СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слова-сорняки.Жаргонизмы в речи школьников" Исследовательская работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИП ПРОЕКТА: исследовательский ПРОБЛЕМА: « Не кажется ли вам, что наш язык серьёзно болен, что ему нужно поставить диагноз: безграмотность, безвкусица, небрежность, заштампованность?" ИДЕЯ ПРОЕКТА: - Обратить внимание современных школьников на культуру речи. Проект рассчитан для учащихся 6 класса. Данный проект нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки анализа. Развивает потребность совершенствовать и обогащать речь. Способствует развитию творческих навыков обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«!!!Паспорт проекта.6 класс»

Паспорт проекта


«Слова- сорняки. Употребление жаргонизмов в речи школьников.»

РУКОВОДИТЕЛЬ - Грицынина О.Е., учитель русского языка и литературы

ВЫПОЛНИЛИ: Головачева Юлия, Бакирова Анастасия

ВОЗРАСТ участников проекта – 12 лет

ТИП ПРОЕКТА: исследовательский

ПРОБЛЕМА:

« Не кажется ли вам, что наш язык серьёзно болен, что ему нужно поставить диагноз: безграмотность, безвкусица, небрежность, заштампованность?»

Проблемные вопросы:

-Как соотносится возраст и частота употребления жаргонизмов?

-На какие виды делятся жаргонизмы?

-Какова цель использования жаргонизмов в речи?

-Почему мы используем жаргонизмы в речи, и что нужно делать, чтобы их избежать?

-Нужно ли исправлять собеседника, если он использовал жаргонизм?

-Почему проблема засорения русского языка с каждым днём всё острее?

-Почему так часто мы употребляем ненормативную лексику, жаргонизмы в своей речи?

ПРОТИВОРЕЧИЯ:

- В потоке жаргонных слов и оборотов встречаются особенно яркие, выразительные и привлекательные для молодежи слова.

-Чрезмерное и необдуманное употребление жаргонизмов представляет опасность для современного русского языка.

ИДЕЯ ПРОЕКТА:

- Обратить внимание современных школьников на культуру речи.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- Изучение причин употребления в речи школьников большого количества жаргонизмов ;

-Изучение роли взрослых в формировании культуры речи как совокупности навыков и знаний ученика, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения не только со сверстниками.

ЗАДАЧИ :

- Определить понятие «жаргон» и «арго».

-Определить, выделить и описать функции и разновидности жаргона.

-Провести анкетирование, чтобы исследовать их речь с целью выявления наиболее употребительных жаргонных слов, частотности их использования, причины их употребления.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

Проект рассчитан для учащихся 6 класса.

Данный проект нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки анализа. Развивает потребность совершенствовать и обогащать речь. Способствует развитию творческих навыков обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- Использовать лексические нормы русского литературного языка в устной и письменной речи;

-Повысить уровень речевой культуры;

-Научить бережно относиться к родному языку

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Лингвистическое исследование:

-Анкетирование

-Выборочный опрос

-Анализ ответов

ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ:

Лексика и культура речи

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Книги, словари, энциклопедия, анкеты обучающихся , электронные данные( Интернет).

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

-отбор необходимой информации;

-подготовка и редактирование текстов;

-выбор форм подачи материала;

-умение самостоятельно проводить диагностику

ЭТАПЫ И СРОКИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I. Информационно-аналитический этап (январь,2015г.)

-Изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме.

-Определение возможных направлений исследовательской деятельности.

-Утверждение направлений и индивидуальных планов участников

  1. Практический этап (февраль 2015г.)

-Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.

-Анкетирование обучающихся и обработка данных исследования

III. Реализация проекта (март 2015г.)

Защита проектных работ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-Исследовательская работа;

-Творческая презентация;

-Словарь жаргонизмов




























МБОУ «СОШ №2 р.п. Самойловка Самойловского района

Саратовской области»













Выполнили:

Обучающаяся 6 класса

Головачева Юлия,

Бакирова Анастасия

Руководитель:

Учитель русского языка

и литературы

Грицынина О.Е.








2015г.

Мир станет мертвым,

став глухонемым,

И глупым,

если поглупеет слово!

Николай Грибачев,

русский поэт XX века

Жаргонная лексика издавна «просачивалась» в устно-разговорную речь, затем, ближе к нашим дням, - в язык средств массовой информации, а потом широким потоком хлынула в публицистику, в публичные выступления политиков, депутатов и даже писателей. Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.

