СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и словосочетание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слово и словосочетание»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Качкина Кристина Павловна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 «Г»

Тема урока: «Слово и словосочетание».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении слова и словосочетания.

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

Уч-ся научатся:

- различать словосочетание и слово;

Уч-ся получат возможность научиться:

- находить в словосочетании главное и зависимое слова

Дидактические:

1. Формировать представление о словосочетание и слове

2.Формировать умения: находить в словосочетании главное и зависимое слова

Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты;

- делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения.

Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.






2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения.




3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Личностные:
- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.


Воспитательные:
1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник «Русский язык». В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, 3кл. 2ч., карточки, рабочая тетрадь, презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.

















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности.


Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию к учебной деятельности.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Павловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Но перед началом работы - я прочитаю вам высказывание Максима Горького:

Слайд 2

«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык — это тоже инструмент, и надо учиться легко и красиво им владеть».


- Как вы понимаете это высказывание?


- Что автор хотел донести этими словами?

- К чему нужно стремиться на уроках русского языка?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.












Высказывают свое мнение о смысле высказывания о русском языке.




Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности.










К: соблюдать правила ведения диалога;








2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный

(беседа)

Практический (упражнение - словарная работа)


Наглядный (демонстрация)
















Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через минутку чистописания и словарную работу как подведение к теме.

- Открываем тетрадку, записываем число, классная работа, сегодня 31 марта.


- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Послушайте и дайте ответ на нее.

Слайд 3

Со стремянкой буква схожа.

Лить, лепить, листать поможет.

Без нее не будет лета,

Что за буква, дети, это?

Слайд 4

- Верно, пропишите букву Л, заглавную и строчную, чередуя до конца строки.

Слайд 5 – 14.

- Сейчас вам необходимо выполнить словарную работу. На экране будут словарные слова в виде картинок. Ваша задача - посмотреть на слайд, вспомнить, что изображено на нем. Записать молча словарное слово в тетрадь. В словарных словах вы указываете ударение и подчёркиваете орфограммы. Первое слово с большой буквы, а далее через запятую и после всей работы ставим точку.

Слайд 15

- Все закончили? Молодцы, поменяйтесь тетрадями и выполните проверку работы соседа карандашом, на слайде вы можете видеть правильный вариант написания слов. 0 ошибок - 5, 1-2 ошибки - 4, 3-5 ошибок - 3, больше 5 ошибок - 2.


Посмотрите на слайд и прочитайте слова.

Высокий, низкий, жёлтый.

Огромный, большой, ранний.

Лук, коса, тетрадь

 В каждом ряду найдите одно лишнее слово. Почему вы считаете эти слова лишними?

Давайте вспомним:

- Какие слова называются синонимами?

- Какие слова называются антонимами?

- Какие слова называются омонимами?















Выполняют задания «минутки чистописания».

- «Л».



Прописывают букву.




Выполняют словарную работу.

Записываю слова в тетрадь.

1. Сирень.

2. Трамвай.

3. Рябина.

4. Компьютер.

5. Шоссе.

6. Чёрный.

7. Картофель.

8. Самолёт.

9. Ракета.

10. Трактор.

Выполняют взаимопроверку работ.





Жёлтый

Ранний

Тетрадь

Так как в 1 ряду  остаются антонимы, во 2 синонимы, в 3 омонимы.

Слова близкие по значению, но различные по звучанию.

Слова, противоположные по значению.

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению.






































Р: выстраивать последовательность действий.











К: соблюдать правила ведения диалога.






П:делать выводы









Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

- Сейчас вам нужно составить словосочетания со словами: жёлтый, ранний, тетрадь.

- Скажите, что такое словосочетание?

- Докажите, что вы составили словосочетания.

- Определите, какое название более точное: лист или жёлтый лист?

- Почему?

-Что конкретнее описывает предмет слово или словосочетание?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на урок?




Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Жёлтый лист

Оно конкретнее описывает предмет.

Словосочетание

«Слово и словосочетание»

Цель: «Научиться различать слово и словосочетание»











П: с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана урока.

Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь нашей цели? Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность.


Слайд 19

Верно, это и будет план сегодняшнего урока.

План урока:


1. Изучим, что такое словосочетание.


2. Научимся находить в тексте словосочетания

3. Научимся составлять словосочетания.














Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

5. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)










Организует деятельность по реализации построенного проекта.


Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение). А чтобы вспомнить, что такое словосочетание, давайте выполним упр.79 на с.47                        

Работа с учебником.            Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов.                                       - Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему.                                                     - Запишите название каждого предмета.                                                  На основе упр.79 сделаем вывод, что же такое словосочетание?

-Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета.  Проверим наш вывод, прочитав правило на стр. 47.

 - Прочитайте определение.  

- Как связаны слова в словосочетании? Приведите свои примеры.

- Теперь выполните задание в рабочей тетради. Вам нужно составить словосочетания по картинкам и записать их в тетради.

- Запишите слова и словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы, определите часть речи.





Анализируют иллюстрации

Читают слова и словосочетания

Сочетание слов, потому что оно даёт более точное описание предмета.

Словосочетание  - это «сложное название»,  которое более точно,
чем слово, может назвать предмет, действие, признак.

Слова в словосочетании связаны
по смыслу.












Записывают слова.

Определяют часть речи и вставляют пропущенные орфограммы.



Отличать слово от словосочетания

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога.


П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.

П:делать выводы






Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.



Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


Работа с учебником. (по группам)

Упражнение 81.

-Прочитайте.

-Первая группа: составьте словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.

-Вторая группа: запишите самостоятельно словосочетания.

-Третья группа: объясните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда «одеть»?

«Веселая грамматика»

Одеть или надеть,

Два этих слова

Мы часто путаем

Так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба, стало быть, надета.

Одеть, надеть.

Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

-Надеть можно что-то. Например, пальто. Приведите свои примеры.

-Одеть можно кого-то. Например, мальчика. Кого еще можно одеть?                                                          - Составьте предложения с этими словами и запишите их.

-Прочитайте предложения, которые вы записали.(Работа в парах)

А сейчас вы поработаете с карточками.

Вам необходимо выполнить несколько заданий, представленных на этих карточках. Задания выполняете прямо на карточках.

1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:

краснощёкий мальчик

шум колёс

возвращаюсь домой

зарево пожара

упали на землю

крепкое рукопожатие

2. Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ.

Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти

медвежья берлога

мамина сумка

вишнёвое варенье

рыбный суп

бабушкин платок

Сейчас обменяетесь карточками и проверьте работы по образцу на слайде.





. Работа с учебником

С помощью вопроса подбирают к главному слову зависимое.

Самостоятельно записывают словосочетания












Выполняют работу по карточкам.

Научатся

находить в словосочетании главное и зависимое слова

П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.


К: соблюдать правила ведения диалога.



П:делать выводы







П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.




П: сравнивать объекты.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

Сейчас поработаем в рабочей тетради. Откройте страницу 14, номер 6.

Ваша задача списать предложения, выделить грамматическую основу и выписать все словосочетания из предложений.

Для того, чтобы проверить посмотрите на слайд.

Выполняют задания самостоятельной работы.

Проверяют правильность выполнения на слайде.



П:делать выводы


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Что такое словосочетание?

- Как отличить слово от словосочетания?


Тема: «Слово и словосочетание»

Цель: «Научиться различать слово и словосочетание»

Словосочетание- это «сложное название», которое более точно,

чем слово, может назвать предмет, действие, признак.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.


К: воспринимать суждения.





П:делать выводы

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)



Организует рефлексию учебной деятельности.

- Достигли ли мы поставленной цели?


- Все ли задачи решили?


- Оцените свою работу. Нарисуйте у тебя в тетради лестницу успеха из трёх ступенек. Нарисуйте небольшого человечка на нижней ступени, если вы вообще ничего не поняли, на средней те, кто всё понял, но были трудности, и на самом верху те, кто всё понял.

На этом наш урок заканчивается, до свидания.




- Да.


- Да.






Рисуют лестницу успеха.



Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.