Cловарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
А.В. Текучев
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.
Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.
Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.
Словарная, орфографическая,лексическая работы на уроках русского языка должны вестись постоянно с целью обогащения словарного запаса.
Учитель должен так организовать работу над словом, чтобы ребёнок смог запомнить его написание, чтобы оно не было для него трудным.
Трудные слова – это слова, имеющие непроверяемые и проверяемые написания. Непроверяемые написания составляют примерно 30-35% по отношению к проверяемым словам. Такие слова надо запоминать. Следовательно, с ними и необходимо работать.
Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, область их употребления, их многозначность и переносность значений, синонимы, антонимы, омонимы, использование слов в речи.
Объектом словарной работы является само слово как важнейшая структурно-семантическая единица языка. В каждом слове различают его звуковую оболочку, на письме – буквенно-графическую, его лексическое и грамматическое значение. Слово как наименьшая языковая единица входит в более крупные языковые единицы: словосочетание, предложения, текст.
Упорядочивание словарной работы – одна из важнейших задач развития речи. Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные линии, которые постоянно взаимодействуют.
Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, их значений.
Уточнение словаря, включающее в себя наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.;
усвоение лексической сочетаемости слов;
усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
усвоение синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
Активизация словаря, т.е. перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
Пассивный словарь содержит слова, которые дети понимают, но не употребляют в речи.
Слова включаются в словосочетания, предложения, вводятся в пересказ, беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
1 Запись слов по алфавиту.
Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.
По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.
2. Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
3. Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
5. Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).
6.Сопоставление слов с противоположными орфограммами
Здесь имеются в виду слова типа: шоссе – коса. Предлагается записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.
7. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.
8. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
9. Сочинение по опорным словам
Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.
10. Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.
11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами. Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )
12. Замена описательных оборотов словами-синонимами.
Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.
13. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).
Наиболее рациональными приёмами словарной работы являются на уроке:
- замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами;
- включение слова в словосочетание, предложение;
- словообразовательный анализ;
-использование толкового словаря.
Чем труднее запоминается орфограмма в слове, тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) на неё должно «поработать».
Я хочу презентовать лишь часть из того, что делаю на уроках русского. Работа над грамотностью ведется на каждом уроке, но приоритетными остаются уроки языка. Это правило 5-ти, 7-ми. Все зависит от того, какой урок и сколько времени я могу отвести на словарно-орфографическую работу. Данное правило простое, я даю 3 или 5 слов в игровой форме, что обогащает словарный запас, развивает мышление (ребусы, описание), речь (доскажи словечко), а дети дописывают либо до 5-ти слов (если я говорю, что правило 5-ти, либо до 7-ми. Обмениваются тетрадями и проверяют.
Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. И, поэтому, прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, я помогаю им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы мы условились назвать «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова (эти термины взяты из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии»). «Зеркальные слова» - слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.
«Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.
«Очень опасные слова» - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание. В моей копилке много шуточных слов – рифмовок, взятых из разных источников, которые помогают детям узнавать и запоминать эти «очень опасные слова» и в дальнейшем, по возможности, писать правильно.
Я скажу сестре и брату,
Что железную лопату
И топор, и молоток
С буквой «о» пиши, дружок.
Что дает такой подход? Он позволяет в самом начале изучения русского языка заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему тормозу, т.е. остановке перед написанием любого слова. Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще научить их думать при письме.
Я остановлюсь на том подходе, который я использую при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Воспользовалась советами психологов, которые рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязанных слов составить яркий динамичный рассказ, который легко воспроизводился бы в воображении. А ведь при написании словарных слов как раз надо помочь детской памяти за что-то зацепиться, поэтому я использую в работе блоки трудных для написания слов, где они подобраны в рифму. Они близки по логике, по орфографическому признаку. Я воспользовалась веселыми, а порой и серьезными стихами – опорами и рифмовками – подсказками, которые можно озаглавить общим названием – «стихи-запоминалки». К примеру, в рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой б/у гласной «а».
Гараж.
Автобус, аллея, асфальт и трава.
В «опасные» снова играем слова.
