СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данной разработке был прведён открытый урок-практикум в 6 классе, урок соответствуе ФГОС. Ребятам понравились задания, работали активно.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование имён существительных»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе.


Тема урока «Словообразование имён существительных».


Опорные понятия, термины:

словообразование, морфема (приставка, корень, суффикс, окончание), способ образования слова (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, бессуффиксальный), словообразующие морфемы, исходное слово, производное слово.

Новые понятия:

словообразовательная цепочка. Словообразование, словоизменение.




Ресурсы:

учебник, рабочая тетрадь.

Раздаточный материал (карточка с текстом В.А. Сухомлинского «Любовь и жестокость», карточки с заданиями для самостоятельной работы по вариантам).

Презентация по теме: «Словообразование имён существительных».

На стенде «Сегодня на уроке» - способы словообразования существительных (в виде плакатов).

Тип занятия: обобщающий урок-практикум













Этап



Содержание

Методы

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный


Предварительная организация класса, готовность учителя и учащихся к уроку.










Приветствую обу­чающихся, прошу их проверить готов­ность к уроку.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.





Самопроверка

Регулятивные: самоконтроль учебной деятель­ности.


2. Актуализация знаний

Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.


Беседа


Дедуктивный (применение знаний)








Проверяем Д/З.















1) Что такое словообразование?





2) При помощи каких морфем образуются новые слова?


3) Для чего нужны окончания?


4) От каких частей речи чаще всего образуются существительные?









5) Назовите три основных способа образования существительных. Рассказать о каждом с примерами.






6) Какой еще способ образования существительных вам известен?

Назовите виды сложения с примерами.

Проверяем Д/З.


Три ученика работают у доски, пока с остальными проверяем Д/З: найти исходное слово, отметить словообразовательную морфему, определить способ словообразования (слова записаны на доске: сокращение, пригород, острота).

- Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.


- Приставка, суффикс.



- Чтобы показать форму слова.


- От сущ.: дом – домик / домишко, от прил.: добрый – добряк, чистый – чисто, чистота, от глаг.: зажигать – зажигалка, печь – печка, от числит.: тройня, тройка, пятёрка.


- Суффиксальный – добряк, печка, чистота; приставочный – пригород, беспорядок;

приставочно-суффиксальный – подбородок, подсвечник…


- Сложение с соедин. гласной – лесоруб, мореплаватель; сложение без соедин. гласной – стенгазета, премьер-министр; сложение с одновременным присоединением суффикса – соковыжималка.

Словесная оценка учителя.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.








Фронтальный опрос.

Познавательные: осуществляют актуализацию полученных знаний.

Регулятивные: проверка. Самоконтроль правильности выполнения заданий. Умение находить возможные ошибки и исправлять их.

3. Мотивационный


Закрепить умение определять способы образования существительных; умение находить словообразовательную пару; продолжить отрабатывать орфографические навыки.

Беседа

Мотивирую обучающихся к постановке познавательной цели урока и задач.

- Мы повторили способы словообразования, а теперь посмотрите на слайд и скажите мне, какая пара – ошибочная? И почему? (Слайд №2)

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Ученики находят ошибку и объясняют, как должно быть, т.е. строят словообразовательную цепочку.

Словесная оценка учителя

Регулятивные: целеполагание

4. Учебно-познавательная деятельность


Находят ошибку в словообразовательной паре, строят словообразовательную цепочку.

Работа по карточкам (раздаточный материал). Должны научиться строить словообразовательные цепочки.

Дедуктивный метод.

Индивидуальный.


- Вы построили цепочку (нож – ножик – ножичек). Что это такое?

Такая последовательная цепочка однокоренных слов называется словообразовательной.

- Что мы будем учиться сегодня делать?



Обратите внимание на задание, которое выполняли ребята у доски в начале урока (слова: сокращение, пригород, острота).

Раздаю карточки с заданием.

Карточка: восстановите словообразовательные цепочки. Словообразовательные морфемы выделите.

  1. Горох, горошинка, горошина.


  1. Рыболов, рыба, рыболовство.

  2. Снегопад, снегопадище, снег.


  1. Дружочек, друг, дружок.

  2. Ценить, ценитель, цена.

  3. Сотрудник, труд, сотрудничать.