Тема нашего проекта – «Слова- сорняки. Употребление жаргонизмов в речи школьников». Выбор темы обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы истоки такой разновидности языка как молодежный жаргон, собрать, записать и попробовать определить значение малоизученной лексики молодежного сленга. Интерес к данной лексике объясняется тем, что в потоке жаргонных слов и оборотов встречаются особенно яркие, выразительные и привлекательные для молодежи слова.

В молодежной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Молодежь привлекает в жаргонизмах необычность звучания, эмоционально-экспрессивная окраска. Он резкий, громкий, дерзкий. Это результат своеобразного желания переделать мир на иной манер, а также знак «я свой».

Возникновение жаргонизмов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу, отгородиться от них, используя средства языка. В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон — «тайный» язык, цель которого — скрыть смысл произносимого от «чужака».

Проникновение жаргонизмов на радио и телевидение, в рекламу и кинематограф, в повседневную речь, расширение социальной и возрастной базы жаргонов, прежде считавшихся корпоративными, стало предметом изучения социологов, психологов, педагогов и лингвистов. Общую характеристику данного слоя русской речи дают ученые в лингвистических словарях, в учебниках.

В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение:

«Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в ХIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)».

Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому в собственно - терминологическом смысле его часто заменяют терминами сленг, арго. «Арго (франц. argot) – особый язык некоторой, ограниченной профессиональной или социальной группы, состоящей из произвольно избираемых видоизменяемых элементов одного или нескольких естественных языков. Чаще употребляется в узком смысле, обозначая способ общения деклассированных элементов, распространенных в среде преступного мира».

Ученые выделяют несколько разновидностей жаргона. Один из них – профессиональный жаргон. Использование профессионализмов зависит от условий общения (ситуации, цели, темы, адресата и т.д.). Однако, каждый профессиональный жаргон имеет строго определенную, ограниченную среду, в которой он используется и за пределами которой непонятен.

Выделение круга носителей того или иного профессионального жаргона не представляет трудности: это люди, владеющие данной профессией или специальностью и занимающиеся ею в течение более или менее длительного времени. Так, можно говорить о жаргонах медиков, железнодорожников, металлургов и др., в современных условиях профессиональные жаргоны развиваются и в таких высокоинтеллектуальных областях деятельности, как физика, химия, биология, космонавтика, обладающих к тому же высоким социальным престижем.

Итак, профессиональные жаргоны – одно из активно используемых коммуникативных средств современного общества.

Однако, если обратиться к такому языковому образованию, как «воровское арго», то надо отметить значительные преобразования, происшедшие в этом арго в 30-50-е годы XX века. Прежде всего, это расширение и обновление его словаря, и, во-вторых, приобщение к нему политических заключенных, которыми были переполнены сталинские лагеря и тюрьмы. По сути дела, воровское арго, которое раньше имело довольно узкий и при этом совершенно определенный круг носителей, превратилось в тюремно-лагерный жаргон.

В современных условиях тюремно - лагерный жаргон находит себе новую среду обитания: им активно пользуются такие социальные группы, как мафиози, дельцы подпольного бизнеса, спекулянты, наркоманы и т.д. Кроме того, через просторечие, через молодежный жаргон элементы тюремно-лагерного языка проникают в устную интеллигентскую речь, речь школьников, молодёжи. Например, слова типа капать, стучать в значении «доносить», качать права- «настаивать на чем-либо» и т.д.

Интересно, как выглядел бы рассказ о гибели А.С.Пушкина на «обандиченном» и жаргонизирующем современном русском языке. Предположительно так:

« Дантес гнул пальцы, кидал понты. Пушкин назначил Дантесу стрелку для разборов, чтобы узнать, какие за ним косяки. Там-то Дантес и завалил Пушкина из волыны, потому как был конкретным отморозком.»

Самое невероятное во всей этой истории – то, каким языком она написана. Так у нас принято по нынешним временам: секретарша идет к шефу на «разборки», учителя «катят» на учеников, подростки ходят на «стрелки». Ситуация несколько странная – мы используем в нашей обыденной речи слова, истинное значение которых нам не известно. Элементы бандитского жаргона настолько успешно «внедрились» в нашу речь, что даже начали приобретать новое, доселе неведомое значение.

Следующая разновидность жаргона – молодежный.

Носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 (возрастная граница представителей неформального объединения хиппи), т.е. учащиеся, рабочая молодежь, молодая интеллигенция, солдаты и матросы срочной службы, а также неформальные группировки (панки, готы, хиппи и другие).

Конечно, в речи самых юных носителей количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников.

Жаргоны молодежи различаются и по своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодежных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодежи).

Подобно людям, владеющим профессиональными жаргонами, носители молодежного жаргона «двуязычны»: в своей среде они пользуются жаргонными средствами, в общении же с «посторонними», в официальных и нейтральных ситуациях переходят на литературный язык. Хотя в последнее время мы уже даже не замечаем, что выражаемся далеко не литературным языком даже во время уроков. Однако, в отличие от профессиональных жаргонов, молодежный жаргон предназначен в основном для обозначения не каких-либо специальных понятий и явлений, имеющих место в вузе или школе, а таких понятий и явлений, которым соответствуют устойчивые и регулярные обозначения в литературном языке.

Одной из характерных черт молодежного жаргона является постоянное обновление лексических средств, быстрая их сменяемость. При этом в разные периоды процесс обновления идет разными путями. Например, в 20-е годы молодежный жаргон вобрал в себя многие элементы воровского арго, в 70-е заимствовал слова из арго музыкантов; обновление же современного молодежного жаргона шло в значительной степени путем заимствования английской лексики.

В конце XX - начале XXI века появилось много новых жаргонов, например, хипхоперов ( от хип-хоп – модное направление в музыке), компьютерщиков и музыкантов, играющих на улице. Получил развитие жаргон фанатов.

В последние два десятилетия в общемолодежный жаргон переходят арготизмы, связанные с понятиями воровской чести, например, «модное» слово разборка. Из молодежного жаргона оно «перекочевало» уже в публицистический стиль со значением «выяснение отношений между политическими группировками» (в арго первоначально – «групповое обсуждение поведения профессионального преступника», позднее – «выяснение отношений между враждующими преступными группировками»).

Что же касается арготизмов учащейся молодежи – это в основном «наследство» общеуголовного и тюремного арго. Часть из них изменили свои значения и в лексике учащейся молодежи стали обозначать реалии, связанные со сдачей экзаменов и оценками: завалить, завалиться «не сдать экзамен, зачет», заваливать «умышленно ставить неудовлетворительную оценку» (в арго завалиться – «быть обнаруженным; попасться с поличным») (вероятно, здесь произошло наложение арготического слова на молодежное провалить (экзамены), провалиться), засыпаться «не сдать экзамен, зачет» (также «попасться на использовании шпаргалок»; есть и общемолодежное значение этого слова – «попасться при совершении плохого поступка»). Слово «слизать» («списать») перешло из арго мошенников (в арго 20-х годов – «совершить аферу»). Иногда учебное заведение называется так же, как и места лишения свободы: зона «школа», бессрочка «специализированное училище для детей до 14 лет» (в арго – «воспитательно-трудовая колония»).

Ученые-лингвисты, признавая экспрессивность жаргонизмов, беспокоятся о том, что язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество.

Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась нами экспериментальным путем. Учащимся 6-х, 7-х,8-х, 10-х и 11-х классов была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:

- определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы;

- определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

- определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;

- выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

(Приложение 1. Анкета)

В анкетировании принимало участие 76 человек: 21 человек из 6-го класса, 16 человек их 7-го, 11человек из 8-го, 17 человек из 10-го и 11 из 11-го.

Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников жаргонизмы:

  1. Существительные: чувак, братан, сеструха, предки, хавчик, жратва, жрачка, мусора, мент, врачиха, комп, мобила, бабки, бабло, дебил,

дискач, копец, халява, крышка, предъява, урод, глюк.

  1. Глаголы: хавать, отвали, отвянь, гонишь, забьем, задолбал, прикинь, офигел, зашибись, приколись, заткнись

  2. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, параллельно, короче, нормас,чирики, фигово, классно.

  3. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, ты чё такой крутой, всё пучком, по полной котушке.



Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

  1. Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, дебил, красавчик, овца, козел, лох, лохушка, тормоз, шестерка, дебил, баран, чмо, придурок, урод, псих, овца, шмара, малявка, красава, вафля, звезда.

  2. Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер.

  3. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, компик, ноут, стиралка, железо.

  4. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать.

  5. Наименование людей по профессии: мент, мусора, училка, учителька, док, препод, мусориллы, класуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка, русишка, математичка, экологичка.

