СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сладков "Сентябрь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Программа: Перспектива. 

Просмотр содержимого документа
«Сладков "Сентябрь"»

Н.Сладков. «Сентябрь»

(программа «Перспектива»)

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н. Сладкова (рассказ «Сентябрь»);

  • Совершенствовать технику и выразительность чтения;

  • Совершенствовать навыки работы с текстом.

Развивающие:

Развитие речи учащихся:

обогащение словарного запаса новыми словами: рябит, алый, пурпур, малахит, пестрый.

Развивать способность к рефлексивной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть её красоту.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, книги Н.Сладкова, учебник: Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение 2 класс. Часть 1.  Москва: Просвещение, 2011.


Этапы урока

Организационный момент (1 минута)

Установка на первичное чтение (1-2 минуты)

Проверка домашнего задания (5 минут)

Рассказ о творчестве Н. Сладкова (2-3 минуты)

Инсценировка (2 минуты)

Первичное восприятие (2-3 минут)

Физкультминутка (2 минуты)

Работа с текстом (15-20 минут)

Итог урока. Рефлексия (5 минут)

Домашнее задание (1-2 минуты)

Ход урока

  1. Организационный момент

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

― Сегодня на уроке чтения мы снова побываем в удивительном мире природы.

Ребята, а как вы думаете, кто помогает нам увидеть тайны природы?

Писатели, поэты, художники, композиторы.

― На этом уроке нас ждет встреча с творчеством замечательного писателя Николая Ивановича Сладкова. Мы познакомимся с его произведением, которое поможет разгадать тайну природы, будем работать в парах, узнаем интересные факты.

На уроке вас ожидают следующие рубрики: (Слайд «Сегодня на уроке»)

«Вспомни»

«Открытие, удивление» (при знакомстве с новым произведением)

  1. Установка на первичное чтение

Рубрика «Вспомним»

― Ребята, сегодня мы продолжим разговор об осени. Но чтобы знакомиться с новым произведением давайте вспомним то, что мы уже знаем.

  1. Проверка домашнего задания

Читают стихотворения об осени, которое понравилось больше всего, наизусть,

― Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Сладкова «Сентябрь». Слайд «Н. И. Сладков. Сентябрь»

Рубрика «Открытие, удивление»

  1. Рассказ о творчестве Н. Сладкова

На слайде портрет писателя (рассказывает заранее подготовленный ученик)

Николай Иванович Сладков – детский писатель. Он очень любил природу. В детстве посещал кружок юных натуралистов, который называли «Клуб Колумбов». Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы. Он сам фотографировал, рисовал животных и птиц, помещал рисунки и фотографии в свои книги. Николай Иванович очень хорошо понимал язык зверей и птиц. В своих рассказах он представлял перед читателем своих героев: лис, ежей, зайцев, медведей, птиц.

  1. Исценирование

― Сейчас вашему вниманию будут представлены диалоги животных, которые написал Сладков.

Учащиеся показывают инсценирование диалога «Лиса и Ёж»

- Что заставило вас улыбнуться?

В книжках Сладкова интересно все: автор рассказывает о непослушных зверятах, о курорте «Сосулька», о том, как звери устроили суд над декабрем, об утенке, который вылупился в дупле. Много увлекательных и интересных рассказах помещено в книгах «Сказки леса», «Лесной календарь», «Бюро лесных услуг», «Азбука леса», «Лесные тайнички», «Бежал ежик по дорожке» и многие другие. Названия рассказов загадочны, а вам, Почемучкам, хочется их быстрее прочитать. Эти книги вы найдете на полках городской и школьной библиотек. (Представление выставки книг).

Словарно-лексическая работа.

Чтение с доски слов: рябит, алый, пурпур, малахит, пестрый.

Знакомство с их значениями.

  1. Первичное восприятие

Знакомство с рассказом Н. Сладкова «Сентябрь».

(Читают заранее подготовленные учащиеся).

― Послушайте рассказ Н. Сладкова «Сентябрь» и назовите тех героев, которые вы запомните.

