СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Скороговорка - такая сложная и такая интересная!" Советы родителям для работы в летний период.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лето, жара, никакие занятия на ум не идут! Но… язык, как и все остальные мышцы нашего тела, особенно в дошкольном возрасте, нуждается в постоянной тренировке. Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков.

Просмотр содержимого документа
«"Скороговорка - такая сложная и такая интересная!" Советы родителям для работы в летний период.»

Скороговорки


«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».Определение скороговорки из учебника «Литературное чтение. 2 класс», «Начальная школа XXI века» 


Лето, жара, никакие занятия на ум не идут! Но… язык, как и все остальные мышцы нашего тела, особенно в дошкольном возрасте, нуждается в постоянной тренировке. Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру. 

Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».

Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

Чем полезны скороговорки

Какую пользу несут скороговорки? Они:

  • тренируют речевой аппарат,

  • развивают фонематическую и артикуляционную память,

  • обогащают словарный запас,

  • ставят речевое дыхание,

  • помогают сделать речь интонационно грамотной,

  • подготавливают к формированию письменной речи.

А ещё они дают маме или папе, бабушке или дедушке и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.

Как разучивать скороговорки

Разучиваем скороговорки по правилам.

  • Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.

  • Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?

  • Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.

  • Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.

  • Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.

  • Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?

Скороговороки для отработки «трудных» звуков

Отрабатываем звук Б.

- Бобы у бабы как баобабы.

- У Богдана баян в бане.

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Отрабатываем звук П.

- Капитан Капитон пакует покупки.

- У Пети папа капитан.

-Не путаник в пути, а путник.

- Попугая не купают,

Попугая не пугают,

Попугая покупают!

- Папа Капу

Покинет – поймает,

Подкинет – поймает,

Подкинет – поймает.

Различаем звуки Б и П.

- Капа – под дубом, Петя – под буком.

- У баобаба Петя и папа.

- У быка губа тупа, бык, бык тупогуб.

Отрабатываем звук Д.

- В водоёме воды видимо-невидимо.

- Дома – домовой, в воде – водяной.

- Еду к деду, буду к обеду.

- Два воеводы в одной подводе.


Отрабатываем звук Т.

- В тупике непутёвый путник.

- Петя опять купит пять опят.

- Петя Петухов купит петухов.

- У Тани – тайна,

Это Танина тайна,

И Таня таит эту тайну.

- У Потапа не пяток пяток – а пяток опяток;

У питона – ни опяток, ни пяток.

- Никто Тане не ткёт ткани.




Различаем звуки Д и Т.

- У водопада девять Матвеев, один Вадим да два Авдея.

- Дима и Тома у тёти дома.

- Дима и Тома догонят медведя и дадут ему мёда.

Отрабатываем звук К.

- Купите Капе новенький пакет.

- В окне конник на коне.

- Канаву купают?

Канаву копают.

И Капу копают?

Капу купают.

- У кума – кума, у кумы – мука.

Отрабатываем звук Г.

- Бабе Яге маги не помогают магией.

- У Инги и Игната – ангина.

- Угадать – не угодить, угодить – не угадать.

- Могу догнать, де не догоню,

Могу обогнать, да не обгоню.

Различаем звуки Г и К.

- Бегу к быку и от быка бегу.

- У кота – когти, у котёнка – коготки.

- Попугая не купают,

Попугая не пугают,

Попугая покупают!

Отрабатываем звук Х.

- У Пахома – махаон.

- На охоте – Ахмед Ахмедов,

Михей Михеев,

Пахом Пахомов

И Тихон Тихонов.

- Духи у петуха?

Ха-ха, ха-ха, ха-ха!

У петуха духи?

Хи-хи, хи-хи, хи-хи!

- Хиханьки да хахоньки – доходы махоньки.

Отрабатываем звук С.

- В саду у Дуси гусыни и гуси.

- У Сани нос в сметане.

- Вместе с невестой Сеня месит тесто.

- На ступеньках Сима, а Сеня едет мимо.

- Десять совят на сосне сидят.

- Семенит к скамейке гусят семейка.

- Сюда сядут десять совят, а сюда встанут десять собак.

- В миске у киски – мясо и сосиски.

Вкусные сосиски в миске у киски.

- Косил Косой косой косой.

- Босой Сысой сено косит косой.

- У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- Оса боса и без пояса.

Отрабатываем звук З.

- В вазе у Зои мимозы и гвоздики.

- Хозяин не зовёт знакомых на завод.