  6. Деньги: бабки, капуста, зелень, шани, бабосики, бабло, сотка, косарь.

  7. Состояние, оценка: клево, офигенно, прикольно, отстойно, параллельно, короче, нормас, чирики, фигово, классно, супер, капец,

  8. Название школьных предметов: матика, русиш,литра, инглиш.

  9. Школьные оценки: двояк, пятак, двойбас, цвайка, тройбан, пара, дубль, трюхан.

  10. Животные: кошак, псина, шавка, кошара, козлик, котяра,

Собранный материал заставляет задуматься над происхождением жаргонизмов. Наши наблюдения позволили сделать следующие выводы:

- среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клевый – хороший; крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.;

- переходят в жаргон технические термины, приобретая новые переносные значения, например, мобила - мобильный телефон; глюк – ошибка, незавершенность в компьютерной программе;

- в молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, лох, базар, туфта, хавка,мусор, жратва,чмо, шестёрка и другие.

Как показывают наши наблюдения, в жаргоне современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать; жратва, жрачка, жрать; угорать, угар, пригорать, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист; офигеть, офигенно, офигенный; обалденно, обалденный, обалдеть и другие.

Отметим, что наиболее часто употребляются слова: чувак, дебил, родаки, сеструха, братан, хавчик, жратва, жрачка, училка, мент, врачиха, комп, телек, ноут, мобила, бабки, бабло, бабосики, литра, матика, русич, инглиш, двояк, пятак, тройбас, офигенно,лошара,нормас…




Нетрудно заметить, что большое распространение в ученической среде получили жаргонизмы – негативные оценки, наименования людей по родству, по профессии, качествам характера. В целом можно отметить, что использование большинства приведенных слов делает речь грубой, может обидеть или даже оскорбить собеседника.

На вопрос о том, для чего употребляются жаргонизмы, школьниками были получены следующие ответы:

- 43 учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей;

-12- какая-то другая причина.

-11 - считают, что это модно, современно;

- 6 - нуждаются в них для связки слов;

-4 - отвечали, что жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток слов в речи. Причем, предпочтение жаргонизмам отдают учащиеся 6-7-ых классов;

(Приложение 2. Таблица)

На вопрос : «знаете ли вы значение жаргонизмов, которые употребляете или слышите?»- только 4 человека ответили, что не знают, 9- не всегда, а остальные 63- «да». То есть это говорит о том, что даже если обучающийся и старается не употреблять их в речи, но значение знают почти все.

На вопрос о том, смогли бы они обойтись без жаргона, были получены ответы:

– 38 учащихся- ответили положительно, 26 – даже не задумывались об этом, 11 – не смогли бы . Большинство обучающихся учащихся (31) стараются не употреблять жаргонных слов в своей речи, но 17 – не стараются их избегать, а 28 и думали об этом. Но нельзя не обратить внимание на 45 опрошенных, не задумывающихся о качестве своей речи, вызывает беспокойство тот факт, что среди них значительное количество учащихся старших классов. Такое бездумное отношение к языку, как и небрежное обращение с ним, конечно же, безнравственно.

На вопрос: « Нужны ли жаргонизмы в речи?» - 18 учащихся ответили, что нужны, 38 не задумывались об этом, и 20 считают, что не нужны. Эти данные свидетельствуют о том, что пока обучающиеся мало осознают тот факт, что жаргонизмы засоряют нашу речь. И хочется надеяться, что, взрослея, многие из нас забудут эти слова и не будут их употреблять в своей речи.

Результаты исследования:

  1. Жаргонизмы используются в речи учащихся разных возрастных групп. Как и любой жаргон, школьный служит для номинации, коммуникации, оценки. Его лексический состав неоднороден, от обшеупотребительного отличается специфической лексикой и фразеологией.

  2. Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, установлено, что молодежный жаргон пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствований, арготизмов; выявлены ключевые слова, отличающиеся частотой употребления и богатством слообразовательных связей.

  3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого. Многие школьники относятся к жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи. Чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов, и стараясь лишь иногда ( в общении с друзьями) обращаться к этой разновидности речи.

Заключение

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся из-за частого, неуместного их употребления. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки и информации. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение, и неумение подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, бедность индивидуального словаря. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. К. Г. Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Нам необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Итогом написанного могут послужить слова Льва Николаевича Толстого: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как».

