№ Дата:
Класс: 7-А,Б,В
Предмет: русский язык
Тема урока: «Словообразование наречий».
Цель урока: познакомить учащихся с основными способами образования наречий.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
научиться определять способы образования наречий;
повторить материал о наречии как части речи;
научиться анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки;
научить морфемному разбору наречий;
научить образовывать наречия различными способами.
Метапредметные:
развивать познавательные способности учащихся через развивающие вопросы, умения обобщать, делать выводы;
развивать мыслительные и творческие возможности учащихся.
Личностные:
воспитывать культуру речи;
поддерживать интерес к урокам русского языка и образовательному процессу в целом.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Эпиграф к уроку:
Русский язык необыкновенно богат
наречиями, которые делают нашу речь точной,
образной, выразительной.
М. Горький
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
- Вспомните, какую часть речи мы с вами начали изучать? В чем особенность этой части речи? Какие разряды есть у наречия? (распечатка)
3. Целеполагание
На доске схемы:
Определите, какая часть речи зашифрована в схемах(наречие).
- Что помогло вам определить? (Отсутствие окончания.)
- Какие ещё части речи могут иметь такой состав? (Деепричастие, инфинитив.)
- Попробуйте теперь определить тему нашего урока. (Словообразование наречий.)
- Какова задача нашего урока?
4.Работа по теме урока
На доске:
Умственно умственный
Вдали даль
- Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?
Вывод:
а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;
б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
От исходных слов каких частей речи ещё могут образовываться наречия?
Распределитеьный диктант.(в тетради под диктовку)
- Распределите наречия по исходному слову:
по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.
От существительных: вверх, снизу.
От прилагательных: заново, по-испански.
От местоимений: по-моему, затем.
От числительных: однажды, во-вторых.
- Определите способы образования наречий. Выделите словообразовательные морфемы. Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?
Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.
5.Первичное закрепление
Тренировочные упражнения.
1) Работа в парах. Пользуясь схемами, образовать наречия от данных слов.
1 вариант: хороший, плохой, тёмный, первый, грустный
2 вариант: тёплый, серьёзный, тихий, горячий, дружный
2) Заменить указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий (дети записывают только наречия).
3) Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.
Быстрый…- быстрее – побыстрее.
Тонкий… - тоньше – потоньше.
Строгий… - … - … - построже.
6.Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Оцените свою работу на уроке одним НАРЕЧИЕМ.
7.Д.з.- Выучить теорию, найти и выписать из художественного текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий.
ФИ .
1. Закончите предложения, в бланке ответов запишите необходимое слово под соответствующей цифрой.
Наречие – это , которая обозначает .
В предложении наречие чаще всего являются . По значению наречия делятся на и _______ ______. В границах этих разрядов принято выделять следующие разряды наречий по значению:
.
. Наречия имеют степени сравнения .
Сделать умышленно . Смотреть издали .
Изредка плескался . Не разобрал сослепу .
Повсюду зазеленели . Река впереди .
Нисколько не удивился . Выступали поочерёдно .
Расположен посередине .