Н.Сладков. «Сентябрь»
(программа «Перспектива»)
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомство с творчеством Н. Сладкова (рассказ «Сентябрь»);
Совершенствовать технику и выразительность чтения;
Совершенствовать навыки работы с текстом.
Развивающие:
Развитие речи учащихся:
обогащение словарного запаса новыми словами: рябит, алый, пурпур, малахит, пестрый.
Развивать способность к рефлексивной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть её красоту.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, книги Н.Сладкова, учебник: Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение 2 класс. Часть 1. Москва: Просвещение, 2011.
Этапы урока
Организационный момент (1 минута)
Установка на первичное чтение (1-2 минуты)
Проверка домашнего задания (5 минут)
Рассказ о творчестве Н. Сладкова (2-3 минуты)
Инсценировка (2 минуты)
Первичное восприятие (2-3 минут)
Физкультминутка (2 минуты)
Работа с текстом (15-20 минут)
Итог урока. Рефлексия (5 минут)
Домашнее задание (1-2 минуты)
Ход урока
Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
― Сегодня на уроке чтения мы снова побываем в удивительном мире природы.
Ребята, а как вы думаете, кто помогает нам увидеть тайны природы?
Писатели, поэты, художники, композиторы.
― На этом уроке нас ждет встреча с творчеством замечательного писателя Николая Ивановича Сладкова. Мы познакомимся с его произведением, которое поможет разгадать тайну природы, будем работать в парах, узнаем интересные факты.
На уроке вас ожидают следующие рубрики: (Слайд «Сегодня на уроке»)
«Вспомни»
«Открытие, удивление» (при знакомстве с новым произведением)
Установка на первичное чтение
Рубрика «Вспомним»
― Ребята, сегодня мы продолжим разговор об осени. Но чтобы знакомиться с новым произведением давайте вспомним то, что мы уже знаем.
Проверка домашнего задания
Читают стихотворения об осени, которое понравилось больше всего, наизусть,
― Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Сладкова «Сентябрь». Слайд «Н. И. Сладков. Сентябрь»
Рубрика «Открытие, удивление»
Рассказ о творчестве Н. Сладкова
На слайде портрет писателя (рассказывает заранее подготовленный ученик)
Николай Иванович Сладков – детский писатель. Он очень любил природу. В детстве посещал кружок юных натуралистов, который называли «Клуб Колумбов». Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы. Он сам фотографировал, рисовал животных и птиц, помещал рисунки и фотографии в свои книги. Николай Иванович очень хорошо понимал язык зверей и птиц. В своих рассказах он представлял перед читателем своих героев: лис, ежей, зайцев, медведей, птиц.
Исценирование
― Сейчас вашему вниманию будут представлены диалоги животных, которые написал Сладков.
Учащиеся показывают инсценирование диалога «Лиса и Ёж»
- Что заставило вас улыбнуться?
В книжках Сладкова интересно все: автор рассказывает о непослушных зверятах, о курорте «Сосулька», о том, как звери устроили суд над декабрем, об утенке, который вылупился в дупле. Много увлекательных и интересных рассказах помещено в книгах «Сказки леса», «Лесной календарь», «Бюро лесных услуг», «Азбука леса», «Лесные тайнички», «Бежал ежик по дорожке» и многие другие. Названия рассказов загадочны, а вам, Почемучкам, хочется их быстрее прочитать. Эти книги вы найдете на полках городской и школьной библиотек. (Представление выставки книг).
Словарно-лексическая работа.
Чтение с доски слов: рябит, алый, пурпур, малахит, пестрый.
Знакомство с их значениями.
Первичное восприятие
Знакомство с рассказом Н. Сладкова «Сентябрь».
(Читают заранее подготовленные учащиеся).
― Послушайте рассказ Н. Сладкова «Сентябрь» и назовите тех героев, которые вы запомните.