Знание языка позволяет воздействовать на сознание людей, использовать слово как оружие. Народная мудрость гласит:
«Слово может спасти человека, может и убить»;
«Слово не стрела, но пуще стрелы разит».
Поэтому очень важно, кто этим оружием владеет, очень важно, чтобы оно было вложено в руки высоконравственных людей, не позволяющих обращать слово во вред другим.

Выводы:

  • Засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями.

  • Современная молодежь считает жаргонизацию речи неотъемлемой частью своего общения среди сверстников.

  • При изучении уровня жаргонизации речи можно выявить , что первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является игрой слов, которая придает речи легкий юмористический оттенок.

  • Однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно (это не приведет к желаемому результату).

  • Но невозможно не видеть опасные тенденции засорения литературного языка.

  • Необходимо научиться разграничивать различную лексику, правильно выбирать языковые средства.

  • Соблюдать культуру речи, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.




































Приложение 1 

Анкета

1.      Напишите известные вам жаргонные слова и их значения.

2.      Для чего вы их употребляете?

а) Считаете, что модно, современно.

б) Нужны в речи для связи слов.

в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

г) Делают речь понятнее для друзей.

д) Что-то другое.

3. Знаете ли вы, значения жаргонных слов, которые употребляете?

а) да.

б) нет.

в) не всегда.

4. Могли бы вы обойтись без них?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

5. Стараетесь ли вы обойтись без них?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

6. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об это



Приложение 2

Таблица 1

Для чего вы употребляете жаргонные слова?

 

 

6 кл.

(21уч.)

7 кл.

(16уч.)

8 кл.

(11уч.)

10 кл.

(17 уч.)

11кл

(11 уч.)

Всего.

(76 уч.)

Модно, современно.

 

6

4

-

1

-

11

Нужны для связи слов.

 

-

2

2

1

1

6

Помогают преодолеть недостаток слов

-

-

2

2

-

4

Делают речь понятнее для друзей.

11

7

5

10

10

43

Что-то другое.

 

4

3

2

3

-

12

 


Просмотр содержимого презентации
«6 клас ПРОЕКТ Жаргонизмы!!!!!»

Выполнили:  Обучающиеся 6 класса Головачёва Юлия, Бакирова Анастасия

Выполнили:

Обучающиеся 6 класса

Головачёва Юлия,

Бакирова Анастасия

Мир станет  мертвым,  став глухонемым, И глупым,  если  поглупеет слово!  Николай Грибачев, русский поэт XX века

Мир станет мертвым,

став глухонемым,

И глупым,

если поглупеет слово!

Николай Грибачев,

русский поэт XX века

Цели исследования:

Цели исследования:

  • Изучение причин употребления в речи школьников большого количества жаргонизмов ;
  • изучение роли взрослых в формировании культуры речи как совокупности навыков и знаний ученика, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения не только со сверстниками.
Задачи :

Задачи :

  • Определить понятие «жаргон».
  • Определить, выделить и описать функции и разновидности жаргона.
  • Провести анкетирование, чтобы исследовать их речь с целью выявления наиболее употребительных жаргонных слов, частотности их использования, причины их употребления.
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение:  «Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в ХIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)».
  • В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в ХIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)».
Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому в собственно - терминологическом смысле его часто заменяют терминами сленг, арго. «Арго (франц. argot) – особый язык некоторой, ограниченной профессиональной или социальной группы, состоящей из произвольно избираемых видоизменяемых элементов одного или нескольких естественных языков. Чаще употребляется в узком смысле, обозначая способ общения деклассированных элементов, распространенных в среде преступного мира».

Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому в собственно - терминологическом смысле его часто заменяют терминами сленг, арго. «Арго (франц. argot) – особый язык некоторой, ограниченной профессиональной или социальной группы, состоящей из произвольно избираемых видоизменяемых элементов одного или нескольких естественных языков. Чаще употребляется в узком смысле, обозначая способ общения деклассированных элементов, распространенных в среде преступного мира».