Аптека, базар, магазин и народ,
Калитка, квартира, забор и завод,
Рабочий, работа, газета, багаж.
Приехали снова мы с папой в гараж.
Машина, вагон, пассажир и трамвай-
Пиши с буквой «а» их и не забывай!
Простота и легкость запоминания позволили мне охватить стихами-опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в большинстве своем, не умея писать правильно. Поэтому я считаю нужным обогатить на грамотной основе словарный запас младших школьников этими словами. Стихи-опоры позволяют увеличить его втрое. Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 1-2 раза хором детьми, выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той б/у гласной, написание которой надо запомнить. После этого слова записываются в тетрадь. Если словарных слов в предложенной рифмовке мало, для работы с ней достаточно 1-2 дней, если много, то и уроков тоже больше – все зависит от уровня развития учащихся.
Частое включение стихов в уроки положительно сказывается на развитие памяти, внимания, а запоминание нужной буквы начинается с самого первого чтения стихов и, особенно рифмовок, максимально насыщенных словами с этой буквой. Часто на ее запоминание настраивает и само название стиха, ведь звук, которым на письме обозначается запоминаемая б/у гласная, в нем находится под ударением. Простота и легкость стихов-опор и рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе. Кроме этого я использую и другие формы работы: словарные диктанты, состоящие из отдельных слов и словосочетаний. Диктую слова по темам, охватывающим многие стороны жизни детей, взрослых, животных. Пример:
Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель, петух.
Магазин: молоко, творог, масло, макароны, сахар, компот…
Очень важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Мои ученики уже знают, что данные слова нашли они сами в других источниках. Такие слова записывают в тетради по чтению, окружающему миру и др.- смотря, где они находят непонятные слова. Предлагаю самостоятельно поработать с толковым словарем дома. Если появляются затруднения – разбираемся в классе вместе. Особое внимание уделяется этимологической стороне слова. Для толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» Ожегова, «Толковым словариком русского языка» Неусыповой, «Откуда пришли слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.
Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важной для лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.
Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. Пример:
«Линейка» - производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия», «нитка»- производное от слова «лен». Здесь связь с ниткой. А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии».Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.
Так же хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант(или диктант по описанию/лексическому значению), обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемыми написаниями использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы, учащиеся получают задания типа:
1.Ответь письменно одним словом:
-комната для занятий в школе;
-человек, который едет на поезде или автобусе;
-дорога с рядами деревьев по сторонам и т. д.
2.Вместо точек вставь нужные по смыслу слова:
Сообщение по телефону, телеграфу -….
Килограмм- это тысяча…
Смотр готовности войск-….
3.Ответь на вопросы и ответы запиши:
Кто подает билеты в кассах?
Как называется рисунок в книге? 4. Разгадывание кроссвордов:
1. Большое полосатое животное(тигр)
2. Синий полевой цветок (василек)
3. Длинноногая птица (аист)
4.Черное животное семейства кошек (пантера)
5. Существо, носящее на себе домик (улитка)
6. Лохматый, косолапый (мишка)
7. Рогатая, бодатая (коза)
8. Речная рыба (карась)
Имя сказочного героя
Данный вид словарной работы провожу с помощью слайд -презентации на компьютере. Детям очень нравятся такие виды работ.
Так же использую слайд – презентации при работе со словарными словами так. Сначала на слайде переставленные разбросанные буквы из словарного слова. Дети собирают слово, а затем на следующем слайде идёт проверка написания этого слова. Например, разбросано слово дорога (догаро) или метро (ем рот). Собраны серии словарных слов по темам «Транспорт», «Магазин», «Овощи» и др.


Приложение №1
Методы и приемы работы над словарными
словами.
1.Запись слов по алфавиту
1 Задание: (на доске) записать по алфавиту
диван, песок, альбом, вагон,
тетрадь, пальто, бетон.
Результат: альбом, бетон, вагон, диван,пальто, песок, тетрадь.
2 Задание: азбука, газета, алмаз, пакет,
герой, пенал, графин, апельсин,
помидор, пионер, автобус, горох,
алфавит, гараж, пирог.
Результат: автобус газета пакет
азбука гараж пенал
алмаз герой пионер
алфавит горох пирог
апельсин графин помидор
2.Выборочный диктант
Задание: из 1 части рассказа И. Соколова-Микитова выписать слова: 1 столбик – с б/у гласными, 2 столбик – словарные.
Результат: поля (поле) колхозник
срезают (срезать) картофель
тяжелый (тяжесть) капуста
зеленый (зелень) кочан
грядами (грядка) морковь
краснеют (красный) ягода
рябина (рябь) огород
алеют (алый) калина
3. Выборочный ответ
Задание: найти и выделить правильный ответ.
Слова | ответ | |
Слова | ответ |
1 2 3 4 | 1 2 3 4 |
б . атон г . зета г . рох | а о а о о а а о о а о о | ко …ектив а…ея ко…идор | л лл л лл лл л л лл рр р рр р |
Результат: ответы №1 – 3 (а а о), №2 – 4 (лл лл р)
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Задание: записать столбиками по алфавиту с б/у –а, с б/у – о, с б/у –и, с б/у –е слова: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.
Результат:
а е и о
газета металл диван комар
канава теперь лимон командир
салют тетрадь сирень победа
5.Сопоставление слов с противоположными орфограммами.
Задание: сгруппировать слова по наличию двух или одной согласной: пе(р/рр)он, ко(р/рр)идор, ка(с/сс)а, тро(с/сс), те(р/рр)аса, ди(р/рр)ектор, ма(с/сс)а, матро(с/сс), те(р/рр)итория, кап(р/рр)он, шо(с/сс)е, термо(с/сс).
Результат:
рр р сс с
перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория капрон шоссе термос
6.Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание: (слова с удвоенными согласными) – подобрать родственные слова – другие части речи: металл, суббота, группа.
Результат:
металл- металлический, металлист
суббота- субботний, субботник
группа- группировать, групповой
7.Подбор и запись синонимов и антонимов.
Задание: подобрать и записать синонимы к словам: метель, граница, Отечество; антонимы к словам: работать, мешать.
Результат:
метель- вьюга, буря, метелица, пурга
граница- рубеж, межа, край, предел
Отечество- Родина, Отчизна
работать- отдыхать, праздновать
мешать- помогать, пособлять
8.Составление предложений с данными словами.
Задание: составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар.
Результат: 1. К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.
2. Мой брат служит матросом на большом корабле.
3. В нашем летнем лагере был строгий режим.
4.Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе чисто.
9.Сочинение по опорным словам.
Задание: написать сочинение по теме «На вокзале» со словами: багаж, вокзал, вагон, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
10.Дописывание орфографических таблиц.
Задание:
А | О |
а | а-а | о | о-о |
абзац карандаш …………… ………………. …………… ………………. | комар огород ……………. …………….. ……………. …………….. |
Результат: канава, каравай, победа, хорошо, газета, барабан, командир, воробей.
11.Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Задание: подобрать и записать слова с иноязычными элементами: авто-, колл-, грамм-.
Результат:
1 2 3
автодорога коллектив грамматика
автомобиль коллекция килограмм
автостанция редколлегия орфограмма
12. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Задание: рассказать о Ваньке Жукове (из рассказа А.П.Чехова «Ванька») используя слова: деревенский, сапожник, Москва, здесь, очень, работа, жестоко, никто, Константин Макарыч, адрес.
13.Замена описательных оборотов словами-синонимами.
Задание: вместо описательного оборота подобрать слово-замену и вставить пропущенную букву.
(карточка)
описательные обороты | слова |
1. Ящичек для ручек, карандашей. 2. Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. 3. Собрание однородных предметов. 4. Собрание засушенных растений. 5. Помещение, где хранятся и выдаются книги. | г…рбарий б…бл…отека п…нал ко…екция …кскурсия |
Результат:
описательные обороты | слова |
1. Ящичек для ручек, карандашей. 2. Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. 3. Собрание однородных предметов. 4. Собрание засушенных растений. 5. Помещение, где хранятся и выдаются книги. | пенал экскурсия коллекция гербарий библиотека |
Примечание: вариантов этого приема очень много: устно, на доске, загадки, кроссворды и т. д.
Приложение №2
Словарь в стихах.
Чтобы ошибок не делать в словах,
Запомним слова эти, дети, в стихах.
(словарь в стихах)
Дача Созрели на даче картофель, капуста, Фасоль, что весной посадили так густо, Арбуз полосатый, седой баклажан. Пиши слова эти всегда с буквой «а». Платье Пальто, платье и платок С буквой «а» пиши, дружок. Не забудь про сапоги! «А» да «о» им не враги. Закат Запах, запад и закат Пишем, дети, с буквой «а». Гараж Автобус, аллея, асфальт и трава В «опасные» снова играем слова. Аптека, базар, магазин и народ, Калитка, квартира, забор и завод. Работа, рабочий, газета, багаж. Приехали снова мы с папой в гараж. Машина, вагон, пассажир и трамвай Пиши с буквой «а» их инее забывай. Завтрак Каша в кастрюле варилась с утра. Завтрак на стол подают повара. Ставят тарелки, стаканы и чай, Доброй улыбкой ты им отвечай. Сахар, варенье, халва и желе, Чашки, салфетки давно на столе. Сделай зарядку, не хнычь и не плачь, К чаю тебе подается калач. Быстро умойся и кушать иди, Локти на стол никогда не клади. Главная мысль в стихах такова: С буковкой «а» пишем эти слова. Карамелька Есть селедку «иваси» Не хочет наш Емелька. Чего хочет он, спроси. Скажет: «Карамельку». Карамелька не простая, Буква «а» в ней не растает. Салат из слов - Я скажу вам по секрету,- Хвастает Виктория,- - Взрослым, стареньким и детям- Всем нужны калории. Масло, мясо и салат, Каши и ватрушки, Крахмал, сахар, мармелад, Маргарин и сушки. Макароны, барбарис, Чай душистый, сладкий. С буквой «а» пишите их, Будет все в порядке. Светлана Всегда во всех своих тетрадках Светлана пишет аккуратно А слово это там и тут Порядок любит, честный труд. В нем мест «опасных» не одно: Есть буква «а», две «к» и «о». Огород К нам пришли на огород Помидор, морковь, горох. Прибежали огурцы, Озорные молодцы. Овощи собрались в путь. С «о» писать их не забудь! Пожалуйста Опять повторяем мы снова и снова Слово «пожалуйста» , доброе слово. Мы это слово не держим в секрете, С буковкой «о» оно пишется, дети. Птицы В желтый цвет одета птица, Да какая мастерица! Рано иволга встает И, как флейточка, поет. А как ласточка щебечет И в саду, и над крылечком, Как гнездо искусно лепит И под самой крышей крепит Птичка вьется в синеве С хохолком на голове, Это жаворонок звонкий О родной поет сторонке. Любит бор сосновый птичка, Птичка - ростом невеличка, В школу Убрана быстро с постели подушка. Полный порядок у Коли в игрушках. Волосы чешет расческой густой, Моется чисто холодной водой. Пряник с повидлом он ест и омлет, Моет посуду – ведь семь ему лет. Он надевает костюм и ботинки, Дарит братишке цветные картинки, Новенький в руки портфель он берет, В школу с улыбкой веселой идет. В классе друзей у него очень много, Но перейти еще надо дорогу. Он на зеленый идет светофор, Школьный проходит потом коридор. Вот раздается по школе звонок, И начинается Колин урок. Солнышко ласково смотрит в окно, Очень похожее на букву «о». Космос Летом небо голубое, Солнце в небе золотое. Хочет маленький Олег Сверху посмотреть на всех. Он вокруг стола все ходит, В стульях свой мотор заводит, Хочет с рыженьким котом Он покинуть этот дом. Мама просит съесть котлету: - В космосе столовой нету. Космонавт без лишних слов Прыг в корабль и – был таков . Оборона Мы Россию объехать еще не успели, В школе учим старательно русскую речь. А солдат на посту и в жару, и в метели, Потому что Отечество надо беречь. Мы хотим, чтоб всегда пели птицы над нами, Чтобы солнце купалось в воде голубой, А в словах про Отчизну, ее оборону Мы запомним, что пишется гласная «о». Петя Как темнеет рано снова на дворе. Загадал желание Петя в декабре. Календарь кончается, полон дом хлопот. Елки зажигаются, скоро Новый год. И мечтает Петя, что ему в метель Дед Мороз подарит новенький портфель. А потом прогонит солнце злой февраль. Зацветет подснежник, засинеет даль. От тепла и света все в полях созреет. Только бы сентябрь наступил скорее. Вот тогда не прячась ранец свой достанет, И как все ребята, он учиться станет. Не забудьте, дети, свой словарь пополнить И в стихах про Петю букву «е» запомнить. Береза Ясень с березой очень дружил, Днем он и ночью ее сторожил. Чтобы никто на тропинке лесной Кору ее не поранил весной. Чтоб не пришлось в эти ранние сроки Плакать березке березовым соком. Чтоб на ней платьице чистое было, Дождик березоньку вымыл без мыла. Чтобы березка как в сказке жила, Рядом черемуха с ней расцвела. Тихо шептала березка стихами И осыпала ее лепестками. Дети, вы тоже березку любите, К ней как к подружке своей приходите. Столько тепла в ней, надежды и света, Хоть и неброско все лето одета. Осень ударит ей ветром по веткам, К платью пришьет золотые монетки. А среди них, как в загадочном сне, Спряталась хитрая буковка «е». Быстрые стихи Пишем с буквой «и» диван, Аист, радио, диктант, Жизнь, животное, жираф, Дисциплина – ссорам враг. Пишем родина, лисица, Пример, пятница, синица, Пишем лестница, бидон, И билет, и стадион, Кино, улица, привет И готов уже ответ: В эти быстрые стихи Пробралася буква «и». | Парад По небу плыли быстро облака. Весенний ветер нежно их ласкал. И каждый, кто весне и жизни рад, Смотрел на этот сказочный парад. А облака то поднимались ввысь, То будто друг за дружкою гнались. Они неслись дорогой вечной, длинной, Дарили всем воздушные картины. Они неслись в причудливых каретах, С дождями посылали вниз приветы, В просторах синих, потеряв приют, Бросали грома огненный салют. Они неслись, как по морю «Ракеты», Бродили без конца по белу свету, Спешили все неведомо куда И прятали от солнца букву «а». Аппетит О вкусных растениях этот рассказ. В саду поселился у нас ананас. Калина с малиной легли на забор, Хурма с апельсином вбежали во двор. Маслины повисли на гибких перинках, Бананы подставили солнышку спинки. Душистый на завтрак пришел абрикос. Как их написать? Это лишний вопрос. Полезные очень гранат и айва, Но « очень опасные» эти слова. Съедим с аппетитом растения эти. В них буковка «а», не запутайтесь, дети! Соловушка Воробей, ворона- птицы. Им на месте не сидится. А сорока все стрекочет, Рассказать всем что-то хочет. Голосистый соловей Будит песенкой своей. Он поет на все село: « В нас пиши две буквы «о»! На головке огонек, А зовется – королек. Птички меньше нет на свете Так нарядно разодетой. Дом ее – лесные дебри А зовут ее – колибри. Как домашние хохлатки Бродят в поле куропатки. Собирают свои стаи, Но на юг не улетают. Сколько птиц на свете разных В ближних и далеких странах! Этих знаем мы давно И напишем с буквой «о». Давным – давно Молоко, компот, мороз, И корова, и колхоз, Борода, отец, корона, Колесо, ковер, колонна, И корзина, и конверты, Голос, юмор и конфеты. И комар, и крокодил, Богатырь и коллектив. Их уже давным – давно Пишут люди с буквой «о». В дорогу Мы от школьного порога Отправляемся в дорогу. Вот приходим на вокзал, ( Путь наш на восток лежал). И садимся в поезд длинный, Едем в город наш былинный. А вокруг до горизонта Все в волшебных красках солнца. Сколько слов « опасных» здесь? Хорошо бы их учесть. И Россия, и Ростов, Много очень