СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слообразование. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слообразование. 10 класс»

Конспект урока по русскому языку в 10 классе

«Словообразовательная норма»

Цель урока: систематизировать и закрепить знания об основных способах словообразования; совершенствовать навыки словообразовательного разбора.

Задачи:

- ознакомление со словообразовательной нормой;работа над исправлением и нарушений словообразовательной нормы в тексте; работа по выявлению изобразительно-выразительных языковых средств в текстах;

- развитие критического мышления, внимания, устной речи;

- создание условия для воспитания культуры речи, стремления к речевому самосовершенствованиию.


Не можешь оторвать глаз от лесенки слов,

На которой покоится жизнь с ее прошлым,

С ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра.

В. Песков


Ход урока

1. Оргмомент. Создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке

Здравствуйте! Садитесь на свои местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь, к своему дыханию.

Наш урок мне бы хотелось начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого.Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: «Какую мысль хотел выразить автор в этих строках»?

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник!

Есть другие-как странный, непонятный сон.

(Наверное, когда у вас все получается, когда все понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.)

-А теперь от стихов перейдем к прозе

Оформление записей в тетради.

Тема урока.

Объявление целей урока.

2. Орфоэпическая разминка.

Баловать, балованный, банты, афера, звонит, оптовый, крапива, свекла, щавель, торты, ремень, маляр, столяр, диспансер, купе, жалюзи, облегчит, танцовщик, творог, толкнуть локтем, сгребать граблями, люди разных возрастов, доволен новыми туфлями.

3. Творческий словарный диктант.(Угадать слово по его лексическому значению, отгаданные слова записать в тетрадь)

1. Форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения

(комплимент).

2. Учреждение для хранения старых документов и материалов (архив).

3. Общий вид какой-нибудь местности (пейзаж) франц.

4. Поступить честно и ответственно (добросовестно).

5.Чувство смущения, стыда (неловкость).

6.Отношение пройденного телом пути к соответствующему промежутку времени (скорость).

7.Летнаяя открытая пристройка к дому (терраса).

8.Человеколюбивый, человечный в поступках и отнощениях (гуманный) лат.

9.Вызывающий умиление, способный разжалобить (трогательный).

10.Непривычное мнение, расходящиеся с общепринятыми, традиционными утверждениями (парадокс).

-Найдите слово, в котором происходит оглушение

(Архив, пейзаж, неловкость)

-Найдите слово, в котором все звуки твердые

(парадокс)

-Найдите слово, в котором все звуки звонкие

(гуманный)

4.Фронтальная работа с классом. Теоретическая разминка.

Укажите верные утверждения: (да,нет)

1)Морфема-наименьшая значимая часть слова.+

2)В слове не может быть несколько корней.-

3)Формообразовательные морфемы образуют однокоренные слова.-

4)Окончание может быть нулевым.+

5)В словах с постфиксом основа может быть прерывистой.+

6)Словообразовательную пару составляет непроизводное слово и производящее слово.-

7)Производное слово и его производящее слово могут принадлежать к разным частям речи.+

8)Словообразовательное средство всегда состоит из одной морфемы.-

9)Словообразовательная цепочка- ряд однокоренных слов, в котором каждое предыдущее слово является производящем для последующего.+

10)Не все суффиксы включаются в основу.+

5.Составление кластера. «Словообразовательное дерево».

(На доске прикрепляется лист, на котором нарисован ствол дерева, а на партах учащихся лежат его листочки. Учащиеся называют способ словообразобразования, записывают его на листочке, подходят к доске и прикрепляют лист к стволу.)

6.Работа над темой

(По вариантам, 1 вариант-1-5 предложения, 2 вариант-6-10.)

Прочитайте предложения. В каких словах неправильно употреблены суффиксы и приставки?Определите стилевую принадлежность этих слов и назовите литературную форму.

1.Надо было в этом году картохи больше посадить. 2.Хочу скипятить немного воды в чайнике. 3.Почему у вас проезд не заплачен? 4.Твоя упрямость меня раздражает. 5.Погибание героя меня потрясло. 6.Не буду вам ничего рассказвать. 7.На улице стало холоднеть. 8. Мой друг – саратовец. 9.У вас такой красивый фонарчик. 10.Врачиха она хорошая.

