ГБОУ «Мензелинская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Урок чтения
по теме:
«Скворцы прилетели»
Провела:
учитель Муринова Е.У.
2024 год
Тема: « Скворцы прилетели » по А.Баркову.
Цель:
Знакомство учащихся с биографией и рассказом А. Баркова «Скворцы прилетели»
Задачи:
Образовательные :
Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. Баркова
Совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
Обогащать словарный запас учащихся;
Коррекционно-развивающие:
Развивать интерес к чтению, умение правильно составлять предложения, грамотную и связную речь, фонематический анализ и синтез.
Воспитательные :
Воспитывать интерес к чтению, прививать желание думать над прочитанным;
Воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу.
Оборудование: презентация, карточки, учебник
1.Организационный момент (1мин)
- Прозвенел звонок и позвал нас на урок.
- Проверьте, все ли у вас готово к работе?
- Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь - (здравствуйте), улыбнитесь и мысленно пожелайте себе удачи.
- Я очень надеюсь на то, что вы будете активны, дисциплинированны и сумеете показать все, что знаете и умеете.
- Закройте глаза. Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали приятный еловый запах. Сделайте шумный вдох носом, выдох.
- А теперь тихонько садитесь.
2.Речевая гимнастика
- Ребята, сегодня на уроке, как и на каждом уроке чтения, нам предстоит много читать и говорить. Поэтому сейчас мы проведем речевую разминку. Я произношу чистоговорку, вы сначала слушаете, а потом за мной повторяете хором:
мы -мы - мы - очень сильно ждем весны
на - на - на – к нам пришла весна.
На – на –на –на дворе весна
Не – не –не – рады мы весне
Ут – ут –ут –ручейки бегут
Ра – ра – ра – заниматься нам пора
З. Актуализация знаний
«Отгадай-ка»
- Посмотрите на доску. Отгадайте зашифрованное слово.
Для этого уберите все буквы «У». (1 ученик выходит к доске и стирает буквы)
УВУЕУСУНУАУ
- Какое слово получилось? (ВЕСНА)
- Ребята, как вы считаете, почему было зашифровано слово «весна» и речевую разминку я посвятила тоже весне? Какой раздел в учебнике мы с Вами сейчас изучаем? («Полюбуйся, весна наступает»)
- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
- Назовите первый месяц весны. (Март)
- И на прошлом уроке мы с Вами читали стихотворение, посвященное весне.
- Назовите автора и название стихотворения. (А. Плещеев, «Весна»)
- Назовите признаки весны, о которых говорится в стихотворении.
- Молодцы, ребята. Продолжаем наш урок.
4.Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадку.
Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поют ... (Скворцы)
- Молодцы. А как вы думаете, почему загадку про скворцов я подобрала сегодня для нашего урока? (Потому что мы будем читать про скворцов).
- Правильно, дети. Сегодня на уроке мы будем изучать рассказ «Скворцы прилетели», будем беседовать по содержанию этого рассказа, учиться правильно, осмысленно и выразительно читать, отвечать на вопросы, учиться видеть и чувствовать красоту родной природы.
- На уроке нужно быть внимательным, говорить четко и правильно, уметь слушать друг друга.
5.Подготовительная работа
1. Биография автора
- Ребята, ответьте мне на вопрос: кто такой автор? (Автор - это человек, который написал произведение).
Правильно, автором рассказа «Скворцы прилетели» является писатель Александр Сергеевич Барков (вывешивается портрет автора на доску)
Александр Сергеевич Барков родился в Москве. Окончил— педагогический институт, работал учителем биологии и литературы в сельской школе, является автором более 50 книг, которые посвящены — истории и природе.
- И сегодня на уроке мы будем читать о таком природном явлении как прилет скворцов.
2. Биологическая справка о скворцах
- Но сначала познакомимся с самой птицей скворец. (Вывешивается картинка на доску).
Эту птицу легко узнать. У скворца красивое черное оперение с белыми крапинками, длинный острый клюв желтого цвета и короткий хвост. Ранней весной, когда еще не сошел снег, скворцы возвращаются с юга, чтобы вывести потомство.
Люди часто мастерят им «домики». Кто знает, как их называют? (Картинка скворечника вывешивается на доску).
Физминутка «Птицы»
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сгоняет росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
6. Первичное чтение произведения учителем.
- Ребята, сейчас я буду читать текст, а вы внимательно слушайте и рисуйте мысленно то, что я буду читать. (Учитель читает текст. Ученики слушают)
- Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Кто является главными героями рассказа? (Скворцы)
Словарная работа
- Прежде чем читать рассказ, поработаем над сложными словами. Открываем учебник на стр.46, находим рубрику «Читай правильно». Читаем 1 строчку хором, по одному и т.д. Что значит слово «переполошились»?
- Ребята, сейчас вы будете читать рассказ «Скворцы прилетели» по одному, по цепочке.
8.Первичное чтение текста учащимися.
9.Обсуждение рассказа. Выборочное чтение (по учебнику, 5 вопросов на стр. 47)
- С чем сравниваются в рассказе облака?
- Когда скворцы возвращаются из тёплых стран в родные края?
- Почему один из скворцов боялся заглянуть в сой дом?
- Как мальчик прогнал непрошенного гостя?
- Какое имя дали скворцу?
11.Подведение итогов урока.
- Ребята, какой сегодня на уроке мы изучали рассказ? (А.Барков «Скворцы
прилетели»).
- Что нового вы узнали?
12.Выставление отметок. Рефлексия
- Сегодня на уроке вы все прекрасно работали. Особенно хотелось бы отметить...
- В народе существует примета, что если скворцы поселятся на прилежащей к дому территории, то этот дом ждет успех и удача. Я бы хотела, чтобы на нашей доске тоже поселилась стайка скворцов, потому что, если верить примете, это будет предвещать небывалую удачу. Наступит весна. А чтобы весна была не только на улице, но и в наших сердцах, я предлагаю написать на скворце доброе пожелание от вас классу и прикрепить свою птичку на скворечник. (Добра, любви, счастья, удачи)
Дети пишут пожелания и прикрепляют птиц.
-На этой ноте мы с вами и закончим наш урок. Всем спасибо.
Д/з: стр. 46-47 читать, отвечать на вопросы.
Резервное время
Я предлагаю вам поиграть в игру.
Догадайтесь, про что можно сказать:
- Теплое, яркое, ласковое, лучистое - солнце.
- Голубое, чистое, высокое, ясное - небо
- Грязный, рыхлый, белый - снег
- Веселый, звонкий, быстрый - ручей
- Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная - весна