянием

целенаправленного педагогического воздействия.

Исследования М. С. Певзнер и В. И. Лубовского свидетельствуют о

том, что учащиеся специальной (коррекционной) школы наиболее успешно

овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7–8-м годах

обучения.

В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы

будущего. Представления о выбираемой профессии, как правило, носят

практическую направленность, что связано с характером трудового обучения

в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако

при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение такимнедоступным для них специальностям, как шофер и т. д. Постепенно они

начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным

профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т. п.). Обнаруживается

завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере

взросления ученика (А. С. Белкин, С. Я. Мирский, Г. М. Дульнев и др.).

Авторы отмечают, что среди восьмиклассников специальной

(коррекционной) школы не было ни одного школьника, который бы имел

намерение поступить в высшее учебное заведение. Следовательно, они

близки к адекватной оценке своих реальных возможностей. Некоторая часть

умственно отсталых подростков обнаруживает заниженную самооценку, они

не уверены в том, что смогут овладеть профессией и вести самостоятельный

образ жизни. В данном случае олигофренопедагог должен проявить к

подростку внимание, чуткость, оказать моральную поддержку и вселить

уверенность.

Как показывают наблюдения (Г. М. Дульнев), многим ученикам

специальной (коррекционной) школы старших классов свойственны

уверенность и целенаправленность в доступной им сфере конкретно-

практической деятельности. Старшеклассники специальной (коррекционной)

школы адекватно переживают свои успехи и неудачи, проявляют

настойчивость в достижении конкретной цели.

Исследования К. М. Турчинской свидетельствуют о том, что уровень

профессиональной устойчивости выпускников специальной (коррекционной)

школы значительно ниже уровня профессиональной устойчивости

выпускников профессиональных училищ. Наряду с частой сменой профессии

наблюдается частая смена места работы. Нередки случаи, когда выпускник

специальной (коррекционной) школы каждый год меняет место работы.

В целях повышения профессиональной устойчивости выпускников

специальной (коррекционной) школы необходимо, во-первых, улучшить воспитательную работу с ними на производстве и, во-вторых,

усовершенствовать профориентационную работу.

Под профессиональной направленностью понимается установка

личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда в

избранной области. Формирование профессиональной направленности

предполагает развитие соответственных интересов. Известно, что интерес

побуждает личность к активной деятельности. Интерес способствует

повышению качества усвоения знаний и стимулирует работоспособность.

Исследования К. М. Турчинской раскрывают особенности проявления

профессиональных интересов у умственно отсталых школьников в

различные периоды их обучения.

У учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих

(в плане желания работать в будущем по данной специальности) их

профессий – от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Это

объясняется низкой критичностью этих учеников, недостаточными знаниями,

малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и

осознаваемыми возможностями.

У учащихся 8-го класса диапазон интересующих их профессий

суживается. Речь теперь идет о доступных им профессиях, о которых они

узнают от родителей и в школе. Это профессии производственного характера

и сферы обслуживающего труда.

Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся 5-8-

го классов специальной (коррекционной) школы затрудняются мотивировать

свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывают на

отдельные, внешне привлекательные для них стороны.

В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с

родителями. Незначительное число учащихся называет существенные

качества профессии и ее значимость. Одним из источников информации о профессии для учащихся 5-го

класса являются рассказы родителей и близких. Учащиеся 8-го класса

считают основными источниками уроки в школе, а также рассказы родных и

знакомых.

У многих учащихся специальной (коррекционной) школы обнаружено

значительное несоответствие между названными профессиональными

интересами и содержанием профессионального обучения в школе.

У умственно отсталых школьников профессиональные интересы

незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или

слабо выражена профессиональная направленность.

Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков

затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний,

неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов,

неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение

умственно отсталых должно осуществляться под руководством школы,

семьи, общества.

Правильному определению профессиональных возможностей

учащихся специальной (коррекционной) школы способствуют специальные

медико-психологические обследования и основанные на этих данных

квалифицированные консультации.

Выпускники специальной (коррекционной) школы, как правило, не

достигают такого уровня профессионального самопознания, который

позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и

возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда,

выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

По мере развития и обучения у учащихся специальной

(коррекционной) школы дефекты психофизического развития поддаются

коррекции и определенной компенсации. Вследствие этого уровень повышается. Олигофренопедагог должен изучать склонности умственно

отсталого школьника, его тяготение, стремление к определенному роду

занятий и формировать соответствующую профессиональную

направленность с учетом объективных возможностей включения

выпускников в профессиональную деятельность.