Урок 9. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
Цели: обобщить и систематизировать изученный материал по написанию не с различными частями речи; развивать умение различать частицу и приставку не, воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора слитного и раздельного написания частицы не с глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными; способствовать формированию умения различать частицу не и приставку не-, развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные:
Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ изложения
III. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант
Ненавидеть неправду; не здоровый, а больной зуб; неприятное происшествие; несколько незнакомцев; нетрудно понять; обязательства не выполнены; не глядя в глаза; невыглаженная рубашка; не твоё дело; не проще ли выучить; не купленный, а самодельный подарок; не кожаная обувь.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений
Прочитайте теоретические сведения на с. 21, 22 учебника и ответьте на вопрос: почему слитное и раздельное написание не с разными частями речи вызывает трудности?
2. Упр. 28 — заполнение таблицы с последующей проверкой.
3. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 22).
Рассмотрите таблицу на с. 22 учебника. Слова данных частей речи употребляются только с отрицательной частицей не. Как можно озаглавить эту таблицу? (Пример. Всегда раздельно с не.)
V. Закрепление изученного материала
1. Запись под диктовку
1) Лес наполняли неразличимые шорохи и шумы. 2) Говорливый ручеёк не обложен, не расчищен. 3) На краю стола остывал ещё не тронутый стакан чая. 4) Дорога неровная, зато самая короткая. 5) Не малый убыток, а огромный вред причинил град. 6) Умный знает и всё-таки спросит, а невежда и не знает, и не спросит.
(Объяснение орфограмм и знаков препинания.)
2. Работа с алгоритмом
Учитель обращает внимание учеников на таблицы с правилами написания существительных, прилагательных, наречий и причастий с не. (См. Ресурсный материал.) Дает задание рассказать правило, опираясь на алгоритм
Ресурсный материал
не с причастиями и отглагольными прилагательными |
Слитно | Раздельно |
1. Без не не употребляется. 2. Нет условий | 1. С краткой формой. 2. С полной формой, если: • есть противопоставление; • есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени; • слово внутри причастного оборота |
не с прилагательными |
Слитно | Раздельно |
без не не употребляется | есть противопоставление |
замена синонимом | усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь |
не с наречиями на -о, -е |
Слитно | Раздельно |
без не не употребляется | есть противопоставление |
замена синонимом | усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь |
3. Работа по учебнику
1. Упр. 29 - выполнение по вариантам с последующей взаимопроверкой.
2. Упр. 30 - Проанализируйте примеры, опираясь на таблицы.
3. Упр. 31 — устное выполнение, грамматические разборы на доске.
4. Упр. 32 — комментированное письмо.
5. Упр. 34 — самостоятельное выполнение.
4. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамок (с. 23, 24).
— Объясните лексическое значение слов.
— Составьте с ними предложения.
5. Письменная работа
Диктует предложения:
1) Читать (не)размышляя () - все равно что есть и (не)переваривать ().
2) Тиран жаждет (не)справедливости (), а согласия.
3) Ум, (не)имеющий () никакой определенной цели, теряется.
4) Засыпьте пропасть (не)вежества (), и вы уничтожите притон преступлений.
5) (Не)правду () молвили его уста, а гнусную ложь.
6) Великая общая (не)нависть () создает крепкую дружбу.
7) (Не)обходимость () - аргумент тиранов.
8) Самое великое из всех благ - это (не)зависимость ().
9) Жаловаться на (не)рриятную вещь () - это удваивать зло.
10) Свет смотрит, (не)видя (), судит, (не)зная (), осуждает, (не)давая () пощады
VI. Подведение итогов урока
— В каких случаях не с различными частями речи пишется слитно, а в каких — раздельно?
Домашнее задание
1. Повторить § 1—5, подготовиться к контрольному диктанту.
2. Упр. 33 (устно), 35.
Ресурсный материал
не с причастиями и отглагольными прилагательными |
Слитно | Раздельно |
1. Без не не употребляется. 2. Нет условий | 1. С краткой формой. 2. С полной формой, если: • есть противопоставление; • есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени; • слово внутри причастного оборота |
не с прилагательными |
Слитно | Раздельно |
без не не употребляется | есть противопоставление |
замена синонимом | усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь |
не с наречиями на -о, -е |
Слитно | Раздельно |
без не не употребляется | есть противопоставление |
замена синонимом | усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь |
_________________________________________________________________
Ресурсный материал
не с причастиями и отглагольными прилагательными |
Слитно | Раздельно |
1. Без не не употребляется. 2. Нет условий | 1. С краткой формой. 2. С полной формой, если: • есть противопоставление; • есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени; • слово внутри причастного оборота |
не с прилагательными |
Слитно | Раздельно |
без не не употребляется | есть противопоставление |
замена синонимом | усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь |
не с наречиями на -о, -е |
Слитно | Раздельно |
без не не употребляется | есть противопоставление |
замена синонимом | усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь |