СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ
Цели: повторить изученное по теме «Однокоренные слова»; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; отрабатывать навык морфемного словообразовательного разбора; научить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; отрабатывать навык по составлению словосочетаний и предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Беседа по вопросам.
– Что изучается в словообразовании?
– Какие морфемы выделяются в слове?
– От чего и с помощью чего образуются слова?
– Какие способы образования слов вам известны?
– Чем отличается словообразовательный разбор от разбора по составу?
2. Выполнение упражнения 25. Все ли выделенные слова в этом стихотворении однокоренные? Почему?
3. Вспомните и расскажите о правописании безударных гласных в корне.
– От чего зависит написание чередующихся гласных?
(От ударения: гор – гбр; от согласной корня: раст – рос – ращ, лаг – лож; от суффикса
мер – мир, тер – тир...)
4. Проверка усвоения написания е–и в корнях с чередующимися гласными.
Учитель диктует по три словосочетания, учащиеся записывают в строчку нужную букву.
1) собирать хворост 1) запирать дверь 1) растирать краски
2) забирать домой 2) постелить постель 2) заблестеть на солнце
3) блистательная победа 3) замереть от восторга 3) расстелить ковер
4) расстилается туман 4) блестящий лед 4) вытереть ноги
5) подбирать цитату 5) придираться к мелочи 5) расстилать листы
6) раздерет шкуру : 6) блеснул вдали 6) прижигать рану
7) упереться ногой 7) заблестела река 7) зажигал свет
8) опереться на плечо 8) стереть написанное 8) блистал на балу
9) собираться в школу 9) задирать нос 9) упирался в подставку
| Если ученик во всех словах верно определил выбор гласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, он получит цифру 5. |
5. Выполнение заданий.
Задание 1 (устно). Соедините слова правого и левого столбика так, чтобы получились новые:
Задание 2. Найдите по схемам слова.
Можно ли по схеме определить часть речи?
Предъюбилейный, объемный, подснежник, переход, пьедестал, пьеса, разгореться, большинство, горячо.
Задание 3. Выполните и запишите как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками
и
Например: бездна премудрости, камень преткновения, превозносить до небес, преклонный возраст, преклонить колени, принимать за чистую монету, привести к общему знаменателю, присутствие духа; пришел, увидел, победил и др.
Задание 4. Вспомните правило о слитном и дефисном написании слов.
Орфографическая диктовка.
Вагоноремонтный, рыболовецкий, северо-восточный, темно-синий, кисло-сладкая улыбка, глубокоуважаемый, Верхне-Уральский хребет, Западно-Сибирская низменность, скоропортящийся, вольнолюбивый, самодержавно-крепостнический, металлорежущий.
Задание 5. Определите, сколько окончаний в словах, укажите, где они расположены.
Пятидесяти, шестьюдесятью, четырьмястами, бегите, положите, рассчитайте, ориентируется, рассчитаюсь, восстанавливается.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: упражнение 27, составить карточку для соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке (карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм).