СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь терминов по дисциплине "Педагогика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарь  терминов по дисциплине "Педагогика" 

Просмотр содержимого документа
«Словарь терминов по дисциплине "Педагогика"»



Словарь терминов по дисциплине «Педагогика»



  1. Педагогика как наука о воспитании

Педагогика

cовокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности


Предмет педагогики 

образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)

Дидактика 

теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предмет дидактики – обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования

Образование

единый процесс физического и духовного становления личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Образование как социальное явление

относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентация на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование как система

определенная, взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной направленности

Образование как процесс

предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Взаимодействие двух главных персонажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и учащихся (школьников, студентов, аспирантов).

Обучение

 совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание

Педагогическая система

множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе

Педагогический процесс 

целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на достижение образовательных целей и задач.

Педагогическая деятельность

особый вид социальной профессиональной деятельности, направленным на реализацию целей образования: передачу от старшего поколения младшему накопленных человечеством знаний и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе

Воспитание

специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса; обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Развитие личности 

процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, ин­теллектуальной и духовной сферах человека, обусловленное влиянием внешних и внутренних, управля­емых и неуправляемых факторов.



II. Индивидуальные образовательные траектории развития личности ребенка



Личность

осознание себя, внешнего мира и места в нем. Совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Индивидуальная образовательная траектория

персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение,

Последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Индивидуальная

образовательная

программа


индивидуализации образования, связывающий для обучающегося воедино

Намерения, образ результата обучения и средства его достижения,

фиксирующие разные стратегии движения к цели.


Личностный потенциал

совокупность оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Дифференциация в обучении и в образовании 

организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объёмов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребёнком; ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Дифференциация бывает внешней, внутренней, элективной

Индивидуальный образовательный маршрут

целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации

Знание

понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. 



III.Образование как общественное явление и педагогический процесс



Содержание образования

система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Качество образования

определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. 

Самообразование

приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. 


Мотивация


процессы, методы и средства побуждения

учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.



IV. Развитие, социализация и воспитание личности

Социализация

процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.

Развитие 

изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему

Естественно-культурные задачи 

направлены на достижение личностью определенного уровня физического и умственного развития на каждом возрастном этапе.  В данном аспекте каждая страна имеет свои нормативные различия, обусловленные регионально-культурными условиями

Социально-культурные задачи 

познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи, характерные для каждого возрастного этапа в конкретном историческом обществе. 

Социально-психологические задачи 

обусловлены становлением самосознания личности, ее самоопределением и самоутверждением, отличающимися на каждом возрастном этапе своим содержанием и способом достижения



  1. Методы осуществления педагогического процесса



Методы обучения

способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методология

совокупность познавательных средств, методов, приёмов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей деятельности

Педагогический процесс 

специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся,  направленное на решение развивающих и образовательных задач, а также с целью передачи старшими поколениями младшим социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Наблюдение 

целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.

Анализ 

метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Беседа

один из методов исследования, который предполагает получение информации о предмете изучения на основе вербальной коммуникации в вопросно-ответной форме как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей

Дедуктивные методы

логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу

Деятельность

специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Дидактические игры 

специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры

Дидактические задачи 

задачи управления учебно-познавательной деятельностью

Диспут

метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.

Игра 

одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит в самом процессе. Игра способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Индуктивные методы

 логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу

Инновация

 целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы

Исследование научное 

процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания. Исследование бывает эмпирическим, теоретическим и методологическим

Классификация

упорядоченное разделение определённого множества объектов на классифицированные группировки на основе использования установленной системы признаков деления совокупности определённых правил

Конструктирование 

создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса

Репродуктивные методы 

методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя

Методы педагогического исследования 

способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Методы воспитания 

общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение

Методы исследования 

приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности

Методы контроля и самоконтроля в воспитании 

пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. Основные методы: педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

Синтез

метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей