Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Возжанникова С.Ю. К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения. В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе. Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников. Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам. Понимание грамматической конструкции предложений. “Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы? Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша). Узнавание предметов по заданным признакам. Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный. Какой предмет обладает следующими признаками: пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает. Кто или что может быть: высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким. Какому времени года соответствует следующее описание: "День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда." Сравнение двух или более предметов. Назовите общие признаки: яблока и арбуза; кошки и собаки; стола и стула; ели и сосны; голубя и дятла; ромашки и гвоздики. Чем отличается: Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. ночник, торшер, свеча; слива, яблоко, персик; брюки, шорты, юбка; корова, лошадь. Лев; елка, береза, сосна; картофель, морковь, огурец; петух, гусь, воробей; коза, свинья, корова. Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима покупать – открывать – помнить – встречать – толстый | мелкий – полный – знаменитый – голодный – брать - | Логические задачи: Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех? На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку? Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа? Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша? На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось? Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы? Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа? Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации. по изложенному в стихотворении: Сел воробушек на дом, Провалилась крыша. Под березою с котом Пляшут польку мыши. Рыбка с мостика нырнула, Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала,
| Возле речки, ну дела, Серого обогнала! Сидела кошка в птичьей клетке, А птичка съесть ее хотела, Но кошка прыгнула на ветку И, прочирикав, улетела. | Игры и игровые упражнения дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. |