важных слов. В них нельзя нам ошибиться. Пишем с «о» - Москва, столица. Осень Вновь осень сыплет листопадом. В саду прозрачно и светло. В словах октябрь и ноябрь Напишем мы, конечно, «о». Повезло Кондитер труду своему очень рад, Конфеты он сделал для нас, шоколад. С профессией в жизни ему повезло. В конфетах же спряталась буковка «о». Огонь Горит костер, горит звезда, Огнями светят поезда. Горит фонарь, кругом светло, И всюду пишем букву «о». Шофер «Москвич» промчался по дороге. Шофер путей изъездил много. Хоть снег, хоть ветер, хоть гроза, Всегда исправны тормоза. В пути, все знают с давних пор, Надежным должен быть мотор. Тогда все будет хорошо. Шоссе напишем с буквой «о». Лекари У петрушки косы длинны, Раздает всем витамины. А болгарский перец сладкий Важно так сидит на грядке. Чесноку совсем не трудно Излечить нас от простуды. Хоть и ростом невелика, Так полезна земляника. Лекари все важные Дружат только с буквой «е». Витамины Мы пошли в библиотеку, По пути зашли в аптеку. Вместе с тетушкой Галиной Мы купили витамины. Слово, как ни говори. А напишем с буквой «и». Женщины Все женщины на белом свете Достойны уваженья, дети. Ведь все они, поймите сами, Есть чьи-то бабушки и мамы. Им поклонитесь до земли. А в слове пишем букву «и». Лето Вот и берег, вот и речка, И кленовой рощи вид. Мы бежим и ветер встречный Наши кудри шевелит. Впереди бежит Сережка, А за ним спешит Денис, Подбегаем мы к березе И сбегаем к речке вниз. Там вчера с друзьями вместе Мы играли на песке. И теперь здесь нету места Ни унынью, ни тоске. Это лето наступило В поле, в парке, во дворе. Очень весело ребятам. А в словах здесь буква «е». Телевизор Плачет маленькая Лиза: Не включили телевизор. Лизе вовсе не до сна, Хочет мультики она. С телевизором нам, дети, Веселее жить на свете. В нем есть тоже буква «е» Не одна, а даже две. Дружба Вместе, снизу, сверху, сзади Собрались потехи ради. Вдруг, налево, впереди, (Ты внимательно гляди). Справа, слева и вокруг Кто-то пробежался вдруг. Хоть слова перепугались, В словаре они остались. До сих пор живут все дружно, А писать их слитно нужно. Еще Желтый, черный и тяжелый, Шелк и щелк, пришел и пчелы, Шепот, щеголь и еще Пишем, дети, с буквой «е». Язык Месяц праздничный январь Открывает календарь. Видит, красная рябина Под снежком согнула спину. А под нею, улыбаясь, Проскакал вприпрыжку заяц И привел с собой внучат, Десять маленьких зайчат. Сказки зимние таит, Словно памятник стоит. Хоть ты ростом невелик, Русский выучи язык. Ошибиться тут нельзя Здесь семь слов, все с буквой «я». |
Орфографический словарик (2 класс)
Календарь
Транспорт Тр апрель
автобус автобус
автомобиль воскресенье
машина вторник
вчера
Животные декабрь
воробей завтра
ворона июль
заяц июнь
корова месяц
медведь ноябрь
собака октябрь
соловей понедельник
сорока пятница
сегодня
Растения сентябрь
берёза среда
земляника суббота
капуста февраль
овощи четверг
щавель январь
ягода
О школе О стране
адрес
дежурный город
карандаш деревня
картина дорога
класс космонавт
компьютер космос
пенал Красная площадь
работа Кремль
ребята Москва
рисунок народ
тетрадь праздник
товарищ Родина
ученик Россия
фамилия русский
язык столица
О природе Предметы и помещения
ветер вокзал
иней квартира
мороз корзина
облако лестница
лопата
телевизор
О еде телефон
завтрак
молоко О человеке
мороженое герой
обед отец
посуда мечта
ужин
Как и когда?
Одежда быстро
и обувь вдруг
коньки весело
одежда однажды
пальто скоро
платок хорошо
Кино Разное
кино до_свидания
кинофильм спасибо
мультфильм что чувствовать