СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь цветов и оттенков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Более полного списка цветов и оттенков я не встречала

Просмотр содержимого документа
«Словарь цветов и оттенков»

СЛОВАРЬ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ


Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?").


Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.


Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.


Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.


Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.


Альмандиновый - темно-вишневый.


Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.


Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.


Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.


Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.


Багор — густо-красный с синеватым оттенком.


Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".


Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.


Бисквитный — нежный серовато-зеленый.


Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.


Бисмарк- фуриозо - коричневый с красный отливом.


Бисной — седой, серебристый.


Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.


Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.


Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.


Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).


Бордоского вина - красно-фиолетовый.


«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.


Бристольский голубой — ярко-голубой.


Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).


Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.


Буланый - серо-бежевый.


Бурнастый - то же, что бурый.


Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.


Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.


Веселая вдова - оттенок розового.


Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).


Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.


Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.


Винный – желтовато-красный.


Влюбленной жабы – зеленовато-серый.


Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).


Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.


Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.


Гаити – или розовый, или ярко-синий.


Гвоздичный – серый.


Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.


Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.


Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.


Голубиной шейки - оттенок серого.


Гороховый – серый или грязно-желтый.


Гортензия – нежно-розовый.


Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.


Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".


Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.


Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.


Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)


Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.


Дикий, дикенький – светло-серый.


Драконьей зелени - очень темный зелёный.


Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.


Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»


Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.


Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.


Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».


Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.


Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.


Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.


Жирафовый – желто-коричневый.


Жонкилевый – цвет нарцисса.


Зекрый – темный, светло-синий, сизый.


Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.


Испуганной мыши – нежно-серый цвет.


Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).


Какао-шуа — цвет горячего шоколада.


Камелопардовый – желтовато-коричневый.


Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").


Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.


Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.


Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.


Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.


Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.


Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.


КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.


Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».


Коричный — то же, что коричневый.


Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.


Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.


Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.


Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.


Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.


Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).


Куропаткины глаза – светло-красный.


Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.


Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.


Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.


Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.


Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.


Лондонского дыма - тёмно-серый.


Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.


Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.


Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.


Магово-гуляфный – красно-розовый.


Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.


Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.


Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.


Маренго-клер - светло-серый.


Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.


Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.


Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".


Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.


Милори — темно-голубой, синий.


Мов - розовато-лиловый.


Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.


Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.


Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.


Накаратовый, накаратный – оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.


Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.


Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.


Облакотный – цвета облака.


Оброщеный - багряный.


Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.


Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.


Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.


Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.


Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.


Павлиний - синевато-лиловый.


Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.


Парижская синь — ярко-синий.


Парижский голубой — cветло-голубой.


Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".


Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.


Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.


Пелесый — темный, бурый.


Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.


Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.


Померанцевый - апельсиновый с розовым.


Порфирный, порфировый - пурпурный.


Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.


Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.


Празеленый – иссиня-зеленоватый.


Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.


Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.


Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".


Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).


Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").


Ранжевый — то же, что оранжевый.


Резвая пастушка - оттенок розового.


Рвота императрицы - оттенок коричневого.


Редрый - бурый, рыжий, красноватый.


Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.


Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.


Семги – оттенок розового.


Селадоновый – серовато-зеленый.


Сизый – цвет голубя, после просто синий.


Силковый – голубой, васильковый.


Сине-алый – темно-фиолетовый.


Синетный – церковное слово, означающее "сплошь синий".


Синявый – с синим отливом.


Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.


Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.


Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.


Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.


Сомо – розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".


Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.


Стризовый - ярко-красный.


Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".


Танго – оранжевый с коричневым оттенком.


Таусинный – синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.


Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.


Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.


Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.


Фисташковый - грязновато-зеленый.


Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.


Фуксии - насыщенный розовый.


Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.


Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.


Чермной - искрасна-рыжий.


Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.


Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.


Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.


Шанжан — цвет с переливающимися оттенками


Шарлах – ярко-красный, от названия краски.


Шартрез - жёлто-зелёный.


Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).


Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.


Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.


Электрон - ярко-голубой с прозеленью.


Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.


Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.


Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.