Профессиональный жаргон Ученые выделяют несколько разновидностей жаргона. Один из них – профессиональный жаргон. И спользование профессионализмов зависит от условий общения (ситуации, цели, темы, адресата и т.д.). Однако, каждый профессиональный жаргон имеет строго определен - ную, ограниченную, среду, в которой он используется и за пределами которой непонятен.  Выделение круга носителей того или иного профессиональ - ного жаргона не представляет трудности: это люди, владе - ющие данной профессией или специальностью и занимаю - щиеся ею в течение более или менее длительного времени. Так, можно говорить о жаргонах медиков, железнодорож - ников, металлургов и др., в современных условиях профес - сиональные жаргоны развиваются и в таких высокоин - теллектуальных областях деятельности, как физика, химия, биология, космонавтика, обладающих к тому же высоким социальным престижем.

Профессиональный жаргон

  • Ученые выделяют несколько разновидностей жаргона. Один из них – профессиональный жаргон.
  • И спользование профессионализмов зависит от условий общения (ситуации, цели, темы, адресата и т.д.). Однако, каждый профессиональный жаргон имеет строго определен - ную, ограниченную, среду, в которой он используется и за пределами которой непонятен.

Выделение круга носителей того или иного профессиональ - ного жаргона не представляет трудности: это люди, владе - ющие данной профессией или специальностью и занимаю - щиеся ею в течение более или менее длительного времени. Так, можно говорить о жаргонах медиков, железнодорож - ников, металлургов и др., в современных условиях профес - сиональные жаргоны развиваются и в таких высокоин - теллектуальных областях деятельности, как физика, химия, биология, космонавтика, обладающих к тому же высоким социальным престижем.

Однако, если обратиться к такому языковому образованию, как «воровское арго», то надо отметить значительные преобразования, происшедшие в этом арго в 30-50-е годы XX века. Прежде всего, это расширение и обновление его словаря, и, во-вторых, приобщение к нему политических заключенных, которыми были переполнены сталинские лагеря и тюрьмы. По сути дела, воровское арго, которое раньше имело довольно узкий и при этом совершенно определенный круг носителей, превратилось в тюремно-лагерный жаргон.

Однако, если обратиться к такому языковому образованию, как «воровское арго», то надо отметить значительные преобразования, происшедшие в этом арго в 30-50-е годы XX века. Прежде всего, это расширение и обновление его словаря, и, во-вторых, приобщение к нему политических заключенных, которыми были переполнены сталинские лагеря и тюрьмы. По сути дела, воровское арго, которое раньше имело довольно узкий и при этом совершенно определенный круг носителей, превратилось в тюремно-лагерный жаргон.

Молодёжный жаргон

Молодёжный жаргон

  • Следующая разновидность жаргона – молодежный.
  • Н осителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 (возрастная граница представителей неформального объединения хиппи), т.е. учащиеся, рабочая молодежь, молодая интеллигенция, солдаты и матросы срочной службы, а также неформальные группировки (панки, хиппи и другие), конечно, мы учитываем, что в речи самых юный носителей количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников.
Жаргоны молодежи различаются и по своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодежных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодежи).
  • Жаргоны молодежи различаются и по своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодежных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодежи).
Подобно людям, владеющим  профессиональными жаргонами, носители молодежного жаргона «двуязычны»: в своей среде они пользуются жаргонными средствами, в общении же с «посторонними», в официальных и нейтральных ситуациях переходят на литературный язык. Однако, в отличие от профессиональных жаргонов, молодежный жаргон предназначен в основном для обозначения не каких-либо специальных понятий и явлений, имеющих место в вузе или школе, а таких понятий и явлений, которым соответствуют устойчивые и регулярные обозначения в литературном языке.

Подобно людям, владеющим профессиональными жаргонами, носители молодежного жаргона «двуязычны»: в своей среде они пользуются жаргонными средствами, в общении же с «посторонними», в официальных и нейтральных ситуациях переходят на литературный язык. Однако, в отличие от профессиональных жаргонов, молодежный жаргон предназначен в основном для обозначения не каких-либо специальных понятий и явлений, имеющих место в вузе или школе, а таких понятий и явлений, которым соответствуют устойчивые и регулярные обозначения в литературном языке.

Одной из характерных черт молодежного жаргона является постоянное обновление лексических средств, быстрая их сменяемость. При этом в разные периоды процесс обновления идет разными путями. Например, в 20-е годы молодежный жаргон вобрал в себя многие элементы воровского арго, в 70-е заимствовал слова из арго музыкантов; обновление же современного молодежного жаргона 80-ых шло в значительной степени путем заимствования английской лексики.   В конце XX - начале XXI века появилось много новых жаргонов, например, хипхоперов ( от хип-хоп – модное направление в музыке), компьютерщиков и музыкантов, играющих на улице. Получил развитие жаргон фанатов.
  • Одной из характерных черт молодежного жаргона является постоянное обновление лексических средств, быстрая их сменяемость. При этом в разные периоды процесс обновления идет разными путями. Например, в 20-е годы молодежный жаргон вобрал в себя многие элементы воровского арго, в 70-е заимствовал слова из арго музыкантов; обновление же современного молодежного жаргона 80-ых шло в значительной степени путем заимствования английской лексики.

