Славянские мифы. Мифы о сотворении земли
(лит-ра 5 класс)
Цель урока:
дать представление о славянских мифах, познакомить с мифом о сотворении мира (из книги
П.И. Мельникова-Печерского «В лесах»)
развивать связную речь учащихся путем требования полных и развернутых ответов на вопросы;
воспитывать внимание к тексту путем работы над анализом текста;
Ход урока
Орг. момент
Проверка домашнего задания
- Давайте вспомним, о чем мы с вами беседовали на прошлом уроке.
На предыдущем уроке дали представление о картине мира древнего человека;
- К какому разделу мы обратились на прошлом уроке? (мифология)
-Какое же отношение к нашим с вами рассуждениям о картине мира древнего человека имеет миф? (миф - представления древнего человека об устройстве мира)
После ответов учеников уточняем определение мифов по учебнику.
Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Мы познакомились с мифами Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта. Все эти мифы дошли до нас уже в записи. Дело в том, что письменность в этих государствах возникла очень давно, имеет очень древнюю историю.
На Русь же письменность пришла из Византии лишь в X веке, вместе с появлением новой веры – христианства.
Старая языческая вера искоренялась, а с ней уходили и устные предания – мифы, которые записаны не были. Следы славянской мифологии сохранились в отдельных преданиях, поверьях, обрядах. Например, праздник Масленицы отмечается до сих пор. Этот языческий праздник поклонения Солнцу уживается с христианством.
Может быть, и до христианства письменность у славян существовала, но какой она была, сказать нельзя. Записи славянских мифов неизвестны. Лишь косвенные данные позволяют судить об их содержании, о действующих лицах мифов древних славян.
- Посмотрите на заглавие мифа. Не возникло ли у вас вопроса?
Детей должно удивить наличие автора.
- Действительно, данный миф взят из первого тома книги Мельникова «В лесах».
Учитель показывает книгу Мельникова-Печерского.
- Данная книга рассказывает нам историю о людях, не принявших христианство, сохранивших языческие обряды. Именно из этой книги и взято поверье, миф о сотворении мира. Это одна из славянских версий сотворения мира, с которой мы сейчас познакомимся. Но прежде посмотрите на портрет Мельникова-Печерского, который висит на доске. Скажите, пожалуйста, каким, по вашему мнению, был автор этого мифа?
Отвечают все ученики, затем один обобщает всё сказанное
- Итак, прочитаем этот миф (выразительное чтение мифа)
4. Обсуждение прочитанного (беседа)
- Какое впечатление осталось у вас после прочтения данного мифа?
- Трудно или легко было читать миф? Почему?
- Встретились ли вам в мифе слова, которые были непонятны?
Даем определение словам, которых не знают дети, пользуемся словарем В.И. Даля
вертéп- пещера, подземный или иного устройства скрытый притон; едва подступные овраги. Фронтальный опрос. | вещáть - сказывать, говорить, объявлять, поведать, проповедовать, поучать |
- Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?
- С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок из текста.
- Любы ли Земле речи бога Ярило?
- Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют её? Как изменяется Земля?
- Как появляется человек?
- Как здравствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает своё дитя?
- Отчего же опечалилась Мать Сыра Земля?
- Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?
- Скажите, пожалуйста, о каких представлениях древнего человека рассказывает миф? (смена времен года; появление огня; сотворение мира)
- Какой языческий бог представлен нам в этом мифе?
(Ярило, бог Солнца, любви, весны)
Работа с иллюстрациями.
- Каким вы себе представляете Ярило? Дома вам необходимо было нарисовать бога Солнца. (индивидуальные задания) Давайте посмотрим, какие рисунки у вас получились. Покажите ваш рисунок, расскажите, каким вы представили на нем бога Ярило.
Ученики, подготовившие рисунки, выходят к доске, показывают рисунки и рассказывают, почему именно таким изобразили они Ярило.
- А теперь проверим, насколько оправдались ваши представления, насколько они совпадают с представлением ученых, занимающихся мифологией.
- Обратимся к раздаточному материалу, который лежит на партах (работа с раздаточным материалом) Читаем статью.
5. Подведение итогов.
- В завершении урока подведем итог нашей работы.
- Какой вывод мы можем сделать? (обратимся к рабочей тетради, прочитаем вывод.)
6. Домашнее задание.
Сотворение мира.
В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.
Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.
Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания..
«Книга Коляды», 1 а
Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды.
В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.
Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.
Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.
Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.