СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слоговой анализ и синтез.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слоговой анализ и синтез.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесуэтукская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

заместитель директора по УВР

______________Махова С.Ю.

Протокол от «____» _______ 2017 г. № ____

«Утверждаю»

директор

МБОУ «Нижнесуэтукская СОШ» _____________Форсель О.В.

Приказ от «____» ____________ 2017 г.№ _________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ логопедических занятий

для обучающегося 2 класса

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)






Составитель: учитель-логопед

Казачинова Алёна Владимировна




















с. Нижний Суэтук, 2017 год

Пояснительная записка

Программа индивидуального логопедического сопровождения составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе эффективной системы методов коррекции речевых нарушений у обучающихся, предложенной ведущими логопедами: Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., Струковой М.В., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Лалалевой Р.И., Венедиктовой Л.В., Поваляевой М.А., Прищеповой И.В., Садовниковой И.Н., Ястребовой А.В.

Программа индивидуального логопедического сопровождения направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающемуся 2 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Цель программы: последовательная поэтапная коррекция всех компонентов речевой деятельности

Задачи программы:

- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

-формирование навыков коммуникации;

- формирование речевого дыхания;

- постановка, автоматизация, дифференциация дефектных звуков;

- повышение речевой и эмоциональной активности;

- расширение активного и пассивного словаря;

-формирование слоговой структуры слова;

- развитие связной речи.

Актуальность организации логопедического процесса заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – освоению адаптированной основной образовательной программы.

Методологические и теоретические основы программы

Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Программа опирается на следующие принципы:

Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.

Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.

Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

Принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).

Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.

Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3.Учебного плана образовательного учреждения.

Логопедическая характеристика обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Речь детей с интеллектуальной недостаточностью отличается от речи их сверстников в норме. Они часто не могут установить и объяснить связи между предметами, событиями, персонажами художественных произведений, людьми в окружающей обстановке; плохо рассказывают, невнятно передают свои впечатления и т.д.

Имеется относительно равномерное нарушение всех компонентов речевой функциональной системы, всех операций порождения высказываний, но без дополнительных локальных органических поражений мозга, вызывающих нарушения речи.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Роль и место учебного курса в образовательном процессе

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи у обучающегося требует организации специальной логопедической работы. Диагностика основных умений и навыков проводится 2 раза в год (на начало года и на конец года).

Основные направления работы:

  1. Развитие звуковой стороны речи:

    • развитие артикуляционной моторики, устранение дефектов звукопроизношения;

    • речевого дыхания.

  2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия.

  3. Обогащение активного и пассивного словаря.

  4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.

  5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

Формы работы:

  • Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю, (34 учебные недели). Продолжительность занятия – 20 минут.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала ребенком.

  • Консультирование для педагогов или родителей.

  • Совместная работа родителей и ребенка дома по заданиям учителя-логопеда.

В процессе обучения предполагается использование:

  • различных методов активного обучения;

  • анализ конкретных понятий и ситуаций;

  • тренировка и другие виды заданий;

  • творческая работа.

Методы работы:

  • практические (игры, упражнения);

  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);

  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающегося.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи.

Ценностные ориентиры содержания программы

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:

  • ликвидировать проявления речевой патологии;

  • содействовать усвоению программы по родному языку;

  • сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

  • сформировать когнитивные и общеучебные навыки.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  1. проявлять чувство гордости за свою Родину;

  2. уважительно относиться к семейным ценностям, к окружающему миру;

  3. целостно воспринимать окружающий мир;

  4. проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

  5. уметь анализировать свои действия и управлять ими;

  6. проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

1. использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

2. ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

3. выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

4. стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

5. уметь задавать вопросы.

Предметные результаты:

Артикуляторные:

- демонстрировать хорошую подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;

- выполнять полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Фонетико-фонематические:

- разграничивать понятия «звук», «буква», «слог»;

- выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов;

- дифференцировать согласные по артикуляционному, акустическому и кинетическому сходству.

Грамматические:

- соблюдать правила написания предложения и заглавной буквы в словах.

Речевые:

- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определяет их количество;

- использовать средства создания выразительности: окраски голоса (интонацию), мимику;

- вступать в диалог;

- усвоить правила построения связного высказывания;

- обогатить и развить словарный запас;

- уметь устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные отношения, логическую последовательность событий;

- иметь пространственно-временные представления и пользуется речевыми средствами, отражающими их.

Графические:

- соблюдать правила посадки за столом, положения тетрадки, ручки в руке правильное;

- писать буквы аккуратно, разборчиво и оформляет их соединения;

- уметь писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца.


К концу коррекционных занятий обучающийся научится:

  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

  • называть отличия гласных и согласных звуков;

  • правильно обозначать звуки буквами;

  • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

  • определять место ударения в слове;

  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;

  • пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

  • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;

  • анализировать речь (на уровне текста, предложения);

  • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;

  • грамматически правильно связывать слова в предложении;

  • составлять текст на определенную тему;

  • использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;

  • интонационно оформлять высказывание.

Содержание программы

1. Развитие общей моторики

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на расслабление: «Деревья», «Снеговик», «Тряпичная кукла».

Учить ловить и бросать мяч.

2. Развитие мелкой моторики

Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами.

Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.

Пальчиковые игры.

3. Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционные упражнения для губ и языка (подбираются в соответствии со звуком, над которым ведется работа).

4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха

Упражнения с предварительным расслаблением.

Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха».

Закрыть ноздри, вдох ртом и произнесение гласного звука или слога.

«Ушки», «Маятник», «Насос», «Футбол», «Кипятим воду?», «Паровозик гудит», «Прокати карандаш»

Сдувание снежинок, сдувание бабочки с цветка и др.

Надувание воздушного шарика.

Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.

5. Развитие силы голоса

Проговаривание нескольких гласных звуков с утрированными движениями губ: а-у-и с одновременным поворотом головы.

Произнесение гласного [а] на твёрдой атаке.

Пропевание гласных с различной громкостью и высотой голоса.

6. Развитие фонематического слуховосприятия

Узнавание неречевых звуков. Упражнение. Узнавание звука на фоне ряда звуков. Узнавание звука на фоне ряда слогов. Узнавание звука на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. Упражнения «Поймай звук», «Покажи символ звука», «Разложи картинки».

7. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Упражнения:

- «Найди слово, названное по звукам на картинке»

- «Определи первый, последний звук в слове»

- «Произнеси слово по звукам».

Работа со словами-паронимами.

8. Коррекция звукопроизношения и слоговой структуры слова

Уточнение артикуляции звуков. Постановка и автоматизация свистящих звуков, уточнение артикуляции шипящих звуков. Постановка и автоматизация сонорных звуков [л], [р], [р].

Учить делить  простые слова на слоги, отхлопывать с одновременным проговариванием слова по слогам.

9. Развитие мотивации речевого общения и  понимания обращённой речи

Показ предметов и частей тела. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов. Отгадывание предметов по описанию. Выбор предметов для выполнения названных учителем-логопедом действий. Определение причинно-следственных связей. Учить понимать сравнительные конструкции, находить ошибку в предложении, упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слово по смыслу», «Составь предложение из слов», «Узнай предмет по описанию».

10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи

Лексические темы: «Овощи-фрукты». «Осень». «Мебель». «Части тела». «Посуда». «Насекомые». «Рыбы». «Профессии». «Семья». «Зима». «Зимующие птицы». «Цвет и форма». «Времена года». «Животные леса». «Детеныши животных». «Время суток». «Весна». «Домашние животные». «Растения весной». «Дни недели». «Ориентация в пространстве».

Составление предложений по картинкам и вопросам.

11. Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление)

Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву».

12. Развитие мимики и эмоций

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.





Список литературы

  1. Волкова Г.А. "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт-Петербург изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008

  2. Волкова С., Лалаева Р.И., Липакова В.И., Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Смирнова И.А.. "Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью". Санкт-Петербург "Образование". 1996

  3. Дурова Н.В. "Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки".Москва "Мозайка-Синтез.

  4. Ефименко Л.Н, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

  5. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011.

  6. Журавлева А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.