  • В конце XX - начале XXI века появилось много новых жаргонов, например, хипхоперов ( от хип-хоп – модное направление в музыке), компьютерщиков и музыкантов, играющих на улице. Получил развитие жаргон фанатов.

В последние два десятилетия в общемолодежный жаргон переходят арготизмы, связанные с понятиями воровской чести, например, «модное» слово разборка. Из молодежного жаргона оно «перекочевало» уже в публицистический стиль со значением «выяснение отношений между политическими группировками» (в арго первоначально – «групповое обсуждение поведения профессионального преступника», позднее – «выяснение отношений между враждующими преступными группировками»).

Что же касается арготизмов учащейся молодежи – это в основном «наследство» общеуголовного и тюремного арго. Часть из них изменили свои значения и в лексике учащейся молодежи стали обозначать реалии, связанные со сдачей экзаменов и оценками: завалить, завалиться «не сдать экзамен, зачет», заваливать «умышленно ставить неудовлетворительную оценку» (в арго завалиться – «быть обнаруженным; попасться с поличным») (вероятно, здесь произошло наложение арготического слова на молодежное провалить (экзамены), провалиться), засыпаться «не сдать экзамен, зачет» (также «попасться на использовании шпаргалок»; есть и общемолодежное значение этого слова – «попасться при совершении плохого поступка»). Слово слизать «списать» перешло из арго мошенников (в арго 20-х годов – «совершить аферу»).

Иногда учебное заведение называется так же, как и места лишения свободы: зона - «школа», бессрочка - «специализированное училище для детей до 14 лет» (в арго – «воспитательно-трудовая колония»).
  • Иногда учебное заведение называется так же, как и места лишения свободы: зона - «школа», бессрочка - «специализированное училище для детей до 14 лет» (в арго – «воспитательно-трудовая колония»).

Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась экспериментальным путем. Учащимся  6-х, 7-х,8-х, 10-х и 11-х классов была предложена анкета, целью проведения которой было следующее: - определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся; - определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; - определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;  выявить наличие и
  • Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась экспериментальным путем. Учащимся 6-х, 7-х,8-х, 10-х и 11-х классов была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:
  • - определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся;
  • - определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
  • - определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;
  • выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Результаты исследования:

Результаты исследования:

  • Из 76 обучающихся:
  • 6 класс-21
  • 7 класс- 16
  • 8 класс 11
  • 10 класс- 17
  • 11 класс- 11
Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

  • Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, дебил, красавчик, овца, козел, лох, лохушка, тормоз, шестерка, дебил, баран, чмо, придурок, урод, псих, овца, шмара, малявка, красава, вафля, звезда.
По отношениям дружбы и родства

По отношениям дружбы и родства

Бытовая техника Транспорт

Бытовая техника

Транспорт

Слова, обозначающие людей по их профессии Учеба   Клёво, офигенно прикольно отстойно

Слова, обозначающие людей по их профессии

Учеба

Клёво,

офигенно

прикольно

отстойно

В жаргоне современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать;  жратва, жрачка, жрать;  угорать, угар, пригорать, угарный;  прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист;  офигеть, офигенно, офигенный;  обалденно, обалденный, обалдеть  и другие.

В жаргоне современного ученика много однокоренных новообразований:

  • хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать;
  • жратва, жрачка, жрать;
  • угорать, угар, пригорать, угарный;
  • прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист;
  • офигеть, офигенно, офигенный;
  • обалденно, обалденный, обалдеть

и другие.