7. Физкульмнутка.(Гимнастика для глаз)

8.Практическая часть. Словообразование

(Работа с тестовыми заданиями 2012-2018 г.)

1. ЦТ-18. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А)одноламповый

Б) газоснабжение

Б) водоустойчивость

Г) вольнослушательница

1)суффиксальный

2) сложение

3) сложение в сочетании с суффиксальным способом



2.ЦТ-17. Укажите, какие из данных слов образованы непосредственно от существительных:

1. Грустноватый 2. Расфасовочный 3. Нагоститься 4. Пересечение 5. Молчунья

3.ЦТ-13. Производящее и производное слова объединены правильно в парах:

1) жёстко - жестковатый 2) выбрать - перевыбрать 3) буксир - буксировка

4) смотреть - осматривать 5) море - приморский

4.ЦТ-12. Приставочно-суффиксальным способом образованы слова:

1) предгорье 2) по-другому 3) усложнить 4) выдумщик 5) породистый

9. Выполнение самостоятельно тестовой работы

10. Подведение итогов урока. Выставление отметок

11.Домашнее задание

Упр. ***

12.Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы.

Шевелить мозгами Душа не на месте

В поте лица Пропустить мимо ушей

Не разгибая спины Лодыря гонять

Ломать голову Не покладая рук

Как воды в рот набрал Засучив рукава



Баловать, балованный, банты, афера, звонит, оптовый, крапива, свекла, щавель, торты, ремень, маляр, столяр, диспансер, купе, жалюзи, облегчит, танцовщик, творог, толкнуть локтем, сгребать граблями, люди разных возрастов, доволен новыми туфлями.

1. ЦТ-18. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А)одноламповый

Б) газоснабжение

Б) водоустойчивость

Г) вольнослушательница

1)суффиксальный

2) сложение

3) сложение в сочетании с суффиксальным способом



2.ЦТ-17. Укажите, какие из данных слов образованы непосредственно от существительных:

1. Грустноватый 2. Расфасовочный 3. Нагоститься 4. Пересечение 5. Молчунья

3.ЦТ-13. Производящее и производное слова объединены правильно в парах:

1) жёстко - жестковатый 2) выбрать - перевыбрать 3) буксир - буксировка

4) смотреть - осматривать 5) море - приморский

4.ЦТ-12. Приставочно-суффиксальным способом образованы слова:

1) предгорье 2) по-другому 3) усложнить 4) выдумщик 5) породистый



Баловать, балованный, банты, афера, звонит, оптовый, крапива, свекла, щавель, торты, ремень, маляр, столяр, диспансер, купе, жалюзи, облегчит, танцовщик, творог, толкнуть локтем, сгребать граблями, люди разных возрастов, доволен новыми туфлями.

1. ЦТ-18. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А)одноламповый

Б) газоснабжение

Б) водоустойчивость

Г) вольнослушательница

1)суффиксальный

2) сложение

3) сложение в сочетании с суффиксальным способом



2.ЦТ-17. Укажите, какие из данных слов образованы непосредственно от существительных:

1. Грустноватый 2. Расфасовочный 3. Нагоститься 4. Пересечение 5. Молчунья

3.ЦТ-13. Производящее и производное слова объединены правильно в парах:

1) жёстко - жестковатый 2) выбрать - перевыбрать 3) буксир - буксировка

4) смотреть - осматривать 5) море - приморский

4.ЦТ-12. Приставочно-суффиксальным способом образованы слова:

1) предгорье 2) по-другому 3) усложнить 4) выдумщик 5) породистый





Тест по темам «Морфемика (состав слова) и словообразование», «Словообразовательные морфемы»

Вариант 1

Задание 1.

Выберите ряды, в которых словообразовательная цепочка составлена правильно.

А)  реформа → реформировать → реформатор → реформаторский

Б)  комплектовать → комплект → комплектовка → комплектовочный

В)  менять → разменять → размен → разменный

Г)  красивый → красавец → красавица → раскрасавица

Д)  кот → кошачий → кошка → по-кошачьи


Задание 2.

Выберите слова, в которых выделенные части являются словообразовательными морфемами.

А)  усталый

Б)  волчий

В)  выливать

Г)  чей-то

Д)  длиннее

Е)  слегка

Ж)  приоткрыть

З)  узнала


Задание 3.

Выберите слова, в которых выделенные части являются словообразовательными морфемами.

