Словарь литературных терминов
АВТОБИОГРАФИЯ - описание автором собственной жизни.
АННОТАЦИЯ – краткая информация о содержании книги, статьи и пр.
АФОРИЗМ – чёткое, краткое изречение, выражающее оригинальную мысль и впоследствии неоднократно воспроизводимое другими людьми: «Знание — сила» (Фрэнсис Бэкон)
ГИПЕРБОЛА – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления:
«И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак)
ЖАНР – устойчивая разновидность художественного произведения (рассказ, басня…)
ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле: «Ну ты храбрец!..»
МЕТАФОРА. Метафорой называется употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолета (крыло птицы); поезд идет (человек идет).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Олицетворением называется разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима.
ПРЕДИСЛОВИЕ – небольшая статья, которая предваряет произведение. В нём могут быть даны сведения о писателе и его книге, история написания и краткая характеристика произведения.
РИФМА – созвучие концов стихотворных строк:
Снег валится на поля;
Вся белёшенька земля. (парная)
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
СРАВНЕНИЕ. Сравнением называется уподобление одного предмета другому на основании общего признака: человек свистел соловьем; озеро как зеркало; туча, похожая на слона.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ. Фразеологическим оборотом называют устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу; собаку съесть; бить баклуши; сесть в галошу.
ЭПИТЕТ. Эпитетом называется разновидность метафоры, представляющая собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета: веселый ветер; кудрявая береза; золотая осень.
УСТОЙЧИВЫЙ ЭПИТЕТ. Устойчивым называется эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец; красна девица; зелена трава; красно солнышко.
ЮМОР – добродушный смех
Особенности лексического значения слова
АНТОНИМЫ — это слова, противоположные по значению. Например, слова: веселый—грустный; свет — тьма; говорить—молчать.
АРХАИЗМЫ – устаревшие слова для современного языка, вместо которых употребляются новые: ланиты – щёки, очи – глаза, глас – голос.
ИСТОРИЗМЫ – устаревшие слова, у которых нет слов-заменителей в русском языке, потому что эти понятия и явления ушли из современной жизни: бояре, кольчуга, алтын, камзол, вече…
НЕОЛОГИЗМЫ – слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (статус неологизмов слова сохраняют до тех пор, пока не станут общеупотребительными): маркетолог, айфон, гуглить.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА - это слова, которые имеют несколько связанных между собой значений. Например, слово земля имеет значения: планета, суша, почва.
ОМОНИМЫ — это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Например, слово ключ имеет значения: ключ от двери; вода, бьющая из-под земли; подсказка.
СИНОНИМЫ — это слова, близкие или одинаковые по своему значению. Например, слова: горячий—жаркий (близкие по значению); градусник—термометр.
Структура текстов
ЭПИГРАФ – яркое изречение, помещенное автором перед всем произведением с целью помочь читателю лучше понять содержание текста.
ПРОЛОГ– вступление к литературному произведению, знакомящее читателя с событиями, которые предшествовали событиям в произведении.
ЗАВЯЗКА – событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие события в нем.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – момент развития, разворачивания событий.
КУЛЬМИНАЦИЯ – момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения (самый яркий момент).
РАЗВЯЗКА – исход событий в литературном произведении, решение конфликта, противоречий сюжета – чаще всего это происходит в заключительной сцене.
ЭПИЛОГ – заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий или даются дополнительные разъяснения идеи автора.
кульминация
развязка
завязка
развитие действия
Жанры литературы
РАССКАЗ — небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
Признаки рассказа:
повествовательность;
небольшой объем;
небольшое число героев;
описание одного эпизода.
СТИХОТВОРЕНИЕ — это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму.
Признаки стихотворения:
Жанры фольклора
БАСНЯ — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.
Признаки басни:
БЫЛИНА — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.
Признаки былины:
сказание о богатырях и исторических событиях;
сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
неторопливое повествование.
ДРАЗНИЛКА — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель: подразнить («Андрей-воробей, не клюй песок, не тупи носок!»;
«Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!»).
Признаки дразнилки:
ЗАГАДКА — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчеркивая их важные признаки:
«Скатерть бела весь свет одела».
Признаки загадки:
известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты
названы важные признаки скрытого предмета или явления («белый», «скатерть», т.е. «закрывающий большое пространство», «весь свет»).
ПОГОВОРКА — это краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь»; «чужими руками жар загребать»; «после дождичка в четверг»; «свалился как снег на голову».
Признаки поговорки:
ПОСЛОВИЦА — это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (т.е. пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Признаки пословицы:
ПРИБАУТКА — это забавное сочетание слов, повествующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.
