Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская средняя общеобразовательная школа
Муслюмовского муниципального района РТ
Разработка урока по химии в 9 классе
с применением сингапурской методики на тему:
«СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ»
Учитель
первой квалификационной категории :
Габидуллина Лилия Завдатовна,
Тема: Скорость химических реакций.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.
Форма учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная работа.
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный.
Дидактическое сопровождение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с этапами урока, тексты , видеоролики, МЭНЭДЖ МЭТ.
Цели урока: создать условия для знакомства учащихся с понятием «скорость химических реакций», актуализации и углубления знаний о скорости химических реакций, зависимости скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов; способствовать развитию:
а) умений критически оценивать свои знания и знания одноклассников;
б) умений ставить перед собой задачи и добиваться их решения;
в) навыков работы с текстами и видео материалами;
г) умений эффективно работать совместно с другими людьми; создать условия для воспитания культуры общения.
Ход урока
I. Организационный момент – 1 мин.
II.Этап актуализации знаний.
Вступительное слово учителя. Ребята, мы сегодня будем изучать процессы, окружающие нас, и рассмотрим, как они протекают.
ТАЙМД- ПЭА-ШЭА.
1. Учитель задает вопрос и дает время подумать.(30 секунд)
ВОПРОС. Что мы уже знаем о химической реакции. Какие признаки характерны химическим реакциям ?
2. Учитель озвучивает , кто начинает первым и сколько времени дается для ответа.
3. Два ученика отвечают на вопрос по очереди в течении данного времени.
III. Этап осмысления.
Текст.
Золотые украшения сохраняют свою красоту и блеск веками. А вот брошенный на улице старый автомобиль спустя несколько лет превращается в груду ржавого металлолома; долька яблока уже через несколько часов покрывается бурой пленкой; петарда, брошенная в костер, оглушительно взрывается.
Любопытно, что с точки зрения химической термодинамики возможны все перечисленные процессы, даже окисление золота. Просто у них разные скорости. Одной реакции требуются для завершения микросекунды, другой – миллионы лет.
Когда кроликов в клетке вместо свежего сена начинают кормить морковкой, прожорливые животные быстро справляются с огромным количеством пищи. «Скорость еды» определить легко: надо просто знать, сколько моркови убавилось в кормушке за определенный промежуток времени, например за час. В жизни часто приходится управлять химической реакцией. Для разжигания угля в топке нужно ускорить реакцию. А для тушения пожара – замедлить и прекратить совсем. Выплавку металла на металлургических заводах нужно ускорить, а процесс ржавления железа по возможности, замедлить, поскольку прекратить совсем эту реакцию мы не можем. Чтобы управлять скоростью реакции, нужно знать, от чего она зависит. Почему так? Вначале давайте разберемся, что же такое скорость химической реакции.
ЭЙ АР ГАЙД
Работаем с таблицей
1. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением , или «-», если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение , учитывайте свой личный опыт , знания и убеждения.
3. Давайте посмотрим видео. Используйте утверждения , чтобы сфокусироваться на основной идее видео.
4. По завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.
5. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
6. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения ? Почему?
Отвечает ученик под №… … стола.
Скорость химической реакции определяется изменением концентрации одного из реагирующих веществ или одного из продукта реакции в единицу времени.
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН
Учитель задает вопрос и дает время подумать.(2 минуты)
ВОПРОС. От чего зависит скорость химических реакций?
2.Четыре ученика в команде по очереди отвечают по кругу до того момента, пока учитель не остановит процесс.
Просмотр видео «Факторы, влияющие на скорость химической реакции».
Учащиеся после обсуждений в группах приводят примеры реакций, встречающихся в быту, в промышленности, в организме человека. И делают вывод:
- Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ.
IV. Этап закрепления. В рабочих тетрадях пишем определения , формулы .
V. Домашнее задание: § 14, упражнение 3 (работа с таблицей).