А)  сотканный

Б)  десятеро

В)  вручную

Г)  принесён□

Д)  сегодняшний

Е)  колеблющийся

Ж)  выпускник□

З)  установленный


Задание 4.

Выберите слова, в которых выделены только формообразовательные морфемы.

А)  закамуфлированный

Б)  прикомандированный

В)  миловидней

Г)  композиционно

Д)  снести

Е)  описательный

Ж)  отодвинутый

З)  ксерокопированный


Задание 5.

Выберите ряды, во всех словах которых корни выделены правильно.

А)  груб-о-зерн-истый, параллел-о-грамм, вер-о-исповед-ание, ксер-о-граф-ия

Б)  закон-опо-слуш-ный, голов-о-лом-ка, пив-о-вар, врем-япрепро-вожд-ение

В)  газет-но-журналь-ный, радио-пере-да-ча, главн-о-команд-ующий, верт-и-шей-ка

Г)  даль-не-восточ-ный, град-о-строи-тель, голов-о-круж-ительный, велик-о-душ-ие


Задание 6.

Выберите ряды, во всех словах которых корни выделены правильно.

А)  праздн-о-слов-ный, человек-о-люб-ие, дост-опри-меч-ательность, сам-о-вар

Б)  в-сам-дел-ишный, стар-о-жи-л, сцен-о-граф-ия, правд-о-иск-ательство

В)  мал-о-застро-енный, аван-гард-изм, узк-о-ведомств-енный, сорок-а-лети-е

Г)  вс-евоз-раст-а́ющий, веретен-о-образ-ный, тысяч-е-лет-ие, юг-о-восточ-ный


Задание 7.

Выберите ряд, в котором все слова однокоренные с данным словом:
дорога

А)  дороженька, подорожник, дорожный

Б)  дороговизна, подорожание, дорогонько

В)  дорожка, дорожник, по-дорожному

Г)  железнодорожный, ремавтодор, дорого

Д)  бездорожье, дороговатый, дорогостоящий


Задание 8.

Выберите ряды, во всех словах которых приставки выделены правильно.

А)  объ-единение, на-рядиться, с-пеши́ть (торопиться)

Б)  при-мириться, за-жевать, от-блеск

В)  раз-дражающе, про-мерзал, у-потребить

Г)  вз-драгивает, от-ряхать, по-следний

Д)  рас-колоть, про-житый, о-городничать


Задание 9.

Выберите ряды, во всех словах которых приставки выделены правильно.

А)  о-светительный, от-рапортовать, у-знать

Б)  до-хнуть, при-влечение, по-краснеть

В)  по-езд, вы-ходной, о-чарованье

Г)  при-ятна, про-щальная, у-вяданье

Д)  про-бегать, вз-мётываться, на-ступил


Задание 10.

Определите в словах суффикс (если он есть), установите соответствие.

А)   словообразовательный суффикс    Б)   формообразовательный суффикс    В)   и словообразовательный,
и формообразовательный суффикс    Г)   нет суффикса    

Варианты ответов:

1) идущий   2) листья   3) вышеуказанный   4) звездопад   5) канцтовары   6) побережье   7) осветляя   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 


Тест по темам «Морфемика (состав слова) и словообразование», «Словообразовательные морфемы»

Вариант 2

Задание 1.

Пронумеруйте слова в порядке следования их в словообразовательной цепочке.
1 → 2 → 3 → 4

стареть _, старый _, устарелый _, устареть _

радостно _, рад _, радостный _, радость _

давать _, дать _, удаваться _, даваться _

бесконечный _, конечный _, бесконечность _, конец _

обеднение _, беднеть _, бедный _, обеднеть _


Задание 2.

Выберите слова, в которых выделенные части являются словообразовательными морфемами.

А)  застеклить

Б)  бережливость

В)  испёкши

Г)  переосмысление

Д)  неудивительно

Е)  комментировать

Ж)  согласованный

З)  программист


Задание 3.

Выберите слова, в которых выделенные части являются словообразовательными морфемами.

А)  вывезти

Б)  вынести

В)  купила

Г)  жилой

Д)  осенний

Е)  добрее

Ж)  белить

З)  где-нибудь


Задание 4.

Выберите слова, в которых выделены только формообразовательные морфемы.