  1. Физкультминутка

Станем мы деревьями (руки к плечам)

Сильными, большими (руки вверх)

Ноги - это корни

Их расставим шире (ноги на ширине плеч)

Наши руки - это ветви (руками изображаем ветви)

Крону образуют (руки над головой сцепили вместе)

Вместе им совсем не страшно (повороты головой влево - вправо)

Когда ветры сильно дуют (наклоны в стороны)

Пальцы - веточками будут (раздвигаем пальцы рук)

Листья закрывают их (поглаживание кистей рук поочередно)

Как придет за летом осень (поднятие рук поочередно)

  1. Работа по тексту

― Найдите и прочитайте, как автор описывает сентябрь?

― Почему сентябрь называют порой пестрых листьев?

― Какие цвета преобладают в природе в сентябре?

― Найдите в тексте слова, которые помогли увидеть эти цвета.

― Какие образы мы можем выделить в данном тексте?

Записывают

Животные

Растения

Ёж

Деревья

Бабочка-капустница

Грибы

Белка

Папоротник

Синицы

Мох

Журавли

Плоды


― Давайте перечитаем с вами тот отрывок, где автор рассказывает нам про ежика.

― Что узнали о ежике?

Он ночной охотник.

― Верно ежи - ночные животные, они активны в сумерки и ночью. Днем еж обычно спит в своем убежище и встретить его в это время можно лишь в исключительных случаях. На зиму зверьки залегают в спячку в конце октября-ноября, а иногда даже и в сентябре.

― Кто толкнул ежика ногой?

Мы не знаем.

― А что делает ежик при опасности?

При опасности еж сворачивается в колючий клубок, и тогда его иглы служат надежной защитой от зубов врага.

― Что дальше Н. Сладкову встретилось в осеннем лесу?

Грибы увидел.

― Давайте прочитаем где прячутся грибы.

Грибы тоже прячутся: кто под лист папоротника, кто под еловую лапу.

― Какие же грибы мы можем найти под листом папоротника? Считается, что под папоротником и еловыми лапами растут подосиновики. Ребята, запомните когда отправляетесь в лес за грибами помните, если не знаете какой это гриб не берите его! (слайд)

― Кого же следующего встретил автор в осеннем лесу?

Белку.

― Как же называется домик белки?

Гайно.

Гайно – это гнездо белки, свитое из сучьев, внутри пух или мох, с навесом для защиты от дождя. Гайно устраиваются белками, преимущественно на высоких деревьях, и содержатся очень опрятно (на слайде изображение гнезда белки). Давайте посмотрим как белочка начинает строить гнездо.

― А какие плоды и на каких деревьях мы можем встретить прочитайте.

На ёлках и соснах — шишки, на рябине — ягоды, на лещине — орехи, на дубе — жёлуди.

― Лещину по-другому называют орешник.

― А какие звуки услышал автор?

Шуршит листва, звуки птиц.

― Как слышим звуки синицы громко или еле заметно?

― Верно, синицы попискивают в ветвях.

― Какова тема произведения, с которым мы познакомились на уроке?

― Понравилось ли вам произведение Сладкова «Сентябрь»?

― Что нового вы для себя узнали?

Рубрика «Хочу спросить»

Работа в парах

― Придумайте и запишите любой вопрос из текста и задайте его классу.

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Послушайте стихотворение и скажите, к чему оно вас призывает? (читает заранее подготовленный ученик)


Чтоб березкой любоваться

Чистым воздухом дышать,

С детства нужно научиться

Никого не обижать:

Ни былинку придорожную

Ни парящего стрижа,

И ни белку-хлопотунью,

Ни колючего ежа.


– В природе нет ничего лишнего. Все нужно для полной гармонии и нуждается в бережном отношении к себе со стороны человека.

Что нового узнали?

Что понравилось?

Ребята, сегодня вы побывали в удивительном мире природы, в который пригласил нас писатель Н. Сладков. Я верю, что вы еще раз прикоснулись к чувству добра, а значит, стали более чуткими, внимательными и добрыми по отношению к братьям нашим меньшим. Я желаю вам быть наблюдательными, любить и беречь природу, познавать её тайны через чтение книг.

  1. Домашнее задание

Выразительное чтение данного рассказа.

Слайд «Спасибо за урок».