Физкультминутка
Станем мы деревьями (руки к плечам)
Сильными, большими (руки вверх)
Ноги - это корни
Их расставим шире (ноги на ширине плеч)
Наши руки - это ветви (руками изображаем ветви)
Крону образуют (руки над головой сцепили вместе)
Вместе им совсем не страшно (повороты головой влево - вправо)
Когда ветры сильно дуют (наклоны в стороны)
Пальцы - веточками будут (раздвигаем пальцы рук)
Листья закрывают их (поглаживание кистей рук поочередно)
Как придет за летом осень (поднятие рук поочередно)
Работа по тексту
― Найдите и прочитайте, как автор описывает сентябрь?
― Почему сентябрь называют порой пестрых листьев?
― Какие цвета преобладают в природе в сентябре?
― Найдите в тексте слова, которые помогли увидеть эти цвета.
― Какие образы мы можем выделить в данном тексте?
Записывают
Животные | Растения |
Ёж | Деревья |
Бабочка-капустница | Грибы |
Белка | Папоротник |
Синицы | Мох |
Журавли | Плоды |
― Давайте перечитаем с вами тот отрывок, где автор рассказывает нам про ежика.
― Что узнали о ежике?
Он ночной охотник.
― Верно ежи - ночные животные, они активны в сумерки и ночью. Днем еж обычно спит в своем убежище и встретить его в это время можно лишь в исключительных случаях. На зиму зверьки залегают в спячку в конце октября-ноября, а иногда даже и в сентябре.
― Кто толкнул ежика ногой?
Мы не знаем.
― А что делает ежик при опасности?
При опасности еж сворачивается в колючий клубок, и тогда его иглы служат надежной защитой от зубов врага.
― Что дальше Н. Сладкову встретилось в осеннем лесу?
Грибы увидел.
― Давайте прочитаем где прячутся грибы.
Грибы тоже прячутся: кто под лист папоротника, кто под еловую лапу.
― Какие же грибы мы можем найти под листом папоротника? Считается, что под папоротником и еловыми лапами растут подосиновики. Ребята, запомните когда отправляетесь в лес за грибами помните, если не знаете какой это гриб не берите его! (слайд)
― Кого же следующего встретил автор в осеннем лесу?
Белку.
― Как же называется домик белки?
Гайно.
Гайно – это гнездо белки, свитое из сучьев, внутри пух или мох, с навесом для защиты от дождя. Гайно устраиваются белками, преимущественно на высоких деревьях, и содержатся очень опрятно (на слайде изображение гнезда белки). Давайте посмотрим как белочка начинает строить гнездо.
― А какие плоды и на каких деревьях мы можем встретить прочитайте.
На ёлках и соснах — шишки, на рябине — ягоды, на лещине — орехи, на дубе — жёлуди.
― Лещину по-другому называют орешник.
― А какие звуки услышал автор?
Шуршит листва, звуки птиц.
― Как слышим звуки синицы громко или еле заметно?
― Верно, синицы попискивают в ветвях.
― Какова тема произведения, с которым мы познакомились на уроке?
― Понравилось ли вам произведение Сладкова «Сентябрь»?
― Что нового вы для себя узнали?
Рубрика «Хочу спросить»
Работа в парах
― Придумайте и запишите любой вопрос из текста и задайте его классу.
Итог урока. Рефлексия.
– Послушайте стихотворение и скажите, к чему оно вас призывает? (читает заранее подготовленный ученик)
Чтоб березкой любоваться
Чистым воздухом дышать,
С детства нужно научиться
Никого не обижать:
Ни былинку придорожную
Ни парящего стрижа,
И ни белку-хлопотунью,
Ни колючего ежа.
– В природе нет ничего лишнего. Все нужно для полной гармонии и нуждается в бережном отношении к себе со стороны человека.
Что нового узнали?
Что понравилось?
Ребята, сегодня вы побывали в удивительном мире природы, в который пригласил нас писатель Н. Сладков. Я верю, что вы еще раз прикоснулись к чувству добра, а значит, стали более чуткими, внимательными и добрыми по отношению к братьям нашим меньшим. Я желаю вам быть наблюдательными, любить и беречь природу, познавать её тайны через чтение книг.
Домашнее задание
Выразительное чтение данного рассказа.
Слайд «Спасибо за урок».