СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование глаголов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал к разным этапам урока. Различные виды разборов,вопросы для проверки изученного ранее, новый материал и задания на закрепление.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование глаголов.»

Словообразование глаголов Балакирева Т.А., МБОУ СОШ № 23 г. Владивостока

Словообразование глаголов

Балакирева Т.А.,

МБОУ СОШ № 23

г. Владивостока

Разминка  Уж та..т снег, б..гут руч..и,  В ..кно п..ве..ло в..сною,  З..свищут скор.. с..лов..и, И лес оден..тся листвою.    (Плещеев) Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. 2.  Одеть – надеть. Объясните разницу в значении слов.  3. Выполните пунктуационный разбор предложения. 4. Дайте характеристику предложению: В окно повеяло весною.

Разминка

Уж та..т снег, б..гут руч..и,

В ..кно п..ве..ло в..сною,

З..свищут скор.. с..лов..и,

И лес оден..тся листвою.

(Плещеев)

  • Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы.

2. Одеть – надеть. Объясните разницу в значении слов.

3. Выполните пунктуационный разбор предложения.

4. Дайте характеристику предложению:

В окно повеяло весною.

В окно повеяло весною. (Повеств., невоскл., простое, односоставное, распр.) Чем выражено сказуемое? Какие глаголы называются безличными? Чего не имеют такие глаголы? Какую роль выполняют в предложении?

В окно повеяло весною.

  • (Повеств., невоскл., простое, односоставное, распр.)
  • Чем выражено сказуемое?
  • Какие глаголы называются безличными?
  • Чего не имеют такие глаголы?
  • Какую роль выполняют в предложении?
Выполните морфологический разбор слова ПОВЕЯЛО 1) Что сделало? 2) н.ф. повеять, 1 спр, невозвр, неперех., сов.в., изъяв. накл., прош.вр., ср.р., ед.ч. 3) сказуемое Определите способ образования

Выполните морфологический разбор слова ПОВЕЯЛО

1) Что сделало?

2) н.ф. повеять, 1 спр, невозвр, неперех., сов.в.,

изъяв. накл., прош.вр., ср.р., ед.ч.

3) сказуемое

  • Определите способ образования
Определите способ образования глаголов 1. Перерасти, выкопать, покусать, расшифровать, возгордиться, изрисовать, прилепить. 2. Смешить, советовать, пестреть, желтеть, дешеветь. 3. Озеленить, усыновить, пояснить, покашливать, дозвониться

Определите способ образования глаголов

  • 1. Перерасти, выкопать, покусать, расшифровать, возгордиться, изрисовать, прилепить.
  • 2. Смешить, советовать, пестреть, желтеть, дешеветь.
  • 3. Озеленить, усыновить, пояснить, покашливать, дозвониться
С помощью чего? Приставок От чего? Суффиксов -у- Примеры от глаголов Приставок и суффиксов одновременно -пере- -ова- о-+ -ене- от сущ. у лететь -вы- -ева- От разных частей у-+ -я- совет ова ть -за- -а- пере прыгнуть у-+ -и- вы молвить речи У средн я ть - средний гор ева ть -об- обед а ть У сво и ть - свой за говорить -н- -на- У тро и ть - трое об ъехать от прилаг. -с- -е- на крыть син и ть -в- -ну- с ъехать зелен е ть в писать глох ну ть

С помощью чего?

Приставок

От чего?

Суффиксов

-у-

Примеры

от глаголов

Приставок и суффиксов одновременно

-пере-

-ова-

о-+ -ене-

от сущ.

у лететь

-вы-

-ева-

От разных частей

у-+ -я-

совет ова ть

-за-

-а-

пере прыгнуть

у-+ -и-

вы молвить

речи

У средн я ть - средний

гор ева ть

-об-

обед а ть

У сво и ть - свой

за говорить

-н-

-на-

У тро и ть - трое

об ъехать

от прилаг.

-с-

-е-

на крыть

син и ть

-в-

-ну-

с ъехать

зелен е ть

в писать

глох ну ть

Как образовались глаголы проголодаться, раскричаться, разбежаться? Запишите их, обозначая словообразовательные морфемы. Про голодать ся – голодать Рас кричать ся – кричать Раз бежать ся - бежать

Как образовались глаголы проголодаться, раскричаться, разбежаться?

  • Запишите их, обозначая словообразовательные морфемы.
  • Про голодать ся – голодать
  • Рас кричать ся – кричать
  • Раз бежать ся - бежать
Запишите глаголы, образованные с помощью 1) приставки; 2) суффикса; 3) приставки и суффикса одновременно Рассказать, беседовать, ободрить, разбежаться, узнать, присниться, построить, подвести, разрастись, одуматься, приблизиться, осмотреться, расстелить.

Запишите глаголы, образованные с помощью 1) приставки; 2) суффикса; 3) приставки и суффикса одновременно

  • Рассказать, беседовать, ободрить, разбежаться, узнать, присниться, построить, подвести, разрастись, одуматься, приблизиться, осмотреться, расстелить.
Работа в парах Упр.315 Домашнее задание: упр314, 316

Работа в парах

  • Упр.315

Домашнее задание: упр314, 316

Рефлексия Я УЗНАЛ О … Я НАУЧИЛСЯ … Я СМОГУ … МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ

Рефлексия

  • Я УЗНАЛ О …
  • Я НАУЧИЛСЯ …
  • Я СМОГУ …
  • МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