V. Работа по теме урока (Г) Работа по учебнику. Работа строится в рамках технологии Сотрудничества. Предложите ребятам в группе прочитать учебный текст сначала индивидуально, затем по цепочке и выполнить задание устно: Найдите в тексте или придумайте наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст (тему) Опишите одной фразой главную мысль текста. Найдите какой-то секрет. Например: Тема – Масса. Фраза – вместо слов «предмет легче» принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше». Секрет –в переводе с греческого языка «масса» означает «кусок теста». Поинтересуйтесь, что в этой работе было легко, что трудно, как повлияла эта работа не понимание текста. Выполните задание №1 в Научном дневничке. (К) Проблемный вопрос. В каких случаях нужно знать массу? (К) Работа по иллюстрациям учебника. Предложите ребятам рассмотреть картинки. – Что вы заметили? – Какой вывод можно сделать? Вывод. Чем больше масса теста, тем больше баурсаков можно испечь. Чем больше масса собранных ягод, тем больше можно сварить варенья. Попросите привести подобные примеры. (К,И) Проблемный вопрос. Всегда ли можно определить на глаз, какой предмет тяжелее? (Гипотезы детей.) (К,Д) Наблюдение «Одинаковые-разные». Повторите план проведения наблюдения. Заинтересуйте детей двумя одинаковыми непрозрачными баночками. Одна из них пустая, другая полная, но дети об этом не должны знать. Предложите сравнить их. По каким признакам это можно сделать? (Предметы можно сравнить по высоте, форме, цвету, материалу.) Далее попросите найти отличительные признаки. (Дети могут не ответить.) Тогда посоветуйте понаблюдать. Вызовите 1 ученика и попросите встать с вытянутыми перед собой руками ладонями вверх. Затем поставьте одновременно обе баночки на ладони ребенка. Та рука, в которой баночка была полная, опускается из-за тяжести. – Теперь вы догадались, почему эти баночки разные? (Одна из них легче, другая – тяжелее.) Вывод. Не всегда легко определить, какой предмет легче, а какой тяжелее, на глаз. Поэтому придумали специальный прибор для измерения массы. Этот прибор называется «весы». Значит, про наши баночки мы можем сказать, что они не одинаково весят. У них отличается вес. Познакомьте с информацией Всезнамуса. (К, Г) Работа по учебнику. Обратите внимание детей на картинки с изображением весов. Расскажите, что в наше время весы бывают разными. Это могут быть электронные весы, чашечные, весы для новорожденных детей, аптечные, медицинские, бытовые весы, безмен, лабораторные, грузовые. (К,И) Проблемный вопрос. Как узнать массу предмета? (Г) Работа по учебнику. Попросите учеников прочитать текст и совместно сделайте вывод, как узнать массу предмета. Кто чаще всего пользуется весами? (Продавец.) Какими знаниями и качествами характера он должен обладать? (К) Проблемный вопрос. Каким весам гири не нужны? (Г,И) Практическая работа. Работа проводится в группах с тем видом весов, которые имеются в наличии. Проще всего узнать массу предмета на электронных весах. Для этого вы кладете предмет на весы, а в окошке высвечивается масса вашего предмета. Можно взвешивать предметы с помощью безмена. Безмен – это один из основных подвидов весов, которые используют для определения массы различных веществ. Предмет вешается на сам крючок, а стрелка или стержень перемещается до полного равновесия и указывает на цифру – массу предмета. Раньше чаще пользовались чашечными весами. Для того чтобы сравнить массу двух предметов, их укладывали на чаши весов. Если чаша с предметов опускалась ниже, значит, тот предмет был больше. Если чаша поднималась выше, значит, предмет по массе был меньше. Так предложите детям сравнить массу ластика и мела, коробку с карандашами и фломастерами, учебники. – Люди, каких профессий чаще всего используют в своей работе весы? (К) Динамическая пауза «Весы». Попросите ребят встать из-за парт и представить себя чашечными весами. Левая рука левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Пусть изобразят работу весов по командам: весы находятся в равновесии; а) левая чаша весов опустилась; б) правая чаша весов опустилась; в) весы находятся в равновесии; г) масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой; д) весы находятся в равновесии; е) груз на левой чаше легче; ж)весы находятся в равновесии. (К, Г) Работа по учебнику. Обратите внимание учеников на весы древних египтян, где гирям придавали форму разных животных. Расскажите, что раньше для измерения массы люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (Г) Игра «Сколько весит?» Заинтересуйте ребят игрой «Сколько весит?» Дети в группе предполагают на глаз примерный вес предметов, находящихся вокруг, игрушек. Затем на электронных весах взвешивают – чей ответ был наиболее точен, тот и выиграл. (К) Проблемный вопрос. Как ты думаешь, сколько весит слон? Расскажите, что слон весит 5 т – это по весу тысяча кошек или тысяча маленьких собачек и познакомьте учеников с информацией на стикере. |