Тема: Слова. Чтение слогов, слов
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова. Что такое слово.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
Закреплять навык звукослогового анализа слов.
Формировать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
Совершенствование навыка звукового анализа.
Развивать графо-моторные навыки.
Развивать слуховое внимание, память.
Развивать логическое и творческое мышление.
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
Закрепить знание гласных и согласных звуков.
Воспитательные:
Формировать положительную установку на занятие.
Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
Развивать навык работы в группе и индивидуально.
Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.
Методы и приемы:
Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.
Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: Сюрпризный момент, игра.
Оборудование:
Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов.
Раздаточный материал: картинки для штриховки, ручки.
Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.
Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.
Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент
-Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришли гости на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
II. Основная часть
Сюрпризный момент.
- Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!
(распечатываем посылку, достаем оттуда сундук и письмо.)
- Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
"Дорогие ребята!
Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в классе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей. "
- Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?
(Ответы детей.)
- А вот и загадки есть в письме:
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий
Засмейся - и в ответ
Он засмеялся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(вынимаю ключ из-за зеркала.)
- А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!
Задание №1.
- Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак!
- Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?
Дети: М-м-м
- Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м... Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы!
- Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?
Дети: Согласный!
- Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А!
- Давайте попробуем его пропеть!
Дети: А-а-а...
- Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный!
Пробуем пропеть третий звук К и определяем, что он не поется! А значит он согласный!
- Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!
(вставляем ключик в первый замок.)
- Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в классе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2
- А задание такое: Дедушка Грамотей перепутал слова, помогите ему собрать их. Дети прочитайте слова и соедините их с картинками
З адание №3.
- Правильно! И следующее задание вам надо Выучить Букву Х, написать ее и слова с этой буквой ( картинки с буквай).
(выполнить с ручкой и прописью (картинки, которые дети должны заштриховать).
(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)
- А пятый ключ будем искать вот где:
Он стоит в углу один,
Деревянный господин.
Книжных полок повелитель,
Многих знаний он хранитель.
(Дети отгадывают: шкаф.
Находят ключ.)
Задание № 4
- Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!
Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.
1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)
2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)
3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)
4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)
5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)
6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)
(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)
- Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей —
Чиста страница.
Дети: Это Школьная доска (Находят ключ)
Задание № 5
- Слушайте последнее - шестое задание! Это игра "Магазин"
Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите?
Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "К": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "М": молоко, масло, макароны, сметана, мука.
После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается. ( в нем каждому медальки)
III. Заключительная часть
Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
"Дорогие ребята!
Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в классе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей. "