Педагогика | cовокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности |
Предмет педагогики | образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях) |
Дидактика | теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предмет дидактики – обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования |
Образование | единый процесс физического и духовного становления личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны |
Образование как социальное явление | относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентация на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития. |
Образование как система | определенная, взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной направленности |
Образование как процесс | предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Взаимодействие двух главных персонажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и учащихся (школьников, студентов, аспирантов). |
Обучение | совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание |
Педагогическая система | множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе |
Педагогический процесс | целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на достижение образовательных целей и задач. |
Педагогическая деятельность | особый вид социальной профессиональной деятельности, направленным на реализацию целей образования: передачу от старшего поколения младшему накопленных человечеством знаний и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе |
Воспитание | специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса; обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. |
Развитие личности | процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленное влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. |
Личность | осознание себя, внешнего мира и места в нем. Совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. |
Индивидуальная образовательная траектория | персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, Последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. |
Индивидуальная образовательная программа | индивидуализации образования, связывающий для обучающегося воедино Намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к цели. |
Личностный потенциал | совокупность оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. |
Дифференциация в обучении и в образовании | организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объёмов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребёнком; ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Дифференциация бывает внешней, внутренней, элективной |
Индивидуальный образовательный маршрут | целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации |
Знание | понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. |
Содержание образования | система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. |
Качество образования | определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. |
Самообразование | приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. |
Мотивация | процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. |
Социализация | процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. |
Развитие | изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему |
Естественно-культурные задачи | направлены на достижение личностью определенного уровня физического и умственного развития на каждом возрастном этапе. В данном аспекте каждая страна имеет свои нормативные различия, обусловленные регионально-культурными условиями |
Социально-культурные задачи | познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи, характерные для каждого возрастного этапа в конкретном историческом обществе. |
Социально-психологические задачи | обусловлены становлением самосознания личности, ее самоопределением и самоутверждением, отличающимися на каждом возрастном этапе своим содержанием и способом достижения |
Методы обучения | способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. |
Методология | совокупность познавательных средств, методов, приёмов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей деятельности |
Педагогический процесс | специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач, а также с целью передачи старшими поколениями младшим социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. |
Наблюдение | целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. |
Анализ | метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. |
Беседа | один из методов исследования, который предполагает получение информации о предмете изучения на основе вербальной коммуникации в вопросно-ответной форме как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей |
Дедуктивные методы | логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу |
Деятельность | специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. |
Дидактические игры | специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры |
Дидактические задачи | задачи управления учебно-познавательной деятельностью |
Диспут | метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений. |
Игра | одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит в самом процессе. Игра способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. |
Индуктивные методы | логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу |
Инновация | целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы |
Исследование научное | процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания. Исследование бывает эмпирическим, теоретическим и методологическим |
Классификация | упорядоченное разделение определённого множества объектов на классифицированные группировки на основе использования установленной системы признаков деления совокупности определённых правил |
Конструктирование | создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса |
Репродуктивные методы | методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя |
Методы педагогического исследования | способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. |
Методы воспитания | общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение |
Методы исследования | приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности |
Методы контроля и самоконтроля в воспитании | пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. Основные методы: педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги. |
Синтез | метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей |