СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слово. Дифференциация существительных собственных и нарицательных. Автоматизация звука «ш» в словах и предложениях.»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательное путешествие, в страну Смешариков с целью  научить обучающихся правильно произносить звук [Ш] в словах и предложениях.   Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами, формировать навык речевого общения  помогали персонажи мультфильмов Нюша, Бараш и Лосяш.                                                                                                                                                

                                                                                                                                                

Просмотр содержимого документа
««Слово. Дифференциация существительных собственных и нарицательных. Автоматизация звука «ш» в словах и предложениях.»»

«Слово. Дифференциация существительных собственных и нарицательных. Автоматизация звука «ш» в словах и предложениях.» 2 класс

Программное содержание: Направление: - познавательно-речевое развитие - социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область: - коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах и предложениях. Образовательные задачи: -закрепление умения детей определять место звука в слове; выполнять звуковой анализ; -активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами; -упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; -упражнять в образовании родственных слов.

Коррекционные задачи: -развитие моторики артикуляционного аппарата; -формирование речевого дыхания; -развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мелкой и общей моторики через выполнение упражнений;

Воспитательные задачи: - воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения; -воспитывать эмоционально-положительное отношение к логопедическому занятию; -воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. -воспитывать любознательность, заинтересованность, инициативность, самостоятельность;

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: заучивание физкультминуток, стишков для упражнений с карандашами, профиль артикуляции, схема для характеристики звука.



Предварительная работа: -постановка и автоматизация звука [ш] в слогах; словах; -разучивание стихотворений к упражнениям по развитию мелкой моторики; -развитие лексико-грамматических категорий речи посредством различных дидактических игр.

Оборудование: предметные картинки и игрушки со звуком «ш» в названиях, «волшебный» мешочек, картинки для артикуляционной гимнастики, карандаши для упражнений по развитию мелкой моторики, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, раскраски,
модели Смешариков, , воздушные шарики, картинки-символы, зеркало, макет звука Ш, Аудиозапись «Круглой песни» из мультфильма «Смешарики».


Ход занятия
I. Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к уроку. Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, четко, говорим И никогда мы не спешим! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя всю доброту и красоту. Выдохните через рот всю обиду и злобу. Мы спокойны и добры.

Задание на внимание: посмотрите и скажите, что вы увидели на этой картинке? Правильно это одежда, вещи. Какие группы вещей, предметов вы знаете? (Обувь, мебель, посуда, продукты, транспорт, школьные принадлежности, насекомые, рыбы, птицы, животные.) Где находятся эти предметы? (Везде вокруг нас. Мы их видим, ощущаем, слышим. Они существуют вокруг нас, поэтому в старших классах вы будете их называть существительные) А теперь прослушайте слова: Саша, Ильшат, Рушан, шкаф. Что я назвала? Какое слово лишнее и почему? На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? (Кто это? Что это?)Имена, отчества, фамилии людей, клички животных – это собственные имена. Собственное имя даётся предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. Остальные слова, обозначающие предметы нарицательные. Как пишутся имена собственные? Правильно, с заглавной буквы. А какой звук чаще всего встречается в словах шуба, шорты, шапка, штаны, шкаф, Саша, Рушан? Сегодня мы будем закреплять в речи этот звук. Постарайтесь следить за ним и не «терять» в словах и предложениях.



II Основная часть Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну Смешариков.
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.)
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

-Бараш, Лосяш, Крош, Нюша –что я назвала сейчас?(Имена животных?) Как они пишутся?( С большой буквы.) Почему?(Это имена собственные.)

-Назовите свои имена. Как они пишутся и почему?(Это имена людей.)

Объявление темы урока.
-Смешарики приглашают к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал? Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.
1.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики.

- Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он «шуршит». Разогреем ладошки. «Пошумим»у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он «шумит» у вас. Карандашиком шуршу Ладошки разогреть хочу.