  4. Учительница, учить, учитель.

8. Разумный, разум, ум.

- В цепочке показывается последовательность образования слов. Последовательная цепочка однокоренных слов


- Мы должны научиться строить словообразовательную цепочку.









2 ученика работают у доски, остальные выполняют задание письменно в тетрадях.


1. Горох –

горошина – горошинка.

2. Рыба – рыболов – рыболовство.

3. Снег (+ падать) – снегопад – снегопадище.

4. Друг – дружок – дружочек.

5. Цена – ценить - ценитель.

6. Труд – сотрудник – сотрудничать.

7. Учить – учитель – учительница.

8. Ум – разум – разумный.

Самостоятельная работа.


















Сравниваем записи учеников, исправляем ошибки, если есть. Проверка по образцу (слайд №4)

Познавательные: осуществляют актуализацию полученных знаний.

Регулятивная: проверка. Самоконтроль правильности выполнения заданий. Находить возможные ошибки и исправлять их.

5. Физкульт-ая минутка

Упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждения утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.

Наглядный.


Проводит один ученик из класса.

Дети повторяют упражнения.


Личностные: развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

6. Учебно-познавательная деятельность. Работа с текстом

Каждому раздаётся текст В.А. Сухомлинского «Любовь и жестокость». (Слайд №5)

Беседа.

Частично-поисковый, наглядный.

Умение работать с текстом.

- Прочитайте текст.

- Вы согласны со словами совы?



- Как автор называет крылья маленького воробышка? Допустимо ли такое словообразование? Какой суффикс обычно используется для этого?

- Какие способы словообразования существительных использует автор в выделенных словах? Конкретно с примерами из текста.

Отвечают на вопросы, обосновывая ответы.



- Крыльца


(крылышки)









Слайд №7

Фронтальный опрос.


Работа в группах (по 2 человека).

Личностные: формирование мировоззренческих понятий.

Коммуникативные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Познавательные:

- осуществляют актуализацию полученных знаний;

- делать обобщающие выводы;

- смысловое чтение.

Регулятивные: проверка. Самоконтроль правильности выполнения заданий. Находить возможные ошибки и исправлять их.


7. Практическая деятельность. Индивидуальная работа.

Записываем слова в столбик под диктовку, определяем исходное слово и способ словообразования, словообразовательную морфему выделяем.

Умение работать самостоятельно.

Диктую слова: отчисление, соковыжималка, отбор, отговорка, отголосок, лесоруб, подснежник

Записывают слова в столбик в рабочей тетради, определяют исходное слово и способ словообразования, словообразовательную морфему выделяют.

Отчисление (отчислить, суффиксальный);

соковыжималка (сок+о+выжимать+ -лк-; сложение с одновременным присоединением суффикса);

отбор (отбирать; бессуффиксальный);

отговорка (отговорить; суффиксальный);

отголосок (голосок; приставочный);

лесоруб (лес+о+рубить; сложение с соединительной гласной);

подснежник (снег; приставочно-суффиксальный)

Индивидуальная работа, самопроверка. (Слайд №8)

8. Коллективная устная работа. Практическая деятельность.

Слайд со словами, где нужно найти второе слагаемое и определить его значение. (Слайд №9)

Например, уравнение зуб + Х = зубчатый решаем так:

зуб + чат (имеющий что-то, наделённый) = зубчатый

Беседа

Бокс + Х = боксёр;


Игра + Х = игрок;



болото + Х = болотище;

ключ + Х = ключик;



резать + Х = резчик;


учить + Х = учитель;



генерал + Х = генеральша;

велосипедист + Х = велосипедистка.

(Слайд №9)

-ёр- (м.р., тот, кто связан с боксом);

-ок- (лицо, которое производит действие);

-ищ- (увеличительный оттенок);

-ик- (уменьшительно-ласкательное значение);

-чик- (человек и его деятельность, профессия);

-тель- (человек и его деятельность, профессия);

-ш- (лицо женского пола);

-к- (лицо женского пола).

Коллективная устная работа

Коммуникативные:

умение говорить и делать выводы.

Познавательные:

- осуществляют актуализацию полученных знаний.

9. Самостоятельная работа. Контроль.

