СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова исконно русские и заимствованные

Нажмите, чтобы узнать подробности

что такое слова исконные

Просмотр содержимого документа
«Слова исконно русские и заимствованные»

Тема: Слова исконно русские и заимствованные.

Ход урока

  1. Мотивирование на учебную деятельность

Слайд 1. Представление учителя (ФИО, школа)

- Здравствуйте, ребята.

Слайд 2. Видеофрагмент из мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица». Виды библиотеки. Появляется Юлий.

- Ребята, а вы знаете, кто это?

(Это говорящий конь из мультфильма «Три богатыря»)

- Сегодня он будет нашим помощником, так как он очень умный и начитанный, недаром служит библиотекарем у Князя Киевского.

  1. Актуализация знаний

Слайд 3. Кадр с картиной «Три богатыря».

- Ребята, кто это?

(Это три богатыря, русские богатыри, называют имена: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- Как вы понимаете значение слова «БОГАТЫРЬ»?

(Сильный человек, воин, солдат, витязь, рыцарь и т.п.)

Слайд 4.Появляются одно за другим слова Б_Г_ТЫРЬ, ВОИН, СОЛДАТ, ВИТЯЗЬ, РЫЦАРЬ.

- Ребята, а как связаны между собой эти слова? Как мы можем их назвать?

(Синонимы)

- А что такое «синонимы»?

(Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос)

- Дети, а вы знаете, как правильно пишется слово БОГАТЫРЬ?

(Нет/ Да/ Не знаем. Проговаривают слово)

Слайд 5.На слайде слово Б [О/А] Г [А/О] Т Ы Р Ь

- Определите, сколько в этом слове слогов. Как это сделать?

(Делят слово по слогам. Определяют, что в слове три слога)

- Назовите ударный слог. Докажите, что вы правы.

(Проговаривают интонационно, голосом выделяют ударный звук. Определяют, что ударение падает на третий слог)

- Как правильно написать безударные слоги, сделайте предположение. Попробуйте проверить их написание. Как это можно сделать?

(Подбирают однокоренные слова. Приходят к выводу, что слово нельзя проверить)

- Верно, ребята, написание этого слова нужно запомнить. Что это за слово?

(Словарное)

-А что нам поможет правильно его записать?

(Словарь)

- А в каком словаре можно проверить правильное написание слова?

(В «Орфографическом»)

- Давайте найдем это слово в словаре и запишем его в тетради.

Пока дети пишут, на слайде 5 появляется правильное написание слова БОГАТЫРЬ.

- А теперь я попрошу вас составить предложение с этим словом.

(Придумывают и озвучивают свои предложения)

- Я тоже подготовила для вас предложение со словом БОГАТЫРЬ, но наш неуклюжий Юлий перепутал все слова. Помогите мне восстановить предложение.

Слайд 6. Сл…вна богатырями з…мля ру…кая! Слова написаны не по порядку.

(Расставляют слова в правильном порядке, передвигая их на интерактивной доске)

- Запишите предложение в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. С комментированием – 1 человек с места


Пока дети пишут, на слайде появляются пропущенные буквы.

- Ребята, как вы думаете, это обычное предложение?

(Это пословица)

- Попробуйте объяснить смысл этой пословицы.

(Приводят свои доводы)

- Богатыри, воины, защитники родной земли были и есть во все времена.

  1. Целеполагание, постановка проблемы

- Ребята, вернемся к нашему словарному слову. Где мы можем почерпнуть информацию о том, как появилось слово и что оно обозначает?

(В «Толковом словаре»)

- Найдите это слово и прочитайте статью к нему.

(Читают словарную статью. Выясняют, что слово тюркского происхождения)

Слайд 7. Удивленный Юлий с репликой: «Вот это да! Богатыри русские, а слово – нет!»

- Ребята, разные авторы составляли разные Толковые словари. И я приготовила вам еще одну словарную статью. Богатырь (заимствовано из древне-тюркского языка от БААТЫР, БАЯТУР). Слова БААТЫР, БАЯТУР записываются на доске. - Как вы думаете, много ли в русском языке слов, пришедших из других языков?

(Нет/ Да/ Не знаем.)

- А как и зачем, по вашему мнению, они появились в нашем языке?

(Пришли из других языков, чтобы…)

- Как бы вы назвали такие слова?

(Иностранные, чужие, заграничные)

- Давайте проверим, правы ли вы. Откройте учебник на странице 72 и прочитайте статью.

- Заимствованные слова мы используем в повседневной речи, и даже не подозреваем, что они пришли к нам из других языков!

- Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить сейчас?

(Научиться отличать заимствованные слова от исконно русских)

- Есть несколько признаков, по которым мы сможем научиться отличать иноязычные заимствования.

  1. Физкультминутка.

- Прежде чем мы отправимся на поиски открытий, предлагаю немного размяться. А то что-то Юлий наш устал от размышлений!

Слайд 8.Зарядка с богатырями.

  1. Поиск путей решения проблемы

Слайд 9.

- Давайте разгадаем кроссворд, который полностью составлен из заимствованных слов.

Б

И

Б

Л

И



Т

Е

К

А

Б

А

А

Т



Р


В

У

А

Л


К

А

Р



У

Л





Б О Г А Т Ы Р Ь









  1. Место работы коня Юлия?

  2. Вооруженная охрана дворца князя?

  3. Прадедушка слова «БОГАТЫРЬ»?

  4. Тонкая прозрачная ткань, закрывавшая лицо Шамаханской царицы?

- Попробуйте найти что-то общее в этих словах.

(В этих словах подряд стоят две гласные буквы/ два гласных звука)

- Молодцы! Вот мы и открыли один из секретов: наличие двух гласных подряд в корне слова.

На доске закреплен богатырский щит, разделенный на шесть секторов. Учитель прикрепляет сектор с правилом к щиту.

  1. Решение проблемы.

- Вам сейчас предстоит самостоятельно открыть еще несколько признаков заимствованных слов. Сейчас каждая группа получит свое задание.

Учитель раздает конверты с заданиями. Задание напечатано на конверте. Внутри – карточки со словами.

Задание для первой группы. Разделите слова на две группы, выделите общий признак в группе иноязычных заимствований.Что это за признак?

Слова: альбом, апельсин, арена, аромат, ветка, берег, огород, веретено.

Задание для второй группы. Найдите «лишнее» слово среди иноязычных заимствований и определите признак заимствованных слов.

Слова: фломастер, буфет, фасоль, вафля, борозда.

Задание для третьей группы. Соотнесите слова иноязычного происхождения с их лексическим значением и определите признак заимствованных слов.

Слова:

- Помещение, в котором проходят учебные занятия - КЛАСС.

-Командная игра на льду на коньках в шайбу – ХОККЕЙ.

- Большой продолговатый сосуд для купания – ВАННА.

- Ощущение голода, желание поесть – АППЕТИТ.

(Определяют признаки заимствованных слов, доказывают свое мнение. Получают сектор со своим правилом, закрепляют на щите)

- Какие вы молодцы! Вы – настоящие исследователи тайн русского языка! Вы сумели самостоятельно выявить основные признаки заимствованных слов.

- Попробуем сформулировать правило, опираясь на богатырский щит.

(Озвучивают правило) Учитель раздает каждому уменьшенные богатырские щиты-памятки.

  1. Самостоятельная работа с использованием новых знаний.

1) Слайд 10. На интерактивной доске слева – Князь Киевский, справа – группа иностранцев: Шамаханская царица, Колыван в немецком парике, Баба Яга во французском наряде, монгольский хан. Посередине слова: молоко, веретено, поворот, актер, желе, класс, диета, фокус. Задание: передвинуть исконно русские слова к князю, заимствованные к «иностранцам».

2) Дети получают свитки с текстом. Задание: найти и подчеркнуть заимствованные слова. По завершении дети выполняют взаимопроверку в парах, сверяя с доской.

Слайд 11. Текст с подчеркнутыми словами. «Скакал Добрыня три дня и три ночи, видит: аллея из молодых берез. А в глубине аллеифонтан с живой водой. Набрал Добрыня живой воды целую флягу, закрыл аккуратно, чтобы не разлить и в обратный путь отправился.»

  1. Объяснение домашнего задания.

- Ребята, вы прекрасно поработали на уроке. Настало время для домашнего задания. Я предлагаю вам на выбор задания трех уровней. Первый уровень: выполните упражнение 2 на странице 72. Второй уровень: используя щиты-памятки, выпишите из словаря по три слова на каждый признак. Третий уровень: сочините сказку о новых приключениях трех богатырей, включив в нее не менее пяти заимствованных слов.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- С какими новыми для вас понятиями мы познакомились сегодня на уроке?

(Исконно русскими и заимствованными)

- Чему научились?

(Находить заимствованные слова)

- Наш сегодняшний помощник, говорящий конь Юлий, передал каждому из вас подковки. Я предлагаю вам взять их и подойти к доске.

На доске плакат, на котором нарисован былинный камень на распутье трех дорог. На камне надпись: «Ты направо иди, если знания прочные обрел; ты налево иди, коль сомнения в тебе; ты прямо иди, если ум не насытил».

- Прочитайте, что написано на камне, и прикрепите подкову на выбранную дорогу.

Дети берут подковки – следы и приклеивают на выбранную дорогу.

- Спасибо за прекрасную работу на уроке!


5



Скачать

© 2024, 58 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!