«Организация театрализованной деятельности
в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Семинар «Театрализованная деятельность – как средство социализации дошкольника»
от 22.01.2020г.
Подготовила – ст. воспитатель Ноздрина О.В.
1 слайд
Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности»
И такой деятельностью является театрализованная, которая входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС ДО.
2 слайд
Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить, играя – это театрализованная деятельность.
Заинтересовать детей театром не сложно, так как знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.
3 слайд
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
4 слайд
Необходимость театрализованной деятельности очевидна: новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
5 слайд
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
6 слайд
Одна из целей ФГОС ДО – предоставление детям равенства возможностей для получения ДО.
Поддержка инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Все это отражается в театрализованной деятельности.
7 слайд
Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
8-10 слайд
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по театрализованной деятельности.
Виды театров:
бибабо (набор кукол для обыгрывания);
настольный театр;
фланелеграф;
конусный театр;
пальчиковый театр;
«театр в лицах»- маски героев, шапочки;
теневой театр;
театр плоскостной деревянный;
театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу);
атрибуты для ряженья.
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.
11 – 16 слайд
Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.
17-18 слайд
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
19 - 26 слайд
Игра-драматизация.
Благодаря театрализации сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, происходит развитие эмоционального интеллекта.
У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящие ситуации, запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Согласно А. Лоуэну (Американский психотерапет), чрезмерные запреты в выражении чувств, влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.
Частично, справится с этой задачей, помогает совместная игровая театрализованная деятельность, направленная на развитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта.
27-30 слайд
Для детей младших групп самый простой и доступный театр-это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: театр «дисков», объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков. Забавных настольных актёров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные.
Нетрадиционный вид театра – из фольги – Рябиченкова Л.В. – воспитатель.
31 слайд
Театр теней
Нужно всего несколько минут, чтобы открыть театр теней. Натяните простыню поперек дверного проема или чего-то вроде стоек. Поставьте яркую лампу за предметом, силуэт которого хотите получить. Предмет отбросит тень на простыню. Поставьте торчком два пальца – и вы получите голову кролика.
32-33 слайд
В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Можно использовать мягкую игрушку. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка.
В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде надо дать детям возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.
34 слайд
Планируемые результаты
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения и этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ поплняется различными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Устанавливается тесный контакт с родителями.
35 слайд
В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.
Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия.
Через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.)