«Вертушка» Дети держат карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем они начинают плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

«Юла» Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами. Карандашик покружись И в юлу превратись.

«Пианино» Карандаш находится на столе. Ребёнок дотрагивается до него поочерёдно каждым пальчиком, как будто играя на пианино. Карандаш мой – пианино Я играю для гостей, Чтобы было веселей.

«Удочка» Карандаш лежит на краю стола таким образом, что один конец висит в воздухе. Ребёнку необходимо поднять и подцепить карандаш одним указательным пальцем, как бы «словить на крючок». С карандашиком играем Рыбку на крючок поймаем.

2.Дыхательная гимнастика . В страну Смешариков ведет очень длинная дорога. Дорога сложная, очень извилистая. Перед дорогой нужно выполнить упражнения для правильного, сильного выдоха.

Проведи пальчиком по столу наш путь в эту страну и одновременно произноси ш-ш-ш... Только так мы сможем туда добраться. Вот мы и добрались.

3. Анализ артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Профиль звука. Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним. Средняя часть языка прогибается книзу. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Перед дальней дорогой в страну Смешариков надо размяться.

Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье, Шорох, шелест, шин шуршанье… Ш! Чтоб звук красивым вышел, Шире язычок и выше! Сделаем из язычка Чашечку, подняв бока. Эту чашку по бокам К верхним мы прижмём зубам. Вот теперь над чашкой можно Дуть красиво, осторожно. Чтобы ветерок бежал, Чтобы Ш, как шёлк, шуршал! Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье, Шорох, шелест, шин шуршанье…

«Улыбка».Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И нисколько не устану.

«Трубочка» Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук «У» без участия голоса. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

Упражнения для языка. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка» Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

«Чашечка» Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка» Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)! Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас ждала соседка Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

«Грибок» Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот. Я стою на ножке тонкой. Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шляпой С бархатной подкладкой.

«Гармошка» Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка низ, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычком прижму, Ниже челюсть отведу.

4. Характеристика звука «ш». - Давай определим, какой это звук: гласный или согласный? - Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха). - Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш]. - Глухой. - Этот звук твёрдый или мягкий? - Твёрдый. - Какой фишкой мы его обозначим? - Фишкой синего цвета. - Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.

5.Физкультминутка. Как живёшь? Как живёшь? – Вот так! А плывёшь? – Вот так! Как бежишь? – Вот так! Вдаль глядишь? – Вот так! Ждёшь обед? – Вот так! Машешь вслед? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так!

6. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Бараш предлагает тебе поиграть в игру “Повторялки”. Он будет произносить слоги, а ты будешь их повторять так, как он скажет.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ша-шо-шу
Аш-аш-аш
Ош-ош-ош
Уш-уш-уш
Аш-ош-уш А теперь запомните и повторите слова. Уши-мыши-лапша-каша Шуба-шило-афиша-шипы

7. Произнесение звука Ш в словах. В стране Смешариков нас встречает Лосяш. Игра «волшебный мешочек». Достать с закрытыми глазами игрушку и правильно её назвать. Что это за слова, на какой вопрос они отвечают? Это предметы, отвечают на вопрос «что это?». Это имена нарицательные, они только называют предмет.
Мы поиграли с Барашем и звуком Ш, отправляемся дальше в путь.

Он хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.  
Подушка…(лягушка),
Шишка…(мишка),
Мошка…(кошка),
Камыши…(малыши),
Мишка…(шишка),
Мушка…(пушка),
Машина…(шина),
Окошко…(лукошко),
Мышка…(вышка),
Ватрушки…(игрушки),

«Ребята, послушайте и повторите начало предложения, а в конце дополните его» Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши) Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ) Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш) Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

8.Договаривание последнего звука Отгадай загадки. Зелены мы, как трава, наша песенка: «КВА-КВА!» (лягушка). Длинный хвост, а сама крошка, боится очень кошки (мышь). Мохнатенькая усатенькая, ест, пьёт и песенки поёт (кошка). Два брюшка, четыре ушка (подушка). На квадратиках доски  короли свели полки. Нет для боя у полков  ни патронов, ни штыков (шахматы). Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка (шуба).

9.Доскажи словечко. 1)Рисуют дружно малыши, У них в руках ......( карандаши). 2)Вот бежит малышка- Серенькая ...( мышка). 3)Носит яркий гребешок Наш весёлый ...( петушок) 4)Зашуршали тихо шины- Это едет к нам...( машина). 5)Мышка моется под душем, Моет хвостик, моет...(уши)

10.Игра «Запомни и повтори»

11. Физминутка «У оленя дом большой»

12.Игра «Назови ласково» Лексико-грамматическое упражнение. Лошадь – лошадка Арина - Карина - Надя - Корова – коровушка Марина - Степан - Кошка – кошечка Антон - Витя - Петух –петушок Андрей - Таня - Образование родственных слов: мышь – (мышь, мышата, мышиный, мышка); лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушатник, лягушиный ..); Паша – Пашка, Пашечка, Павлуша, Павлушка.

13.Игра «Составь предложение по картинкам» Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения: Паша надевает шорты. Паша играет с машинкой. Паша катается на лошадке.

14.Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: Лосяш перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку. Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашёл Пашу. На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок.

Молодецы, вы справились с заданиями. Мы попрощаемся с Лосяшем и отправляемся дальше.
15. Физкультминутка.
Мы прошли очень длинный путь и нам надо отдохнуть. Давай подвигаемся под «Круглую песенку» на ковре и поиграем с воздушными шариками. Смешарики предлагают вместе с ними спеть их любимую круглую песенку.
16. Развитие фонематического слуха.
А теперь в стране Смешариков нас встречает кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с вами. Он подготовил для вас игру. а)Послушать имена парами и повторить только имя со звуком «ш»: Катя - Маша, Паша - Коля, Мила - Даша, Антон - Наташа, Миша - Витя, Глаша- Таня, Саша - Петя, Дима - Яша, Гоша - Костя, Стёпа - Кеша. б)Теперь я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а вы хлопните в ладоши, когда услышите правильное слово.
Далыши, калыши, малыши, талыши.
Ламыши, гамыши, намыши, камыши.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Сапка, чапка, щапка, шапка.
Сайба, майба, шайба, дайба. в)Определить, на каком месте звук «ш» в каждом слове. Указать место звука на звуковой линейке кружком синего цвета. Шамиль, Рушан, Илюша, Маша, Равшан, Пушок, Тишка, Ильшат.
Молодец, мы отправляемся дальше в путь.
17. Закрепление звука в предложениях.
Мы пришли в гости к пухленькой Нюше. Она приготовила свою игру. Я буду называть слова, а ты из этих слов составь предложение.
Нюши, у, красивый, бант.
Нашёл, белый, Крош, гриб.
Лес, пошёл, Лосяш, в.
Луну, смотрит, на, Бараш.

18.Трудные вопросы – длинные ответы. Для чего школьнику погремушка? Для чего малышу шахматы? Для чего кошке чашка? Для чего мышке книжки? Для чего дедушке шайба? Почему Маша наказала кошку? Почему картошку выложили из мешка? Почему Миша заглянул под машину?


19. Итог занятия. Смысловая рефлексия занятия: - Кто сегодня к нам приходил в гости? - Какой звук наши гости вместе с нами старались произносить в предложениях? Что нас окружает в нашей жизни? (Предметы, вещи, явления природы). Слова, обозначающие предметы –это?( Имена существительные.)На какие две группы они делятся? (Собственные и нарицательные.)

Эмоциональная рефлексия занятия: – Что понравилось тебе больше всего? – Что не понравилось? – Что было самое трудное?

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Вы сегодня правильно говорили звук «Ш» в словах и предложениях. Смешарики награждают вас за хорошую работу воздушными шариками и раскрасками. Молодцы, до свидания!