- Зойка – зайкина хозяйка.

- В избе у музыканта забавная заводная обезьянка.

- Не звенит позвонок, позвонок не звонок.

- Кузьма зевает, и Зоя зевает.

Зоя зевает, и Зина зевает.

Зина зевает, и Тузик зевает.

Зевают, зе-ва-ют, зззе-ввва-юттт.

- Звёздный змей звенел зубами.

Различаем звуки С и З.

- Не сиди, Дуся, на сквозняке.

- Семён – в засаде, сазан – в зоосаде.

- Сказание о создании заставы за Казанью.

- Под высокой сосной сидит зайка косой.

И под низкой сосной сидит зайка косой.

- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.


Отрабатываем звук Ц.

- В Ницце ценят пиццу.

- У доцента пятнадцать пинцетов.

- Отец купца – певец, отец певца – купец.

- У негодницы-ябедницы одиннадцать единиц.

- Птенец у птицы – умница.

- В цветнике цветут цветы.




Различаем звуки С и Ц.

- Света ест яйцо всмятку.

- Синице гусеница снится.

- На спице – синица, синице не спится.

- Синица на стог садится, да не сидится на стогу синице.

Отрабатываем звук Ш.

- В кувшине – кувшинки.

- У Дашки – подушка под ушком.

- На окошке Гошкина кошка.

- Наша Маша выше вашей.

- На окошке у Тошки – кошка и котят немножко.

- Шьёт швея штанишки Паше, Яше, Маше и Наташе.

- Кошка в штанишках?

В штанишках не кошка.

Мошка в штанишках?

В штанишках не мошка.

Мышка в штанишках?

В штанишках не мышка.

Мишка в штанишках?

Мишка в штанишках!

- Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!


Различаем звуки С и Ш.

- Маша и Саша с шахматами в камышах.

- На сосне – сосновые шишки.

- Пастушок к пастушке спешит,

Пастушок пастушку смешит.

- Смешной стишок о Саше-пастушке и Сашеньке-пастушке.

- Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

- Мышки мишке вымоют миску.

- Шапкой Саша шишку сшиб.

- Кошка спит, а мышку видит.

- Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.





Отрабатываем звук Ж.

- Даже ужу ужин нужен.

- Увижу Женю – покажу ежа, увижу Жанну – покажу ужа.

- Жану нужен ножик, Жанне нужен ёжик.

- Жена на мужа похожа, мужа уважают, жену – тоже.

- Может ёжик побежать?

Ёжик может побежать.

Может жаба подождать?

Жаба может подождать.

Может жук жужжать, жужжать?

Может, может жук жужжать.

- Живи да не тужи.

- Не живут ужи, где живут ежи.

- У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Различаем звуки З и Ж.

- Зоя бежит за бумажным змеем.

- Кузьма бежит за Зиной в книжный магазин.

- У забавной обезьянки забавные ужимки.

Различаем звуки Ш и Ж.

- Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.

- Женя пашет, Паша вяжет.

- Подожди ёж: побежишь и упадёшь.

- Наша Даша выше вашей, ваша Даша ниже нашей.

Отрабатываем звук Ч.

- Пончик чинит вагончик.

- Тонечка отвечает за двоечку.

- У мамочки – котёнок в тапочке.

- Водичка течёт, а печка печёт.

- У папочки – очки и тапочки.

- Димочка Ниночке чистит ботиночки.

- У Ванечки на диванчике в чемоданчике одуванчики.

- Точь в точь, как мать и дочь.

- У Танечки – тачка, а у Анечки – печенья пачка.

Различаем звуки Ш и Ч.

- Миша что-то шепчет Маше.

- У девчушки – пичужка.

- Ну и шуточки у нашего Мишуточки!



Отрабатываем звук Щ.

- В дощатом ящике у каменщика щебёнка.

- Кощея щами не угощают.

- Помещик угощает нищего щами.

- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

- Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Различаем звуки Ч и Щ.

- У Манечки вещички в ящичке.

- У Танечки на щёчках ямочки.

- Щеночек к чащу дощечку тащит.

Отрабатываем звук Л

- Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила.

- Хвалю халву.

- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

- Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!


Отрабатываем звук Р

- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.

- Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

- На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

- На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

- «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

- Ехал грека через реку,

видит грека – в реке рак,

сунул грека руку в реку,

рак за руку греку цап!

Различаем звуки Р и Л.

- Около кола колокола, около ворот коловорот.

- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.

- Король-орёл.





Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!



Желаем успехов!