Самостоятельно выполняют задание, а затем самостоятельно проверяют и оценивают соседа по парте.

Ответы на слайде №10.

Индивидуальный

Iв. 1) составьте и запишите словообразовательную цепочку, учитывая последовательность образования слов друг от друга. Словообразовательные морфемы выделить:

нож, ножичек, ножик;

2) придумайте слово, соответствующее модели под ник , определите исходное слово.

IIв. 1) составьте и запишите словообразовательную цепочку, учитывая последовательность образования слов друг от друга. Словообразовательные морфемы выделить:

вредность, вред, вредный;

2) придумайте слово, соответствующее модели со ник , определите исходное слово.

Iв. 1) нож – ножик – ножичек;

2) подснежник (снег), подоконник (окно), подсвечник (свеча) и т.п.


IIв. 1) вред - вредный – вредность;

2) собеседник (беседа), сотрудник (труд), сокурсник (курс) и т.п.


Самостоятельная работa. Проверяют соседа по парте и ставят оценки.

(Слайд №10).

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: анализ, построение логической цепи рассуждений.

10. Итог урока. Рефлексия.

Проблема – как построить словообразовательную цепочку – решена. Пробуют самостоятельно придумать словообразовательную цепочку.

Беседа

Сегодня мы с вами закрепили умение определять способы словообразования, умение строить словообразовательную цепочку.

- Какой можно сделать вывод?



Словообразование – важнейший раздел русского языка. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется.

- основные способы словообразования.

- морфемный и словообразовательный разбор.

- проследили, как словообразование связано с другими разделами.

Придумывают словообразовательную цепочку.


Фронтальный

Регулятивные: участие в подве­дении итогов урока; самооценка.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли.

11. Домашнее задание

Выполнение домашнего задания.


Ребята, я предлагаю вам Д/З на выбор.

  1. *** - составить своё задание (карточку) по данной теме.

2. ** - составить небольшой рассказ, используя разные способы образования существительных.

3. * - выполнить упражнение по учебнику.

Выбирают домашнее задание.

(Слайд №11)

Самостоятельная работа

Познавательная: осуществляют актуализацию полученных знаний.

Регулятивная: самоконтроль правильности выполнения заданий.



Приложение:


Карточка 1: восстановите словообразовательные цепочки. Словообразовательные морфемы выделите.


1. Горох, горошинка, горошина.

2. Рыболов, рыба, рыболовство.

3. Снегопад, снегопадище, снег.

4. Дружочек, друг, дружок.

5. Ценить, ценитель, цена.

6. Сотрудник, труд, сотрудничать.

7. Учительница, учить, учитель.

8. Разумный, разум, ум.

Карточка 2.


«Любовь и жестокость».

Выпал из гнёздышка маленький воробышек. Крыльца ещё не окрепли у него. Барахтается в травке, а вокруг него летает и тревожно пищит воробьиха. Увидел воробышка ястреб и летит к нему. Все птицы на деревьях замерли от страха: что же это будет? Удивились, что воробьиха не улетела, а бросилась на ястреба. Распушилась, подлетела к нему, стукнула клювом в глаз, вцепилась коготками в голову. Испугался ястреб и улетел.

Изумились все птички. Вот так воробьиха! Как же это получилось, что она победила ястреба?

- А так, - сказала сова. – Воробьиха любит своего воробышка. А у ястреба нет никакой любви. Он только жесток. А жестокость никогда не побеждала любовь.

(В.А. Сухомлинский)

- Вы согласны со словами совы?

- Как автор называет крылья маленького воробышка? Допустимо ли такое словообразование? Какой суффикс обычно используется для этого?

- Какие способы словообразования существительных использует автор в выделенных словах? Конкретно с примерами из текста.


Карточки для самостоятельной работы по вариантам.


Iв. 1) составьте и запишите словообразовательную цепочку, учитывая последовательность образования слов друг от друга. Словообразовательные морфемы выделить:

нож, ножичек, ножик;

2) придумайте слово, соответствующее модели под ник , определите исходное слово.


IIв. 1) составьте и запишите словообразовательную цепочку, учитывая последовательность образования слов друг от друга. Словообразовательные морфемы выделить:

вредность, вред, вредный;

2) придумайте слово, соответствующее модели со ник , определите исходное слово.