наиболее часто употребляются слова:  чувак, дебил, родаки, сеструха, братан, хавчик, жратва, жрачка, училка, мент, врачиха, комп, телек, ноут, мобила, бабки, бабло, бабосики, литра, матика, русич, инглиш, двояк, пятак, тройбас, офигенно, лошара ,нормас…

наиболее часто употребляются слова:

чувак, дебил, родаки, сеструха, братан, хавчик, жратва, жрачка, училка, мент, врачиха, комп, телек, ноут, мобила, бабки, бабло, бабосики, литра, матика, русич, инглиш, двояк, пятак, тройбас, офигенно, лошара ,нормас…

Для чего употребляете жаргонизмы ? -жаргонизмы делают речь понятнее для друзей- 43 учащихся; - это модно, современно- 11; - нужны для связки слов-6;

Для чего употребляете жаргонизмы ?

-жаргонизмы делают речь понятнее для друзей- 43 учащихся;

- это модно, современно- 11;

- нужны для связки слов-6;

  • помогают преодолеть недостаток слов в речи- 4;
  • - другая причина-12.
Для чего употребляете жаргонизмы ? 6 (21) 1. Модно, современно 6 7 (16) 2. Для связи слов 8 (11) - 3. Преодолеть недостаток речи 4 2 4. Понятнее друзьям - - 10 (17) 2 11 11 (11) - 5. Иное 1 1 7 4 Всего (76) 2 - 5 1 3 2 11 10 - 6 2 1- 4 3 43 - 12

Для чего употребляете жаргонизмы ?

6

(21)

1. Модно, современно

6

7

(16)

2. Для связи слов

8

(11)

-

3. Преодолеть недостаток речи

4

2

4. Понятнее друзьям

-

-

10

(17)

2

11

11

(11)

-

5. Иное

1

1

7

4

Всего

(76)

2

-

5

1

3

2

11

10

-

6

2

1-

4

3

43

-

12

Знаете ли вы значение жаргонизмов, которые употребляете или слышите?

Знаете ли вы значение жаргонизмов, которые употребляете или слышите?

  • ДА- 63
  • НЕТ- 4 НЕ ВСЕГДА- 9
Могли бы вы обойтись без них?   ДА- 38 НЕТ- 11 НЕ ДУМАЛ ОБ ЭТОМ- 26

Могли бы вы обойтись без них?

ДА- 38

НЕТ- 11

НЕ ДУМАЛ ОБ ЭТОМ- 26

Стараетесь ли вы обойтись без них?   ДА- 31 НЕТ- 17 НЕ ДУМАЛ ОБ ЭТОМ- 28

Стараетесь ли вы обойтись без них?

ДА- 31

НЕТ- 17

НЕ ДУМАЛ ОБ ЭТОМ- 28

Нужны ли жаргонизмы в речи?

Нужны ли жаргонизмы в речи?

  • ДА- 18
  • НЕТ- 20
  • НЕ ДУМАЛ ОБ ЭТОМ- 38
Результаты исследования:   1. Жаргонизмы используются в речи учащихся разных возрастных групп. Как и любой жаргон, школьный служит для номинации, коммуникации, оценки. Его лексический состав неоднороден, от обшеупотребительного отличается специфической лексикой и фразеологией.

Результаты исследования:

1. Жаргонизмы используются в речи учащихся разных возрастных групп. Как и любой жаргон, школьный служит для номинации, коммуникации, оценки. Его лексический состав неоднороден, от обшеупотребительного отличается специфической лексикой и фразеологией.

Результаты исследования: 2. Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, установлено, что молодежный жаргон пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствований, арготизмов; выявлены ключевые слова, отличающиеся частотой употребления и богатством слообразовательных связей.

Результаты исследования:

2. Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, установлено, что молодежный жаргон пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствований, арготизмов; выявлены ключевые слова, отличающиеся частотой употребления и богатством слообразовательных связей.

Результаты исследования: 3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого. Многие школьники относятся к жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи.

Результаты исследования:

3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого. Многие школьники относятся к жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи.

Выводы:

Выводы:

  • Засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями.
  • Современная молодежь считает жаргонизацию речи неотъемлемой частью своего общения среди сверстников.
  • При изучении уровня жаргонизации речи можно выявить , что первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является игрой слов, которая придает речи легкий юмористический оттенок.
Однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно (это не приведет к желаемому результату). Но невозможно не видеть опасные тенденции засорения литературного языка. Необходимо научиться разграничивать различную лексику, правильно выбирать языковые средства. Соблюдать культуру речи, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.
  • Однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно (это не приведет к желаемому результату).
  • Но невозможно не видеть опасные тенденции засорения литературного языка.
  • Необходимо научиться разграничивать различную лексику, правильно выбирать языковые средства.
  • Соблюдать культуру речи, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.