— Я медведя поймал.
— Так веди сюда!
— Не идет.
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
Признаки прибаутки:
очень короткий эпизод;
форма диалога;
забавное сочетание слов.
СЧИТАЛКА — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить!
Признаки считалки:
ЖИТИЯ (святых) – описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых, например, «Житие Сергия Радонежского».
ЛЕТОПИСЬ – рукописные русские исторические повествования, в которых рассказывается о событиях жизни по годам; обычно летописи начинались словами «В лето…».
СКАЗКА — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
Признаки сказки:
Памятка
«Чем народная сказка отличается от литературной»
Народная
Литературная
1.Автор – народ.
1.Автор – конкретное лицо.
2.Существует в устной форме.
2.Создается в письменной форме.
3.Каждая сказка существует в нескольких вариантах.
3.Внесение изменений не допускается
4.Время создания определить невозможно.
4.Время создания сказки известно.
5.Народная сказка ограничивается определенным видом:
-волшебная,
-бытовая,
-о животных.
5.Не ограничивается определенным видом. Включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже
фантастику.
Виды сказок
а) Сказки о животных. (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи);
б) Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников);
в) Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак и т.п.)
ПАМЯТКИ
План анализа сказки
1.Как называется сказка? Кто ее сочинил? (Авторская или народная).
2.Какая она: волшебная, бытовая, о животных?
3. Как ты думаешь, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
4.Кто в сказке действует? Какие это герои? (положительные, отрицательные герои; основные черты их характера; вспомни самые значительные поступки)
5.Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Почему?
7.Какими пословицами ты мог бы передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена её главная мысль?
8.Знаешь ли ты другие сказки, в чём – то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
План анализа басни
1.Как называется басня? Кто ее автор?
2.Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами? Найди рифмы.
3.Кто действует в басне? Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
4. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, запоминающимися?
5. Что показалось в басне тебе смешным, а что поучительным?
6. Чему басня научила (мораль)?
7. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь (крылатые выражения)?
План анализа стихотворения
1. Назовите стихотворение и его автора.
2. О чем рассказывает поэт? Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
3. Что, по-твоему, послужило толчком для написания этого стихотворения?
4. Какие строки показались наиболее образными, ожили в твоём воображении?
5. Какие рифмы показались необычными, удивительными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения, эпитеты, олицетворения.
7. Какие слова употребляются в переносном значении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить эти строки?
9. Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому стихотворению?
План анализа рассказа
1.Как называется рассказ? Кто его автор?
2.После прочтения рассказа определите, когда происходит действие, которое в нем описывается?
3.Назовите действующих лиц. Что ты о них узнал?
4.Что случилось с героями? Как они себя вели? Кто из действующих лиц понравился и почему?
5. Восстанови сюжет: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
6. О чем вы думали, читая рассказ? Какую главную мысль хотел донести до нас автор?
7. К какому эпизоду ты бы хотел нарисовать иллюстрацию?
Литературный герой – действующее лицо в художественном произведении. Литературный герой наделен биографией, определенными портретными чертами и представлен в системе отношений с другими действующими лицами художественного произведения и окружающим миром.
План рассказа о литературном герое
1.Как зовут героя прочитанного произведения
Начни рассказ о герое со слов: «мне очень понравился», «больше всего запомнился», «мне показался необычным образ», «я восхищаюсь», «я был удивлён, узнав»…
2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.
3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.
4.Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.
5.Вспомни и назови героев других произведений, которые в чём – то схожи с этим персонажем.
6.Хотелось (не хотелось) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?
7. Подумай, какая из пословиц, поговорок, крылатых фраз лучше всего передаёт характер этого героя?
8. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя?
(Где бы он находился, что бы он делал?)
Как составить отзыв о прочитанной книге
1. Кто автор данного произведения?
(Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?)
2. Как называется прочитанное тобой произведение?
3. О чём в нём говорится?
4. Кратко перескажи произведение.
5. Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?
Как составить синквейн
Синквейн – «стихотворение состоящее из пяти строк», написанное в соответствии с определёнными правилами.
Форма синквейна напоминает ёлочку:
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
1 слово – это заголовок (кто? что?)
2 слова – это прилагательные
3 слова – это глаголы
4 слова – это фраза, в которой выражается личное отношение к предмету разговора
5 слово – вывод (существительное)
Тема синквейна: природа, семья, настроение, любой герой, тема урока,…
Примеры: Осень.
Весёлая, разноцветная.
Украшает, восхищает, танцует.
Чудесное и яркое время года.
Красавица!
Она
Красивая, нежная,
Ласкает, любит, заботится!
Мой самый родной человек –
Мама!
Для записи терминов
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________