  7. Забрамная С.Д. "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей". Москва "Просвещение" "Владос", 1995

  8. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.

  9. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  10. Лалаева Р.И. "Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников". Ленинград., 1968

  11. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. Факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. 2003.

  12. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

  13. Соботович Е.Ф. "Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)". Москва "Классик Стиль", 2003

  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.

  15. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.























Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

на первое полугодие

п/п

Тема

Дата

План

Факт


Логопедическое обследование

01.09-15.09


1

Артикуляционные упражнения. Звуки вокруг нас. Постановка звука [с].

18.09


2

Упражнения для развития дыхания, мелкой моторики. Постановка звука [с]. Осень.

19.09


3

Развитие силы и продолжительности силы речевого выдоха. Постановка звука [с].

22.09


4

Развитие силы голоса. Автоматизация звука [с] в прямых слогах.

25.09


5

Овощи-фрукты. Автоматизация звука [с] в прямых и обратных слогах.

26.09


6

Автоматизация звука [с]. Развитие мелкой моторики.

29.09


7

Упражнения на развитие внимания. Автоматизация звука [с] в словах.

02.10


8

Упражнения на развитие мышления. Автоматизация звука [с] в словах.

03.10


9

Развитие общей моторики. Автоматизация звука [с] в словах, словосочетаниях.

06.10


10

Развитие фонематического восприятия. Автоматизация звука [з] в слогах.

09.10


11

Развитие силы голоса. Автоматизация звука [з] в слогах.

10.10


12

Развитие понимания обращенной речи. Автоматизация звука [з] в слогах, словах.

13.10


13

Мебель. Упражнения на развитие памяти. Автоматизация звука [з] в словах.

16.10


14

Упражнения по развитию мимики и эмоций. Автоматизация звука [з] в словах, словосочетаниях.

17.10


15

Развитие мелкой моторики. Постановка звука [ш].

20.10


16

Части тела. Постановка звука [ш].

23.10


17

Развитие фонематического восприятия. Постановка звука [ш].

24.10


18

Развитие силы и продолжительности речевого выдоха. Постановка звука [ш].

27.10


19

Развитие силы голоса. Постановка звука [ш].

06.11


20

Посуда. Упражнения на развитие внимания. Постановка звука [ш].

07.11


21

Упражнения на развитие мышления. Автоматизация звука [ш] в прямых слогах.

10.11


22

Развитие общей моторики. Автоматизация звука [ш] в прямых слогах.

13.11


23

Развитие фонематического восприятия. Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах.

14.11


24

Упражнения по развитию мимики и эмоций. Автоматизация звука [ш] в слогах.

17.11


25

Насекомые. Упражнения для развития мелкой моторики. Автоматизация звука [ш] в словах.

20.11


26

Упражнения на развитие навыков звукового анализа. Автоматизация звука [ш] в словах.

21.11


27

Упражнения на развитие мышления. Автоматизация звука [ш] в словах.

24.11


28

Развитие фонематического восприятия. Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

27.11


29

Упражнения на развитие навыков звукового анализа. Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

28.11


30

Рыбы. Упражнения на развитие внимания. Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

01.12


31

Упражнения на развитие памяти. Автоматизация звука [ш] в предложении.

04.12


32

Развитие мелкой моторики. Постановка звука [ж].

05.12


33

Развитие фонематического восприятия. Автоматизация звука [ж] в прямых слогах.

08.12


34

Автоматизация звука [ж] в прямых и обратных слогах.

11.12


35

Профессии. Упражнения на развитие внимания. Автоматизация звука [ж] в слогах.

12.12


36

Упражнения на развитие навыков звукового анализа. Автоматизация звука [ж] в слогах.

16.12


37

Упражнения по развитию навыков слогового анализа. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах.

18.12


38

Упражнения по развитию мимики и эмоций. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах.

19.12


39

Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука [ж] в словах, предложениях.

22.12


40

Семья. Упражнения на развитие внимания. Автоматизация звука [ж] в словах, предложениях.

25.12


41

Развитие фонематического восприятия. Автоматизация звука [ж] в словах, предложениях.

26.12