А)  чайник□

Б)  везти

В)  самовар□

Г)  дочери

Д)  умнейший

Е)  смеющийся

Ж)  запомнить

З)  написав


Задание 5.

Выберите ряды, во всех словах которых корни выделены правильно.

А)  об-рад-оваться, образц-овый

Б)  про-буд-ились, преоб-раж-ается

В)  по-крас-ка, обсидиан-овый

Г)  без-алабер-ный, за-каз-анный


Задание 6.

Выберите ряды, во всех словах которых корни выделены правильно.

А)  за-крепл-ение, вы-пуст-ить

Б)  рас-цвет-ать, рас-сказ-ывать

В)  из-мен-ение, об-раз-ование

Г)  со-ткан-ный, длин-нее


Задание 7.

Выберите ряд, в котором все слова однокоренные с данным словом:
гореть

А)  сгорание, обгореть, гарь

Б)  горелка, горный, нагар

В)  выгарки, загар, погорелец

Г)  сгоревший, гористый, угар

Д)  горка, загореться, гора


Задание 8.

Выберите ряды, во всех словах которых приставки выделены правильно.

А)  пре-в-носил, о-бес-кровил, по-за-растал

Б)  под-на-жать, о-бес-смертить, о-битают

В)  не-тронутый, без-о-говорочно, инъ-екция

Г)  пере-на-сыщать, при-вести, суб-культура

Д)  пред-воз-вестить, раз-гонять, от-чётливо


Задание 9.

Выберите ряды, во всех словах которых приставки выделены правильно.

А)  на-громоздить, при-дорожный, с-вязать

Б)  от-правляться, по-тихоньку, от-вечать

В)  пере-говариваться, с-плотиться, у-корять

Г)  у-крашение, по-знавать, при-на-рядиться

Д)  за-калённый, в-перёд, рас-крашенный


Задание 10.

Определите в словах суффикс (если он есть), установите соответствие.

А)   словообразовательный суффикс    Б)   формообразовательный суффикс    В)   и словообразовательный,
и формообразовательный суффикс    Г)   нет суффикса    

Варианты ответов:

1) бегущий   2) предвидение   3) предвиденный   4) ласточка   5) костёр   6) дирижёр   7) инженер   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 


Решения к заданиям для варианта 2

Задание 1.

Правильный ответ:

2, 1, 4, 3,

4, 1, 3, 2,

2, 1, 4, 3,

3, 2, 4, 1,

4, 2, 1, 3


Задание 2.

Правильный ответ: Б, Г, Д, Е, З


Задание 3.

Правильный ответ: А, Г, Д, Ж, З


Задание 4.

Правильный ответ: Б, Г, Д, З


Задание 5.

Правильный ответ: А, В


Задание 6.

Правильный ответ: А, Б


Задание 7.

Правильный ответ: А, В


Задание 8.

Правильный ответ: А, Г


Задание 9.

Правильный ответ: А, Г, Д


Задание 10.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

2, 6

1

3

4, 5, 7




Решения к заданиям для варианта 1

Задание 1.

Правильный ответ: А, В, Г


Задание 2.

Правильный ответ: Б, Г, Е, Ж


Задание 3.

Правильный ответ: Б, В, Д, Ж


Задание 4.

Правильный ответ: А, В, Д, Ж


Задание 5.

Правильный ответ: Б, В, Г


Задание 6.

Правильный ответ: А, Б, Г


Задание 7.

Правильный ответ: А, В


Задание 8.

Правильный ответ: Б


Задание 9.

Правильный ответ: А, В, Д


Задание 10.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

4, 6

1, 2

3, 7

5




Прочитайте текст и выполните задания


 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)

 

Задания к упражнению 4


 1. Из выделенного предложения выпишите:
 а) слова, не имеющие окончания;
 б) слова с нулевым окончанием;
 в) слова с формально выраженным окончанием.
 Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.



Прочитайте текст и выполните задания


 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)

 

Задания к упражнению 4


 1. Из выделенного предложения выпишите:
 а) слова, не имеющие окончания;
 б) слова с нулевым окончанием;
 в) слова с формально выраженным окончанием.
 Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания



Прочитайте текст и выполните задания


 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)

 

Задания к упражнению 4


 1. Из выделенного предложения выпишите:
 а) слова, не имеющие окончания;
 б) слова с нулевым окончанием;
 в) слова с формально выраженным окончанием.
 Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания