СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова с удвоенными согласными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся со словами, в которых долгий согласный звук обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.

Задачи  предметные:

  • дать первичное представление о написании слов с удвоенными согласными в корне;
  • формировать умения правильно писать и переносить слова

с удвоенными согласными;

развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Просмотр содержимого документа
«Слова с удвоенными согласными»


Конспект урока русского языка во 2 д классе.

Учитель: Дмитриева О.П.

Дата: 7 декабря 2023 г.

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».


Цель: познакомить учащихся со словами, в которых долгий согласный звук обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.

Задачи предметные:

  • дать первичное представление о написании слов с удвоенными согласными в корне;

  • формировать умения правильно писать и переносить слова

с удвоенными согласными;

  • развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Планируемые результаты.

Личностные УУД: формировать устойчивую учебную мотивацию, развивать умения адекватно реагировать на трудности в учёбе.

Метапредметные УУД:

регулятивные – вырабатывать способность ставить учебную задачу, формировать навыки самоконтроля;

познавательные – развивать умения осознанно читать, внимательно слушать задания, извлекать нужную информацию, учить осуществлять для решения учебных задач операции анализа и сравнения, делать выводы;

коммуникативные – развивать умения работать в паре, в группе, участвовать в диалоге, учить выражать свои мысли вслух, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей.

Межпредметные связи с математикой, окружающим миром, литературным чтением, изобразительным искусством.


Оборудование и учебные материалы:

Учебник Канакиной В.П. «Русский язык» для 2класса, тетрадь по русскому языку.

  • Ноутбук, проектор, орфографические словари.

  • Карточки для фронтальной и групповой работы.

  • Репродукции картин художников России (Борис Кустодиев «На террасе», 1906 г., Тамара Пастухова «Шоссе», 1965 г., Евгений Григорьев «Аллея в парке», 2022 г., Зоригто Доржиев «Нарцисс», 2023 г.)



Ход урока

1.Организационный момент.

- Снова прозвенел звонок. Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке русского языка много гостей.

- Поздоровайтесь с ними.

2.Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

  • А сейчас, пожалуйста, откройте ваши рабочие тетради и запишем красиво дату.

  • Какое сегодня число? Какое время года «открывает» месяц декабрь? (Зима.)

(Записывают число и классная работа.)

  • 7 декабря.

  • Классная работа.

- Какую орфограмму увидели в слове классная? (Удвоенная буква согласного.)

- Давайте красиво напишем удвоенные буквы согласного три раза на строчке:

сс лл бб

3.Определение темы, целей урока.

-Сколько дней в неделе? (Семь.)

-Какой сегодня день недели? (Четверг.)

- Какие ещё дни недели вы знаете?

Словарная работа.

- Отгадайте загадку про день недели.

Для кого-то день рабочий,

А для нас он - выходной.

Отдохнуть и мне охота,

Начинается…

(Суббота.)
- Какой это день недели? (Шестой день недели)

- Найдите это слово в своём орфографическом словаре на с.334. (Ю. В. Алабугина. Новый орфографический словарь русского языка для школьников.)

- А какая орфограмма «спряталась» она в названии шестого дня недели? (Удвоенная буква согласного.)

- Почему слово суббота называют словарным? (Его нельзя проверить, а нужно запомнить, проверять по орфографическому словарю.)

- Запишем красиво слово суббота.

- О чём будем говорить на уроке? (О словах с удвоенной буквой согласного звука.)

- Чему будем учиться на уроке? (Обозначать долгий согласный звук, он обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.)

- Откройте учебник на стр.117 и прочитайте тему урока.

- Объясните значение слов «удвоенные буквы согласного». (Две одинаковые буквы рядом.)

- Давайте вместе сформулируем цель урока.

- Чему научимся сегодня? (Правильно писать слова с удвоенными согласными.)

- Что нужно повторить, закрепить на уроке? (Правильно переносить слова с удвоенными согласными.)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Фронтальная работа.

1) Работа по учебнику. Упр.188.

- Прочитайте все слова хором.

- Значения, каких слов вам неизвестны? (Перрон, вожжи.)

– Ребята, многие слова с удвоенными согласными — это слова иностранного происхождения. Узнать о значении слов можно, обратившись к специальным словарям иностранных слов. Или в этом «Учебном словаре русского языка» В.В.Репкина. (показываю словарь и читаю статью)

- Перрон – это (в переводе с французского) платформа для пассажиров поезда на железнодорожном вокзале. Вожжи – часть упряжи, состоящая из двух ремней (или верёвок), прикреплённых к удилам, и служащая для того, чтобы управлять лошадью.

- Можно ли проверить написание слов с удвоенной согласной? (Нет, нужно запомнить.)

- Какое правило переноса слов с удвоенными согласными вы знаете?(При переносе слов одинаковые буквы разделяют: одну букву оставляют на строке, а другую переносят.)

- Какой долгий согласный звук слышим в слове перрон? р

- Какими одинаковыми буквами запишем этот звук? (рр)

- Как разделим слово для переноса? (пер – рон)

- Запишите это слово.

- Запишите ещё два слова (на ваш выбор), разделяя каждое слово горизонтальной чёрточкой для переноса.

2) Игра «Собери пословицу».

- Посмотрите, на доске «рассыпалось» предложение. Помогите мне его «собрать», чтобы получилась пословица.

Хороши дела у дружного коллектива.

- Объясните смысл этой пословицы.

- Запишем это предложение в тетрадях. Вспомните правила оформления предложения на письме. (Начало предложения – с большой буквы. В конце предложения – точка.)

- Как напишите слово коллектив? (С двумя буквами лл.)

- Разделите каждое слово на слоги, выделите ударный слог, подчеркните орфограммы.

5.Физкультминутка

Разминка «Поймай слово».

- Я буду называть слова, если в них встречается двойная согласная, то вы, стоя, хлопаете в ладоши, а если нет удвоенной согласной – приседаете.

Аллея, арбуз, аллигатор, алфавит, дрессировка, мячик, троллейбус, дружба, метро, шоссе.

6. Закрепление знаний.

1) Самостоятельная работа.

- А сейчас новое задание “Соберите слово”. Каждый возьмите зелёную карточку.

Соедините слоги, чтобы получилось слова.

тен

кей



сум

нис



хок

ма









- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. Запишите слова, разделив их для переноса.

- Какое правило переноса слов с удвоенными согласными вы знаете? (При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.)

2) Групповая работа.

- Ребята, каждый ряд – это одна команда. Соберитесь вокруг третьей парты. Рассмотрите репродукцию картины. В названии каждой из этих картин русских художников есть слово с удвоенной буквой согласного. Подумайте, какое это может быть слово.

Борис Кустодиев

«На террасе».

Тамара Пастухова

«Шоссе».

Евгений Григорьев

«Аллея в парке».


- В названии каждой картины какое слово с удвоенными согласными?

- Кто знает, что означают эти слова?

Терраса – летнее открытое помещение в виде пристройки к жилому дому.

Шоссе – дорога с твёрдым покрытием.

Аллея – пешеходная дорожка в парке, обсаженная с обеих сторон деревьями.

- Запишите слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса.

- И в эту красивую коллекцию я хочу добавить картину нашего бурятского художника Зоригто Доржиева «Нарцисс».


Зоригто Доржиев «Нарцисс».


- Какую орфограмму вы увидели в названии этой картины? (Удвоенные сс.)


- У нас получилась великолепная коллекция картин художников России.



- Какие слова с удвоенной буквой согласного вы услышали? (Коллекция, Россия).

- Что означают эти слова?

Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов.

Россия – государство в Восточной Европе и Северной Азии.

Россия - это моя огромная страна. Это наше родное Отечество. Это наша любимая Родина.

3) Работа в парах.

- А вы знаете, что слова с удвоенной буквой согласного есть и в математике.

- Возьмите белую карточку. Разгадайте математический кроссворд.

- Сколько одинаковых букв напишите в середине слова кроссворд? (Кроссворд.)

1




М

М





2



Л

Л






3



С

С






4









М

5



М

М






  1. Единица измерения массы.

  2. Единица измерения длины.

  3. Величина.

  4. Единица измерения массы.

  5. Результат действия сложения.


Ответы:

1

Г

Р

А

М

М





2

М

И

Л

Л

И

М

Е

Т

Р

3

М

А

С

С

А





4

К

И

Л

О

Г

Р

А

М

М

5

С

У

М

М

А







7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились?

- Какое время года сейчас? Назовите признаки зимы в природе. (На улице морозно. Дни стали короче. Много снега.)

- Всем нравится наблюдать, как летят, порхают снежинки в зимнем воздухе.

- В ваших конвертах две снежинки: большая и маленькая. Если вы выполнили всю работу на уроке, вам было интересно, покажите мне большую снежинку. Если было трудно и нужно поработать ещё по теме урока, покажите маленькую снежинку.

- Зима только началась, и я надеюсь, что все зимние игры и забавы у вас ещё впереди. Хочу пожелать вам замечательного Нового года и интересных зимних каникул.

- Ребята, благодарю вас за отличную работу на уроке.



Список использованной литературы:


1. В. П. Канакина. Русский язык. 2 класс. Учебник, - М.: Просвещение, 2021.

2. Т. П. Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку. – М.: ВАКО, 2022.

3. С. И. Ожегов. Орфографический словарь русского языка. - М.: Локид-Пресс, 2007.

4. В. В. Репкин. Учебный словарь русского языка. М.: Инфолайн, 1993.

5. Ю. В. Алабугина. Новый орфографический словарь русского языка для школьников. М.: АСТ, 2017.