Конспект урока русского языка во 2 д классе.
Учитель: Дмитриева О.П.
Дата: 7 декабря 2023 г.
Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».
Цель: познакомить учащихся со словами, в которых долгий согласный звук обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.
Задачи предметные:
дать первичное представление о написании слов с удвоенными согласными в корне;
формировать умения правильно писать и переносить слова
с удвоенными согласными;
развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Планируемые результаты.
Личностные УУД: формировать устойчивую учебную мотивацию, развивать умения адекватно реагировать на трудности в учёбе.
Метапредметные УУД:
регулятивные – вырабатывать способность ставить учебную задачу, формировать навыки самоконтроля;
познавательные – развивать умения осознанно читать, внимательно слушать задания, извлекать нужную информацию, учить осуществлять для решения учебных задач операции анализа и сравнения, делать выводы;
коммуникативные – развивать умения работать в паре, в группе, участвовать в диалоге, учить выражать свои мысли вслух, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей.
Межпредметные связи с математикой, окружающим миром, литературным чтением, изобразительным искусством.
Оборудование и учебные материалы:
Учебник Канакиной В.П. «Русский язык» для 2класса, тетрадь по русскому языку.
Ноутбук, проектор, орфографические словари.
Карточки для фронтальной и групповой работы.
Репродукции картин художников России (Борис Кустодиев «На террасе», 1906 г., Тамара Пастухова «Шоссе», 1965 г., Евгений Григорьев «Аллея в парке», 2022 г., Зоригто Доржиев «Нарцисс», 2023 г.)
Ход урока
1.Организационный момент.
- Снова прозвенел звонок. Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке русского языка много гостей.
- Поздоровайтесь с ними.
2.Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
А сейчас, пожалуйста, откройте ваши рабочие тетради и запишем красиво дату.
Какое сегодня число? Какое время года «открывает» месяц декабрь? (Зима.)
(Записывают число и классная работа.)
7 декабря.
Классная работа.
- Какую орфограмму увидели в слове классная? (Удвоенная буква согласного.)
- Давайте красиво напишем удвоенные буквы согласного три раза на строчке:
сс лл бб
3.Определение темы, целей урока.
-Сколько дней в неделе? (Семь.)
-Какой сегодня день недели? (Четверг.)
- Какие ещё дни недели вы знаете?
Словарная работа.
- Отгадайте загадку про день недели.
Для кого-то день рабочий,
А для нас он - выходной.
Отдохнуть и мне охота,
Начинается…
(Суббота.)
- Какой это день недели? (Шестой день недели)
- Найдите это слово в своём орфографическом словаре на с.334. (Ю. В. Алабугина. Новый орфографический словарь русского языка для школьников.)
- А какая орфограмма «спряталась» она в названии шестого дня недели? (Удвоенная буква согласного.)
- Почему слово суббота называют словарным? (Его нельзя проверить, а нужно запомнить, проверять по орфографическому словарю.)
- Запишем красиво слово суббота.
- О чём будем говорить на уроке? (О словах с удвоенной буквой согласного звука.)
- Чему будем учиться на уроке? (Обозначать долгий согласный звук, он обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.)
- Откройте учебник на стр.117 и прочитайте тему урока.
- Объясните значение слов «удвоенные буквы согласного». (Две одинаковые буквы рядом.)
- Давайте вместе сформулируем цель урока.
- Чему научимся сегодня? (Правильно писать слова с удвоенными согласными.)
- Что нужно повторить, закрепить на уроке? (Правильно переносить слова с удвоенными согласными.)
4. Первичное усвоение новых знаний.
Фронтальная работа.
1) Работа по учебнику. Упр.188.
- Прочитайте все слова хором.
- Значения, каких слов вам неизвестны? (Перрон, вожжи.)
– Ребята, многие слова с удвоенными согласными — это слова иностранного происхождения. Узнать о значении слов можно, обратившись к специальным словарям иностранных слов. Или в этом «Учебном словаре русского языка» В.В.Репкина. (показываю словарь и читаю статью)
- Перрон – это (в переводе с французского) платформа для пассажиров поезда на железнодорожном вокзале. Вожжи – часть упряжи, состоящая из двух ремней (или верёвок), прикреплённых к удилам, и служащая для того, чтобы управлять лошадью.
- Можно ли проверить написание слов с удвоенной согласной? (Нет, нужно запомнить.)
-
Какое правило переноса слов с удвоенными согласными вы знаете?(При переносе слов одинаковые буквы разделяют: одну букву оставляют на строке, а другую переносят.)
- Какой долгий согласный звук слышим в слове перрон? р
- Какими одинаковыми буквами запишем этот звук? (рр)
- Как разделим слово для переноса? (пер – рон)
- Запишите это слово.
- Запишите ещё два слова (на ваш выбор), разделяя каждое слово горизонтальной чёрточкой для переноса.
2) Игра «Собери пословицу».
- Посмотрите, на доске «рассыпалось» предложение. Помогите мне его «собрать», чтобы получилась пословица.
Хороши дела у дружного коллектива.
- Объясните смысл этой пословицы.
- Запишем это предложение в тетрадях. Вспомните правила оформления предложения на письме. (Начало предложения – с большой буквы. В конце предложения – точка.)
- Как напишите слово коллектив? (С двумя буквами лл.)
- Разделите каждое слово на слоги, выделите ударный слог, подчеркните орфограммы.
5.Физкультминутка
Разминка «Поймай слово».
- Я буду называть слова, если в них встречается двойная согласная, то вы, стоя, хлопаете в ладоши, а если нет удвоенной согласной – приседаете.
Аллея, арбуз, аллигатор, алфавит, дрессировка, мячик, троллейбус, дружба, метро, шоссе.
6. Закрепление знаний.
1) Самостоятельная работа.
- А сейчас новое задание “Соберите слово”. Каждый возьмите зелёную карточку.
Соедините слоги, чтобы получилось слова. |
тен | кей |
| |
сум | нис |
| |
хок | ма |
- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. Запишите слова, разделив их для переноса.
- Какое правило переноса слов с удвоенными согласными вы знаете? (При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.)
2) Групповая работа.
- Ребята, каждый ряд – это одна команда. Соберитесь вокруг третьей парты. Рассмотрите репродукцию картины. В названии каждой из этих картин русских художников есть слово с удвоенной буквой согласного. Подумайте, какое это может быть слово.
| | |
Борис Кустодиев «На террасе». | Тамара Пастухова «Шоссе». | Евгений Григорьев «Аллея в парке». |
- В названии каждой картины какое слово с удвоенными согласными?
- Кто знает, что означают эти слова?
Терраса – летнее открытое помещение в виде пристройки к жилому дому.
Шоссе – дорога с твёрдым покрытием.
Аллея – пешеходная дорожка в парке, обсаженная с обеих сторон деревьями.
- Запишите слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса.
- И в эту красивую коллекцию я хочу добавить картину нашего бурятского художника Зоригто Доржиева «Нарцисс».
|
Зоригто Доржиев «Нарцисс». |
- Какую орфограмму вы увидели в названии этой картины? (Удвоенные сс.)
- У нас получилась великолепная коллекция картин художников России.
- Какие слова с удвоенной буквой согласного вы услышали? (Коллекция, Россия).
- Что означают эти слова?
Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов.
Россия – государство в Восточной Европе и Северной Азии.
Россия - это моя огромная страна. Это наше родное Отечество. Это наша любимая Родина.
3) Работа в парах.
- А вы знаете, что слова с удвоенной буквой согласного есть и в математике.
- Возьмите белую карточку. Разгадайте математический кроссворд.
- Сколько одинаковых букв напишите в середине слова кроссворд? (Кроссворд.)
1 | | | | М | М | | | | |
2 | | | Л | Л | | | | | |
3 | | | С | С | | | | | |
4 | | | | | | | | | М |
5 | | | М | М | | | | | |
Единица измерения массы.
Единица измерения длины.
Величина.
Единица измерения массы.
Результат действия сложения.
Ответы:
1 | Г | Р | А | М | М | | | | |
2 | М | И | Л | Л | И | М | Е | Т | Р |
3 | М | А | С | С | А | | | | |
4 | К | И | Л | О | Г | Р | А | М | М |
5 | С | У | М | М | А | | | | |
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились?
- Какое время года сейчас? Назовите признаки зимы в природе. (На улице морозно. Дни стали короче. Много снега.)
- Всем нравится наблюдать, как летят, порхают снежинки в зимнем воздухе.
- В ваших конвертах две снежинки: большая и маленькая. Если вы выполнили всю работу на уроке, вам было интересно, покажите мне большую снежинку. Если было трудно и нужно поработать ещё по теме урока, покажите маленькую снежинку.
- Зима только началась, и я надеюсь, что все зимние игры и забавы у вас ещё впереди. Хочу пожелать вам замечательного Нового года и интересных зимних каникул.
- Ребята, благодарю вас за отличную работу на уроке.
Список использованной литературы:
1. В. П. Канакина. Русский язык. 2 класс. Учебник, - М.: Просвещение, 2021.
2. Т. П. Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку. – М.: ВАКО, 2022.
3. С. И. Ожегов. Орфографический словарь русского языка. - М.: Локид-Пресс, 2007.
4. В. В. Репкин. Учебный словарь русского языка. М.: Инфолайн, 1993.
5. Ю. В. Алабугина. Новый орфографический словарь русского языка для школьников. М.: АСТ, 2017.