I Организационный момент (Слайд 2) - Ребята, встаньте красиво, ровно. Сегодня у нас необычная встреча. У нас много гостей. Повернитесь к ним, пожалуйста, улыбнитесь им, а теперь улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы. Садитесь. Проверим готовность к уроку. Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спинка? – Прямая II Речевая разминка (Слайд 3) Светлячок! А где твой дом? Я ищу тебя кругом. Где ты прячешься? Скажи! Я хочу с тобой дружить! - Посмотрите на экран. Прочитайте про себя и определите жанр литературного произведения. (Стихотворение.) -Как называется стихотворение? («Светлячок») - Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.) - Почему его так назвали? (Он светится в темноте. Он отражает свет.) - А где он живет? (В траве.) - Прочитайте стихотворение «про себя». - Прочитайте стихотворение выразительно. III Самоопределение к деятельности (Слайд 4) Разгадайте ребусы -Назовите всех этих существ одним словом. (Животные.) (Слайд 5) т | ь | я | ы | ь | ш | и | а | р | х | у | н | ф | х | р | о | н | в | е | ы | л | б | с | а | в | м | с | э | о | в | ш | и | х | р | р | - Здесь зашифрована фраза. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слова? - Расшифруйте слова и вы узнаете название раздела, к которому мы сегодня переходим. («О братьях наших меньших») - Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.) - Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас? (Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.) - Что подчеркивается словами «наши братья»? (Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.) - Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода? (Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.) - Сегодня мы поговорим о животных. - Сформулируйте тему нашего урока. «Братья наши меньшие». IV Работа над новым материалом Прогнозирование раздела - Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Это будут произведения о животных и об отношении человека к ним.) - Откройте учебники на странице 125. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе? (читает Лера) - Чему мы научимся? (читает Дима) - Чему мы будем учиться? (читает Аня) Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы» 1) Знакомство с писателем (Слайд 6) -Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице 126. (Н. Сладков.) - Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей. 2) Антиципация чтения Прочитайте ее название. («Они и мы») -Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»? (Автор имеет в виду животных.) Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»? (Автор имеет в виду людей.) - Как вы думаете, о ком этот текст? (О животных и людях, об отношении людей к животным.) 3) Словарная работа (Слайд 7) - Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.) Здесь слова зашифрованы. коилац (околица) яивмзыйу (уязвимый) 2124365 81532467 Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность. Уязвимый — тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный. - Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте. 4) Первичное чтение текста (учителем). Проверка первичного восприятия текста -Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный? (Научно-познавательный.) -Докажите, что это научно-познавательный текст. (В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.) - Подумайте, какие факты сообщает нам автор? (Животные живут в лесах, полях, болотах). А чем отличается художественный текст от научно-познавательного? (В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.) - Как вы думаете, для чего автор создал такой текст? (Чтобы дать знания об окружающем мире.) 5) Вторичное чтение текста (детьми) - Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке» 6) Работа по содержанию текста - Что это за существа в перьях? (Это птицы.) - Что за существа в чешуе? (Это рыбы.) - Что за существа в шерсти? (Это звери.) - Как назвать этих существ одним словом? (Животные.) - Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.) - А почему автор называет животных нашими соседями и земляками? (Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.) - Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые. - Найдите в тексте, как автор называет животных? (Странные существа, обитатели.) - Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков? («Не навреди!») - Как человек может навредить животным? (Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.) - Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей) - Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.) - Можем ли мы как-то помочь животным? (Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.) - Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? (Слайд 8) Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче. V Физкультминутка (Слайд 9) Шли по крыше три кота. Три кота Василия. (Ходьба.) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднимание рук.) Сели кисти на карниз, Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.) И сказали три кота: - Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.) Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится» 1) Знакомство с писателем (Слайд 10) - Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся. Но сначала рассмотрите иллюстрации на странице 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? (Ответы детей) - Прочитайте название стихотворения. («Кто кем становится») - О чем говорит это название? (Ответы детей) Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его. - Что нужно сделать в стихотворении? (Вставить пропущенные слова.) - Выполните задание. Кому трудно запомнить, можно работать карандашом, не нажимая на него. (Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и вставляют пропущенные слова.) 2) Первичное чтение стихотворения. Проверка восприятия стихотворения -Понравилось ли вам стихотворение? - Какое оно? (Веселое, шуточное.) - Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении? (Учитель спрашивает каждого ученика.) - Сейчас почитаем стихотворение выразительно. 3)Выразительное чтение стихотворения (Учащиеся читают стихотворение по «цепочке».) 4. Игра «Кто у кого» - Работа в парах (Слайды 11, 12, 13) - У вас на столах карточки с названиями животных. Запишите рядом названия детенышей животных. У кошки — … . У собаки—… . У зайчихи —… . У утки—… . У овечки—… . У курочки—… . У ежихи—… . У коровы—… . У свиньи—… . У лисы—… . У рыбки—… . У лосихи —… . У волчицы—… . У скворчихи—… . | У кошки — котенок. У собаки — щенок. У зайчихи — зайчонок. У утки — утенок . У овечки — ягненок . У курочки — цыпленок. У ежихи — ежонок. У коровы — теленок. У свиньи — поросенок. У лисы — лисенок. У рыбки — малек. У лосихи — лосенок. У волчицы — волчонок. У скворчихи — птенец. | VI Рефлексия (Слайд 14) - Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. ![]() Оцените свою работу на уроке: Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось. Зеленый: на уроке мне было интересно, но были трудности. Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием. VII Подведение итогов урока - Какой раздел мы начали изучать сегодня? («Братья наши меньшие») - Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему? Чему нас учит этот раздел? (Заботится о животных, жалеть их.) VIII Домашнее задание (Слайд 15) Нарисуй любое взрослое животное с детенышем и составь о них рассказ. |