Ф.И.О. Качкина Кристина Павловна.
Предмет: русский язык.
Тема урока: «Слово и словосочетание».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении слова и словосочетания.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. Слайд 1 Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Павловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Но перед началом работы - я прочитаю вам высказывание Максима Горького: Слайд 2 «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык — это тоже инструмент, и надо учиться легко и красиво им владеть». - Как вы понимаете это высказывание? - Что автор хотел донести этими словами? - К чему нужно стремиться на уроках русского языка? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свое мнение о смысле высказывания о русском языке. Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности. | | К: соблюдать правила ведения диалога; | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Практический (упражнение - словарная работа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через минутку чистописания и словарную работу как подведение к теме. - Открываем тетрадку, записываем число, классная работа, сегодня 31 марта. - Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Послушайте и дайте ответ на нее. Слайд 3 Со стремянкой буква схожа. Лить, лепить, листать поможет. Без нее не будет лета, Что за буква, дети, это? Слайд 4 - Верно, пропишите букву Л, заглавную и строчную, чередуя до конца строки. Слайд 5 – 14. - Сейчас вам необходимо выполнить словарную работу. На экране будут словарные слова в виде картинок. Ваша задача - посмотреть на слайд, вспомнить, что изображено на нем. Записать молча словарное слово в тетрадь. В словарных словах вы указываете ударение и подчёркиваете орфограммы. Первое слово с большой буквы, а далее через запятую и после всей работы ставим точку. Слайд 15 - Все закончили? Молодцы, поменяйтесь тетрадями и выполните проверку работы соседа карандашом, на слайде вы можете видеть правильный вариант написания слов. 0 ошибок - 5, 1-2 ошибки - 4, 3-5 ошибок - 3, больше 5 ошибок - 2. Посмотрите на слайд и прочитайте слова. Высокий, низкий, жёлтый. Огромный, большой, ранний. Лук, коса, тетрадь В каждом ряду найдите одно лишнее слово. Почему вы считаете эти слова лишними? Давайте вспомним: - Какие слова называются синонимами? - Какие слова называются антонимами? - Какие слова называются омонимами? | Выполняют задания «минутки чистописания». - «Л». Прописывают букву. Выполняют словарную работу. Записываю слова в тетрадь. 1. Сирень. 2. Трамвай. 3. Рябина. 4. Компьютер. 5. Шоссе. 6. Чёрный. 7. Картофель. 8. Самолёт. 9. Ракета. 10. Трактор. Выполняют взаимопроверку работ. Жёлтый Ранний Тетрадь Так как в 1 ряду остаются антонимы, во 2 синонимы, в 3 омонимы. Слова близкие по значению, но различные по звучанию. Слова, противоположные по значению. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению. | | Р: выстраивать последовательность действий. К: соблюдать правила ведения диалога. П:делать выводы | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. - Сейчас вам нужно составить словосочетания со словами: жёлтый, ранний, тетрадь. - Скажите, что такое словосочетание? - Докажите, что вы составили словосочетания. - Определите, какое название более точное: лист или жёлтый лист? - Почему? -Что конкретнее описывает предмет слово или словосочетание? - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим на урок? | Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Жёлтый лист Оно конкретнее описывает предмет. Словосочетание «Слово и словосочетание» Цель: «Научиться различать слово и словосочетание» | | П: с помощью педагога формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь нашей цели? Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность. Слайд 19 Верно, это и будет план сегодняшнего урока. | План урока: 1. Изучим, что такое словосочетание. 2. Научимся находить в тексте словосочетания 3. Научимся составлять словосочетания. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение). А чтобы вспомнить, что такое словосочетание, давайте выполним упр.79 на с.47 Работа с учебником. Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов. - Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему. - Запишите название каждого предмета. - На основе упр.79 сделаем вывод, что же такое словосочетание? -Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета. Проверим наш вывод, прочитав правило на стр. 47. - Прочитайте определение. - Как связаны слова в словосочетании? Приведите свои примеры. - Теперь выполните задание в рабочей тетради. Вам нужно составить словосочетания по картинкам и записать их в тетради. - Запишите слова и словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы, определите часть речи. | Анализируют иллюстрации Читают слова и словосочетания Сочетание слов, потому что оно даёт более точное описание предмета. Словосочетание - это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет, действие, признак. Слова в словосочетании связаны по смыслу. Записывают слова. Определяют часть речи и вставляют пропущенные орфограммы. | Отличать слово от словосочетания | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению. П:делать выводы | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. Работа с учебником. (по группам) Упражнение 81. -Прочитайте. -Первая группа: составьте словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса. -Вторая группа: запишите самостоятельно словосочетания. -Третья группа: объясните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда «одеть»? «Веселая грамматика» Одеть или надеть, Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба, стало быть, надета. Одеть, надеть. Давай глядеть: Кого одеть и что надеть? Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет! -Надеть можно что-то. Например, пальто. Приведите свои примеры. -Одеть можно кого-то. Например, мальчика. Кого еще можно одеть? - Составьте предложения с этими словами и запишите их. -Прочитайте предложения, которые вы записали.(Работа в парах) А сейчас вы поработаете с карточками. Вам необходимо выполнить несколько заданий, представленных на этих карточках. Задания выполняете прямо на карточках. 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому: краснощёкий мальчик шум колёс возвращаюсь домой зарево пожара упали на землю крепкое рукопожатие 2. Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ. Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти медвежья берлога мамина сумка вишнёвое варенье рыбный суп бабушкин платок Сейчас обменяетесь карточками и проверьте работы по образцу на слайде. | . Работа с учебником С помощью вопроса подбирают к главному слову зависимое. Самостоятельно записывают словосочетания Выполняют работу по карточкам. | Научатся находить в словосочетании главное и зависимое слова | П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П:делать выводы П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению. П: сравнивать объекты. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. Сейчас поработаем в рабочей тетради. Откройте страницу 14, номер 6. Ваша задача списать предложения, выделить грамматическую основу и выписать все словосочетания из предложений. Для того, чтобы проверить посмотрите на слайд. | Выполняют задания самостоятельной работы. Проверяют правильность выполнения на слайде. | | П:делать выводы | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Какова была тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили на урок? - Что такое словосочетание? - Как отличить слово от словосочетания? | Тема: «Слово и словосочетание» Цель: «Научиться различать слово и словосочетание» Словосочетание- это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет, действие, признак. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. | | К: воспринимать суждения. П:делать выводы | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. - Достигли ли мы поставленной цели? - Все ли задачи решили? - Оцените свою работу. Нарисуйте у тебя в тетради лестницу успеха из трёх ступенек. Нарисуйте небольшого человечка на нижней ступени, если вы вообще ничего не поняли, на средней те, кто всё понял, но были трудности, и на самом верху те, кто всё понял. На этом наш урок заканчивается, до свидания. | - Да. - Да. Рисуют лестницу успеха. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |