МБОУ Одинцовская гимназия № 14
План работы
со слабоуспевающими учащимися
Составитель: Ширинова Анастасия Андреевна
учитель 3 Г класса
2016-2017 гг.
Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи: создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; реализация разноуровнего обучения; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Программа деятельности учителя-предметника
со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими;
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся;
- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2016-2017 уч. год
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года. |
3. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, СМО) | В течение учебного года. |
4. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
5.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | В течение учебного года. |
6. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
7. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
Виды работы:
№ | Вид работы | Срок выполнения | Итог работы |
| Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь | |
| 2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы. | Сентябрь | |
| 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. | |
| 4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. | |
| 5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года. | |
| 6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. | |
Работа со слабоуспевающими учащимися по русскому языку
Этапы урока | Акценты в обучении с целью профилактики неуспеваемости |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся.. | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать ошибки, допускаемые суворовцами в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок. Контролировать усвоение материала учащихся , пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению. |
При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности учащихся. | Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы, Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими учащимися основных элементов излагаемого или изучаемого материала . Стимулировать вопросы со стороны обучаемых, возникшие у них при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять разнообразные средства поддержания интереса учащихся к усвоению знаний, умений и навыков. Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Чаще применять проблемные задания для самостоятельной работы. |
При организации самостоятельной работы учащихся в часы самоподготовки | Обеспечить повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее трудных элементах программы. Систематически давать задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся (особенно слабоуспевающих) о порядке выполнения самостоятельных работ. Координировать объем заданий на самоподготовку с другими преподавателями. Давать карточки-консультации, направляющие работу слабоуспевающих и выполнение определенных заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется для усвоения новой темы. В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать содержание заданий, номера и последовательность упражнений, сроки их выполнения. |
Действия учителя со слабоуспевающими
Учащимися на достижение успеха в учебе.
Общая стратегия | Методы |
Изменить методы обучения | |
Обеспечить дополнительные занятия | |
Воодушевлять и поддерживать | |
Формировать уверенность в себе | Акцентировать улучшения в учебе. Отмечать привнесенный вклад. Мотивировать на учебу Демонстрировать свою веру в успех. Признавать трудность задач.. Ограничивать время выполнения задачи. |
Напоминать прошлые успехи | |
Признавать достижения | Одобрение в слух. Одобрительные записи в «кляузник». Поощрительные оценки, призы … Предоставление учебных льгот. |
Поощрять учащихся. | |
. Некоторые рекомендации по работе со слабоуспевающими
Контролировать:
наличие точно и полно записанного задания на самоподготовку (оно продиктовано и объяснено учителем на уроке);
наличие текста изучаемого художественного произведения, учебника, орфографического словаря, тетради.
Требовать:
проработки теоретического материала по изучаемой (повторяемой) теме;
обязательного выполнения письменных заданий на самоподготовку в соответствии с указаниями учителя.
обязательного чтения изучаемого художественного произведения;
выполнения работы над ошибками в контрольных, самостоятельных работах, в письменных работах по литературе;
посещения дополнительных занятий по русскому языку в соответствии с графиком и требованиями учителя.
Оказывать помощь:
в случае затруднения при выполнении задания на самоподготовку (возможна организация помощи сильных учеников слабоуспевающим);
в составлении вопросов для учителя в случае недопонимания учащимися учебного материала.
Работа ученика по заданию учителя | |
Русский язык |
1. Выполнение заданий на самоподготовке |
а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта. б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием. | а) Выборочный опрос. б) Прове0рить наличие выполненного упражнения в тетради. |
2.Пятиминутки русского языка |
Записать и выучить слова. | а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов б) Выборочный опрос. в) Проверка наличия записанных слов. |
3. Работа над ошибками |
Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями учителя. | Проверить наличие работы над ошибками. |
4. Индивидуальные задания |
После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …). | а) Выборочный опрос по указанному материалу. б) Проверить наличие выполненного задания. |
5. Каникулярные задания |
а) Выучить указанный учителем теоретический материал. б) Выполнить указанные упражнения. | а) Выборочный опрос по теории. б) Проверить наличие выполненного задания. |
6. Дополнительные занятия |
а) Задать вопросы по непонятному материалу. б) После объяснения учителя выполнить указанное задание. | Контролировать посещение занятий слабоуспевающими учащимися |
Литература |
1. Выполнение занятий на самоподготовке |
а) Прочитать указанные произведения или эпизоды. | а) Выборочный опрос на знание текста произведения. б) Проверка наличия выполненного задания. |
Выводы:
1. Необходимо варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно усваивать учебный материал;
2. Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.
План работы со слабоуспевающими учащимися
по русскому языку
№ | Мероприятие | Сроки | Отметка о выполнении |
-
| Анализ итогов краевых тренировочно-диагностических работ. | После написания работы | |
-
| Информирование родителей об итогах успеваемости учащихся. | Постоянно | |
-
| Организация повторения на каждом уроке (в выпускном классе) | Январь – май | |
-
| Ведение диагностических карт (мониторинг выполнения заданий каждым учеником по краевым тренировочно-диагностическим, самостоятельным и другим работам) | Декабрь – май | |
-
| Работа по листам самоконтроля | Постоянно | |
-
| Проведение дополнительных занятий (по отдельному графику) | 3 раза в неделю | |
-
| Использование на уроках заданий, карточек, тестов (разного уровня) | Постоянно | |
-
| Индивидуальные консультации, занятия | Постоянно | |
-
| Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащихся. | Постоянно | |
-
| Ежемесячный отчет по работе со слабоуспевающими перед администрацией школы | До 28 числа каждого месяца | |